Рефераты. Политэкономия

Heilbroner R..L. The Wordly Philosophers.


? Подумай и ответь!


1.       Опишите основные типы рыночных отношений, возникших в различные периоды развития товарно-рыночного хозяйства.

2.       Покажите значение рыночной системы для современной экономики.

3.       Объясните, что такое рынок как социальный институт.

4.       Что Вы понимаете под функциями рынка? Дайте краткую информацию по этому вопросу.

5.       Издавна в пословицах и поговорках нашего народа состояние рынка оценивалось следующим образом: " товар нынче в цене", " и товар по цене, и цена по товару", " и товар хорош, и цена весела".

Объясните, с помощью какого, образно говоря, " барометра" оценивается состояние "погоды" на рынке.

Уточните, как в зависимости от показаний "барометра" чувствуют себя продавцы и покупатели.

6.       Объясните, что такое спрос на товары. Можно ли спросом считать потребность людей в товарах и услугах?

7.       Поясните, что означает предложение товаров на рынке.

8.       Что такое равновесная цена и равновесное количество продукта?

9.       Когда на рынке возникают такие явления как избыток и дефицит товаров? Как они определяются?

10. Кроме экономических условий деятельности рынка, какие еще условия необходимы?

11. Назовите и охарактеризуйте основные группы участников свободной конкуренции.

12. Насколько реальной является совершенная конкуренция? Существуют ли сейчас рынки совершенной конкуренции?

13. Свободная конкуренция вызывает неоднозначные оценки ее роли в развитии рынка. Одни экономисты высказывают доводы в пользу всемерного развития рыночной состязательности, другие - указывают на отрицательные последствия соперничества товаропроизводителей.

Отметьте, в чем расходятся сторонники и противники конкуренции?

14 . Монополия является , как правило, крупным собственником, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства. Эта рыночная власть позволяет ей путем изменения рыночной цены добиваться дополнительных доходов.

Укажите, каким правилам поведения на рынке следуют монополисты с тем, чтобы получить более высокий доход.


Вопросы для знатоков экономики ?!

1.       Чтобы лучше понять, почему необходим переход рынку в Украине, надо представить действительные экономические отношения в нашей стране в предыдущий период.

Ответьте на следующие вопросы:

Был ли в СССР развитой рынок?

Что было характерно для советской экономики: ее монополизация или конкуренция?

Кто и как устанавливал цены на товары?

Как удовлетворялся покупательский спрос, имели потребители свободу выбора благ и услуг?

2.       Еще до перехода к рынку в нашей стране у его инициаторов возобладала идея создания никем не ограниченного рынка. Их не смущали предостережения противников такого выбора. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете " Известия" 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: " Те, кто говорит о возвращении к свободному рынку времен А.Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить".

Ответьте на вопросы:

Какой тип рынка был выбран в 1992 году в Украине?

Прав ли был профессор Дж.Гэлбрейт?


Типовая задача

Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой заданы уравнениями.

QD = 2400-100 Р                    Q - количество обедов в день

QS = 1000+250P                     Р - цена обеда

а) вычислить равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене;

б) заботясь о студентах, администрация установила цену 3 грн. за обед. Каковы последствия такого решения

Решение:

а) найдем равновесную цену:

QD(Р)= QS(Р)

2400-100Р=1000+250Р

1400=350Р

Р = 4 (грн.)


б) Равновесное количество обедов:

Q=2400-100·Р

Q=2400-100·4=2000 обедов в день.


в) если цена будет Р=3 грн., то есть ниже равновесной, то спрос превысит предложение, следовательно возникнет дефицит обедов.

Найдем количество обедов, которое смогут предложить по данной цене:

QS(3)=1000+250·3                  QD(3)=2400-100·3

QS=1750 обедов в день < QD=2100 об. в день

Предложение      < Спрос

Дефицит = 2100-1750=350 обедов

Задача для самостоятельной работы.

Функция спроса QD = 11-Р, функция предложения QS =2Р-4

а) найти равновесную цену и объем продаж

б) найти избыток (дефицит) предложения при цене Р=4

в) построить график.


Тесты для самопроверки знаний студентов


1.       Совершенная конкуренция - это:

А) множество мелких предприятий с однородной продукцией;

Б) множество мелких предприятий с разнородной продукцией;

В) множество продавцов и небольшое количество покупателей.

2. Олигополия - это:

А) крупная компания, имеющая 80% доли рынка;

Б) господство на рынке нескольких крупных компаний,

В) диктат производителя над потребителем.

3.       Как называется та экономическая ситуация, когда покупателем какой-то продукции является только одна фирма (организация):

А) монополия;

Б) монопсония;

В) олигополия.

4.       Рынок - это:

А) совокупность актов купли-продажи;

Б) взаимодействие спроса и предложения;

В) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;

Г) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления;

Д) все ответы верны.

5.Тождественны ли понятия "обмен", "обращение", "рынок" :

А) да;

Б) нет.

ТЕМА 8. Инфраструктура рынка и капитал сферы обращения


Программная аннотация


Понятие и основные черты инфраструктуры рынка.

Заемный капитал и процент. Банки, их роль и функции. Центральные и коммерческие банки. Другие финансово-кредитные учреждения.

Процент и его экономическая природа. Границы колебания.

Суть кредита и его формы. Банковская прибыль.

Капитал в сфере торговли. Затраты оборота. Розничная и оптовая торговля. Товарные биржи. Торговая прибыль.

Фондовая биржа. Ценные бумаги.

Роль рыночной инфраструктуры в регулировании экономических процессов.


Опорный конспект


Понятие и основные черты инфраструктуры рынка

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа "продаю-покупаю"; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Но, характеристика рынка была бы неполной без анализа его структуры, действующих лиц и объектов их интереса.

Действующими лицами, или субъектами, рынка являются домашнее хозяйства, фирмы и государство.

Объекты рыночного хозяйства: товары и услуги, факторы производства (земля, труд, капитал), деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты.

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка - это внутреннее строение отдельных элементов рынка.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются:

1.       По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2.       По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.

3.       По степени ограничения конкуренции называют: монополистический, олигополистический, свободный и смешанный.

4.       По отраслям различают автомобильный, зерновой и т.д.

5.       По характеру продаж: оптовый и розничный.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры.

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования.


Банки, их роль и функции


Банк - кредитно-финансовое предприятие, основу деятельности которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.

Капитал банка можно разделить на собственный (обычно не более 10 % всех средств) и привлеченный - главным образом депозиты. Кроме того, в общем капитале любого банка выделяют т.н. резервный капитал. Это тот минимум денежной наличности, который обеспечивает банковскую ликвидность, т.е. постоянную способность банка выдавать деньги по требованию клиентов. Размер этого наличного денежного минимума определяет норма резервного капитала, которую обычно устанавливает для всех банков центральный банк страны.

Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации.

В Украине функционирует двухуровневая банковская система.

1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. "Банк банков" - Национальный банк Украины ( НБУ).

Функции Центрального банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование денежного обращения.

3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная, или банковская, эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:

- собственно коммерческие (депозитные) банки, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;

- сберегательные кассы и кредитные общества;

- страховые и пенсионные фонды.

- Инвестиционные компании занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.