[42] В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том IV. с.88.
[43] Там же, с.87.
[44] Святитель Афанасий Великий. Творения, том I. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994. с.265.
[45] Святитель Афанасий Великий. Творения, том I. с.267.
[46] Полный православный богословский энциклопедический словарь, том II. с.1556 .
[47] «Домостроительство» Маркел представляет под различными образами: a) «нисхождение», b) «протяжение», в противоположность «сокращению», c) «глаголание» в противоположность безмолвию, покою до миротворения. Сотворением мира было «первым домостроительством». Воплощение, когда Логос (logoj) действительно родился и следовательно стал Сыном - это «второе домостроительство». Подробнее см. В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том IV.с.127.
[48] Первое домостроительство.
[49] Второе домостроительство.
[50] М.Э. Поснов. с. 358-360.
[51] М.Э. Поснов. с. 358-360.
[52] Омиусиане - считавшие Сына подобосущным Отцу, тем не менее вкладывая в это слово то же значение, что старо-никейцы в термин «единосущий».
[53] А.В. Картешев. с.107.
[54] Омоусиане - считавшие Сына единосущным Отцу.
[55] Григорий Богослов. Собрание творений том I. М., Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1974. с.448.
[56] Там же, с.448.
[57] Григорий Богослов. с.448.
[58] Там же.
[59] Там же, с.459.
[60] Полный энциклопедический словарь, том I. с.448-449.
[61] Василий Великий. Творения. М., Изд. «Паломник». 1993. с.127.
[62] Василий Великий. с.299-300.
[63] Там же, с.301.
[64] Афанасий Великий. Творения, том IV. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994. с.477-478.
[65] Известно, что Плотин применил термин три ипостаси (treij u(postaseij) к Божеству для определения взаимоотношений Единого, Ума и Души. Более точное определение понятий) ou)sia и (upostasij дал Порфирий. В решении вопроса, какой собственно смысл соединять с терминами ou)sia и (upostasij в приложении к Божеству, - помогла философия Аристотеля своим учением о substantia abstracta и concreta. Подробнее см. М.Э. Поснов. История Христианской церкви. с.361-362.
[66]Из символа упущен отрывок касающийся природы Сына, и является не обязательным для данного исследования.
[67] Каноны или книга правил. с.13-14.
[68] Там же, с.62.
[69] Timothy George, Theology of the Reformers, Nashville, Broaden press, 1988, 82.
[70] Milard J. Erikson, Christian Theology, Michigan, Baker book house,1985, 852.
[71] Мы умышленно не рассматриваем эпоху просвещения и рационализма, т.е. XVII - начало XX-го века по следующим причинам:
- Время, в которое протекала эта эпоха, нельзя назвать временем становления учения по вопросу природы Святого Духа.
- Эпоха просвещения и рационализма привнесла свое деструктивное воздействие не только, по вопросу природы Троицы и в частности по вопросу природы Святого Духа, но и Целом во всё христианство.
- После того, как прошла эта эпоха, христианство не изменило своего представления по вопросу природы Святого Духа, за исключением незначительных «жертв» этого периода.
[72] В начале было Слово... основы вероучения христиан - адвентистов седьмого дня. Заокский, Источник жизни. 1993. с.29,30.
[73] Там же.
[74] Wayne Grudem, Systematic Theology, Leicester, Inter-Varsity press, 1994, 158.
[75] Там же.
[76] Там же.
[77] Wayne Grudem, 159.
[78] Там же, с.160.
[79] Г.К Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Санкт-Петербург, Изд. «Логос». Христианское общество «Библия для всех». 1994. с.105-106.
[80] См. книгу пророка Ионы.
[81] Wayne Grudem, 165.
[82] Там же.
[83] Там же, с.168.
[84] Г.К Тиссен. с.94.
[85] Там же, с.96.
[86] Wayne Grudem, 193.
[87] Там же, с.195.
[88] Там же.
[89] Wayne Grudem, 197.
[90] Там же, с.198.
[91] Г.К Тиссен. с.101.
[92] Wayne Grudem, 203.
[93] Там же.
[94] Wayne Grudem, 206.
[95] Там же, с.211.
[96] Там же, с.216.
[97] Там же, 218.
[98] Там же.
[99] Wayne Grudem, 219.
[100] Russell R. Byrum, Christian Theology, Revision Editor Arlo F. Newell, 1982, 162-170.
[101] Г.К Тиссен. с.114.
[102] «Ополчил Дух Илии на Елисее» 4Цар.2:15. Подразумевается Дух который был в Илии, а не собственный дух Илии.
[103] Это тот случай, когда нельзя сказать, что в основном нет разномыслия относительно того, о каком «духе»вообще идет речь.
[104] BIBLIA HEBRAICA STUTTGARTENSIA, DEUTSCHE BIBELGESELL SHAFT, 1990, 734-736.
[105]Как мы уже упоминали раньше, не все могут согласиться с тем, что речь здесь вообще идёт о Святом Духе, поэтому мы не можем делать на основании этого текста никакого утверждения, а можем лишь предполагать.
[106]К данному заключению можно придти на основании того, что Иисус во время своего земного служения часто был называем Господом, а Отец Богом (см. Ин.11:21; Ин.20:17)
[107]В синодальном переводе греческое слово «параклетос» (para,klhtoj) в 1Ин.2:1 переведено словом Ходатай, но это тоже слово, которое употребляется и по отношению к Святому Духу, когда говорится о Нем, как о Утешителе.
[108] Данные высказывание принадлежит преподавателю Заокской Духовной Академии О.А. Жиганкову, не опубликовано.
[109] Данные высказывание принадлежит преподавателю Заокской Духовной Академии О.А.
Жигангову, не опубликовано.
[110]Walter Baurer, A Creek-English Lexicon of the New Testament and other Ealy Christian Literature, Chicago, published by the university of the Chicago press, 1997, 372.
[111]Иван Синайский. Греческо-Русский словарь, часть вторая. М., Издание книжного магазина наследников Братьев Салаевых. 1879. с.71
[112]Подобную точку зрения по вопросу о природе Святого Духа высказывают следующие авторы:
Basic Christian Doctrines, Contemporary Evangelical thought, New York, Editor by Carl F.H. Henry, 1962, 36-37.
Charles R. Swinodoll, Growing deep in the Christian life, Oregon, published by Multnomah Press Portland, 1986, 177-181.
Millard J. Erickson, Christian Theology, Michigan, Baker book house, 1985, 857-862.
Russell R. Byrum, 168-170, 179-184.
Seventh-Day Adventist Bible Commentary, vol. 8, Hagerstown, revised edition by the Review and Herald Publishing Association, 1979, 504-505.
А.В. Валленкампф. Обновленные Святым Духом. Церковь христиан А.С.Д. 1996. с.7-15.
Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., Издание Архимандрита Никифора. 1889. с.205.
Б. Геце. Библейский словарь. Сарань, Издание пастора Б. Геце. 1997. с.112-115.
Библейская энциклопедия. М., Российское Библейское Общество. 1996. с.144.
Г.К. Тиссен. с.105-116.
Жанн Кальвин. Наставление в христианской вере, том I. Можайск, Изд. Российского Государственного Университета. 1997. с.119-121, 130-137.
И.Г. Соколов. Богословие учение о вере и жизни христианской. М., Издание второе исправленное и дополненное, т-во «Печатня С.П. Яковлева». 1912, с. 37-42.
Конспект лекций по систематическому богословию. Колыма, Изд. Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря. 1993. с.45-51, 52-53, 55-59,62.
Р.С. Спраул. Тайна Святого Духа. Санкт-Петербург, Изд. «Мирт». 1997. с.9- 27, 49-65.
Ф.Л. Форлайнс. Библейская систематика. Санкт-Петербург, Христианское общество «Библия для всех». 1996. с.61-76.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16