Рефераты. Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

          Господа следует отличать от Господа, или от Бога. В Бытие 19:24 мы встречаем следующее выражение: «И пролил Господь (Яхве) на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа (Яхве) с неба...» Притом под первым Господом в данном тексте подразумеваются не кто иные, как те два ангела, пришедшие в дом Лота (см. Быт.19:1-23), они находились на земле и проливали огонь от Господа с неба.

Похожий случай мы встречаем в видении пророка Захария о великом иерее и сатане. Зах.3:2 «И сказал Господь (Яхве) сатане: Господь (Яхве) да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь (Яхве), избавивший Иерусалим!» (см. также в Новом Завете 2Тим.1:18).

 «Сына» следует отличать от «Отца» или от «Господа». Знакомясь с учением Ветхого Завета, мы встречаем и эту идею. Так, например, в пророческом изречении Давида: «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; я ныне родил Тебя» Пс.2:7. Сыны Кареевы высказывали подобную мысль: «Остры стрелы Твои; Престол Твой Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости, более соучастников Твоих» Пс.44:6-8. Так же пророк Михей, передовая слова Божии говорит: «И ты Вифлеем - Ефрафа ... из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала от дней вечных» Мих.5:2.

          Духа следует отличать от Бога или Господа. С первых строк Библии мы встречаем это различие: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Быт.1:12. «Сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». Быт.6:3 (см. Числ.11:29; Числ.27:18; Пс.50:12,13; Ис.40:13; Аггей 4,5).

          А пророк Исая в 48 главе прямо говорит о троичности Божества. «Послушай Меня, Иаков и Израиль... Я первый и я последний... Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» Ис.48:12-16.

          Рассмотрев все эти отрывки, действительно становится очевидным тот факт, что Ветхий Завет содержит определённые свидетельства в пользу троичности Божества. Но, несмотря на это Бог Ветхого Завета один и един, а не три бога. Этим то и отличалась монотеистическая религия Израиля от языческих религий.

         

Указание на единство Бога

          О единстве Бога в учении Ветхого Завета можно заключить из того, что хотя мы и встречаем намеки на троичность, мы так же встречаем и то, что Бог только один. «И молился Езекия пред лицом Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты Один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю». 4Цар.19:15. Иов говорит, что «Он (Бог) один распростирает небеса, и ходит по высотам моря» Иов.9:8. Давид призывает славить «Того, Который один творит чудеса великие...» Пс.135:4.

         

Природа Святого Духа. Учение Ветхого Завета

Действия Святого Духа

          Действия Святого Духа, о которых нам повествует Ветхий Завет, очень разнообразны. Причина, по которой мы намереваемся рассмотреть действия Святого Духа, изучая вопрос о Его природе, заключается в том, что некоторые действия Святого Духа раскрывают Его природу.

          С первой страницы Библии мы находим, что Святой Дух участвует в творении (Быт.1:2). Книга Иова прямо свидетельствует о том, что Святой Дух совершает творческую деятельность. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь». Иов.33:4 (см.Пс.138:13; Иов.26:11-13).

Святой Дух, может быть, огорчаем и пренебрегаем. Пророк Исая, повествуя о народе Божьем, пишет: «но они возмутились и огорчили Святого Духа Его» Ис.63:10 (см. Быт.6:3).

Святой Дух пребывает в человеке, или почивает на человеке. О Давиде сказано, как и о многих других: «и почивал Дух Господень на Давиде» 1Царств16:13 (см. Быт.41:38; Числ.1:17,25,26; Числ.23:6; Числ.24:2; Числ.27:18; Суд.3:10; Суд.11:29; 4Цар.2:9,15,16; Пс.103:30; Ис.11:2; Ис.59:21; Ис.61:1; Ис.63:11; Дан.4:5,6,15; Дан.5:11,14). А пророк Аггей говорит, что Святой Дух пребывает не только в отдельный личностях, но и среди народа. «Завет Мой, - говорит Господь вышедшим из плена Вавилонского, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь». Аг.2:5.

Святой Дух исполняет человека «Господь исполнил его (Веселиила) духом Божиим» Ис.35:31 (см. Мих.3:8). Объемлет или облекает человека «Дух Господень объял Гедеона» Суд.6:34 (см. 1Пар.12:18; 1Пар.24:20).

Святой Дух действует в человеке. О Самсоне сказано: «И начал Дух Господень действовать в нем...» Суд.13:25.

Дух Святой сходит на человека: «и сошел на него (на Самсона) Дух Господень» Суд.14:6 (см. Суд.14:19; Суд.15:14; 1Цар.10:6,10; 1Цар.11:6; 1Цар.19:20; 2Пар.15:1; 2Пар.20:14; Ис.42:1).

Святой Дух также и отступает или отходит от человека. После того, как Саул ослушался Бога, о нем сказано: «от Саула отступил Дух Господень» 1Цар.16:14 (см. 3Цар.22:24; 2Пар.18:23; Пс.50:13).

Дух Святой говорит в человеке. В песне хвалы Давида, которая названа «последние слова Давида», мы находим такое высказывание: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» 2Цар.23:2 (см. 3Царств22:24).

Святой Дух руководит человеком. Бог говорит через пророка Иезекииля: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» Иез.36:27 (см. 3Царств18:13; Пс.142:10; ср. Ис.30:1).

Святой Дух наставляет. В книге Неемии записана молитва, и в ней мы встречаем такие слова: «Ты (Бог) дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» Неем.9:20.

Дух Святой напоминает. В той же молитве встречается и такое высказывание: «Ожидая их обращения (обращения народа Божьего), Ты медлил, многие годы и напоминал им Духом Твоим, через пророков Твоих». Неем.9:30.

Святой Дух участвует в передачи вести через видения. Иезекииль так описывает свой опыт: «и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим» Иез.8:3 (см. Иов.4:15; Иез.2:2; Иез.3:12,14,24; Иез.11:1,5,24; Иез.13:3; Иез.37:1; Иез.43:5; Зах.7:12).

Святой Дух утверждает. Давид молился и взывал к Господу: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня». Пс.50:14.

Дух Святой изливается. «Изолью от Духа Моего на всякую плоть (говорит Господь), и будут пророчествовать Сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И так же на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего». Иоиль 2:28,29 (см. Ис.32:15; Ис.44:3; Иез.39:29; Зах.12:10).

Прежде чем закончить говорить о действиях Святой Духа, следует отметить тот факт, что многие действия, которые совершает Святой Дух, совершает и Бог. Святой Дух творит, Бог тоже творит (см. Быт.1:1; Быт.2:2). Святого Духа можно огорчить, огорчить можно и Бога (см.Пс.77:56; ср. Иер.7:19). Бог, как и Дух Святой, действует (см. Екл.7:13; Пс.118:126). О Сауле сказано, что Дух Господень отступил от него (см. 1Царств 16:14), две главы ниже о том же Сауле сказано, что «Господь (Яхве)... от Саула отступил...» (1Цар.18:12). Бог, как и Дух Святой, говорит в человеке, или чрез человека (см. Вт.18:18,19). Бог, так же как и Дух Святой руководит человеком (Пс.72:23,24), наставляет человека (см. Вт.31:14). Подобно Святому Духу, Бог напоминает (Неем.9:29), участвует в передачи вести через видения (см. Числ.24:4; Иез.1:1), утверждает  (см. Пс.39:2,3; 2Цар.5:12).

После такого сравнения нельзя не увидеть, что во многом действия Бога и действия Святого Духа схожи. Следует отметить, что речь идет не только о таких действиях, которые способен совершить и человек, но которые совершает только Бог. На основании этого можно предположить, что существует равенство между Святым Духом и Богом. Хотя нужно сказать, что это лишь предположение.


Имена Святого Духа в Ветхом Завете

Как мы уже упоминали выше, имена во времена Ветхого Завета не просто называли человека, но и охарактеризовывали его. Поэтому нам необходимо будет рассмотреть те имена, которыми Святой Духа называется в Ветхом Завете, т.к. они характеризуют и Его природу.

В Ветхом Завете Святой Дух называется следующими именами:

Дух (см. Числ.11:17,25,26; 4Цар.2:9; 1Пар.12:18; Иов.4:15; Ис.31:3; Иез.1:20,21; Иез.2:2; Иез.3:12,14,24; Иез.8:3; Иез.11:1,24; Иез.43:5);

Дух Господень (Яхве) (см. Суд.3:10; Суд.6:34; Суд.11:29; Суд.13:25; Суд.14:6,19; Суд.15:14; 1Цар.10:6; 1Цар.16:13,14; 2Цар.23:2; 3Цар.18:12; 3Цар 22:24; 4Цар.2:16; 2Пар.18:23; 2Пар.20:14; Ис.11:2; Ис.40:13; Ис.61:1; Ис.63:14; Иез.11:5; Мих.2:7; Мих.3:8);

Дух Божий (см. Быт.1:2; Быт.41:38; Исх.31:3; Исх.35:31; Числ.23:6; Числ.24:2; 1Цар.10:10; 1Цар.11:6; 1Цар.19:20,23; 2Пар.15:1; 2Пар.24:20; Дан.5:14);

Дух с личным местоимением,  стоящим вместо имени Бога (см. Быт.6:3; Числ.11:29; Неем.9:20; Иов26:13; Пс.103:30; Пс.138:7; Пс.142:10; Ис.30:1; Ис.34:16; Ис.42:1; Ис.44:3; Ис.48:16; Ис.59:21; Иез.36:27; Иез.39:29; Иоиль 2:28,29; Агг.2:5; Зах.4:6; Зах.7:12);

Дух Святой с личным местоимением, стоящим вместо имени Бога (Пс.50:13; Ис.63:10,11).

Дух премудрости (см. Исх.28:3; Вт.34:9; Исх.11:2); Дух Илии (см. 4Цар.2:15)[102].

Дух Владычественный (см. Пс.50:14);

Дух свыше  (см. Ис.32:15).

В описании славы Божией - Дух животных[103] (см. Иез.10:17).

Дух Святого Бога (см. Дан.4:5,6,15; Дан.5:11).

Высокий Дух (см. Дан.5:12; Дан.6:3).

Превосходный Дух (Мал.2:15).

Дух благодати и умиления (см. Зах.12:10).

Дух ведения и благочестия (Ис.11:2).

Следует отметить, что многие имена, которыми называется Святой Дух, схожи с именами, которыми называется Бог. Дух называется Святым, и Бог Свят (см. Ис.6:3). Дух называется Духом Яхвы и Духом Элохим, но Яхве и Элохим - это также и имена Бога. Дух назван Духом премудрости и Бог премудр (см. Езд.7:25; Ис.28:29). Давид говорит о Духе, как о Владычественном, и Бог есть Владыка (см. Вт.10:17 ср. Дан.2:47). В Данииле пребывал высокий Дух. А Исая говорит о том дне, когда лишь «один Господь будет высок» Ис.2:11.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.