Рефераты. Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

Для нас важным будет и тот факт, что Бог не совершает в Новом Завете, а Дух Святой совершает. Евангелист Лука описывает первый «все-церковный собор», собравшийся по поводу разногласия связанного с исполнением церемониального закона. На этом соборе апостолы делятся опытами, которые Бог совершил с ними, читают Писания, а когда речь доходит до принятия решения, то апостолы пишут: «Угодно Святому Духу и нам...». Деян.15:28. И нигде не сказано, что на решение этого собора повлиял Бог. Теперь если мы предположим, что Дух Святой - это не Божественная личность, а безликая сила, то разве бы доверил Бог руководить таким важнейшим событиям в истории церкви просто силе, или может быть и личности, но не Божественной, а сотворенной? Скорее всего, нет. И это так же дает нам право предположить, что Дух Святой - это личность, и личность Божественная, и, следовательно, обладающая той же природой и Бог.

Когда мы говорили о действиях Духа Святого, то обращались к следующему тексту: «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его». Еф.1:17.  В связи с этим текстом возникает справедливый ворс: Если Святой Дух личность, а тем более Божественная личность, то, как Её можно дать? Дать можно, по крайней мере, силу. Библия - премудрейшая книга, и не секрет, что человек до конца постичь её не может, тем более те стороны, которые касаются природы Бога и отношений лиц Святой Троицы. Но если мы задаем подобный вопрос по отношению к Святому Духу, и на основании отсутствия удовлетворяющего ответа готовы назвать Его безликой силой, то, как мы объясним тогда следующее выражение: «Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного...». Ин.3:16? Вряд ли кто-то будет спорить о личностном аспекте природы Иисуса Христа, и о Его Божественности почти весь христианский мир соглашается, но и о Нем сказано, что Бог отдал Его. В обоих случаях употребляется один  тот же греческий глагол «дидоми».

Святой Дух и действие Его силы.

Новый Завет свидетельствует о том, что Святой Дух - личность. И как подобает личности, Он обладает силой. Для нас же очень важно не путать Святого Духа с Его силой. Апостол Павел обращаясь к Римской церкви, писал: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого обогатились надеждою». Римю15:13. (ср. Деян10:38; 1Кор2:4).

Святой Дух и Божество

Мы уже встретили много свидетельств  в пользу Божественности Святого Духа. А говорит ли Новый Завет достаточно прямо о том, что Святой Дух - есть Бог и, следовательно, обладает Божественной природой? На этот вопрос мы можем ответить положительно, и об это подтверждают следующие моменты:

Нахождение в повествованиях среди других Божественных лиц Святой Троицы: В Новом Завете мы не раз встречаем прямые указания на Святую Троицу, когда говориться об Отце Сыне и Святом Духе. При этом в подобных описаниях Ник-то ни перед Кем не возвышаем, и Никто ни перед Кем не умоляем, и в разных повествованиях, порядок, в котором идет речь о лицах Святой Троицы, тоже же разный. Так при крещении Иисуса свой порядок: «И, крестившись, Иисус тот час вышел из воды, - и се, отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Мф.3:16-17.

В формуле крещения другой порядок: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Мф.28:19. В апостольских приветствиях и благословениях также иная последовательность: «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и откровению Кровию Иисуса Христа».1Пет.1:2. «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». 2Кор.13:13. Когда говориться об управлении церкви посредством духовных даров, так же иная последовательность: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». 1Кор.12:4-6.

Еще одно прямое указание на то, что Святой Дух является Богом, заключается в том, что Он живет в храме. Апостол Павел пишет: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий. И Дух Божий живет в вас?» 1Кор.3:16. (см. 1Кор.6:19). В обоих случаях Павел использует греческое слово «наос».В греческом языке для обозначения храма используется два слова: «хиерон» и «наос». Слово хиерон означало храм в целом[110]. Если взять в пример Иерусалимский храм, то понятие хиерон включало в себя здание, двор и т.д. Слово же наос означало храм в смысле жилища Бога[111]. Если опять в качестве примера рассмотреть Иерусалимский храм, то это будет внутренняя часть храма. И Павел пишет, что мы являемся «наосами», местом, где живет Святой Дух. И так как наос означает жилище Бога, то напрашивается вывод, что Павел умышленно употребляет именно это слово с целью показать Божественность Святого  Духа.

И еще одно прямое указание. Святой Дух прямо назван Богом. Лука повествует случай из опыта первой христианской церкви. Это случай с Ананией и Сапфирой, когда они, продав свое имение, утаили определенную часть из ее стоимости, остальное принесли апостолом, но сказали, что принесли все. Петр ответил Анании: «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... ты солгал не человеку, а Богу...». Деян5:1-5.[112]

УЧЕНИЕ О СВЯТОМ ДУХЕ ИСТОРИЧЕСКОГО         ХРИСТИАНСТВА И СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ:       СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


В данной части работы нам необходимо будет сравнить те слагаемые учения о природе Святого Духа, которые выработались в христианстве в период становления учения вопроса о природе Святого Духа с Библейским представлением освещаемой темы, и ответить на вопросы: Все ли слагаемые учения о природе Святого Духа, появившиеся в христианстве, находят подтверждение в Библейском учении?

В первой части нашей работы мы могли познакомиться со слагаемыми учения по вопросу о природе Святого Духа возникшими в христианстве в период становления этого учения. Сравнивать их с Библейским пониманием данного вопроса мы будем в том же порядке, в котором они расположены в выводах после первой части:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Отца и Сына, т.е. «Божество едино, слава равны и величие совечно». Когда мы говорим о том, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, то подразумеваем, что и Святой Дух, и Сын, и Отец обладают не просто одинаковой природой, а одной сущностью. И это означает, что Святой Дух имеет все те же передаваемые и не передаваемые атрибуты по своей природе, которые мы рассматривали, говоря о природе Бога.

Находиться ли такое представление в согласии со Священным Писанием? Или говоря другими словами, можем ли мы придти к выводу о единосущности Святого Духа Отцу и Сыну на основании Священного Писания?

В пользу положительного ответа на этот вопрос говорят следующие свидетельства Ветхого и Нового заветов:

- Как Ветхий Завет, так и Новый Завет свидетельствуют о три ипостасности Божества. Но в то же самое время и Ветхий Завет, и Новый Завет свидетельствуют о единстве Божества, говоря, что Бог един и один.

- Святой Дух обладает непередаваемыми атрибутами, которыми обладает только Бог.

- Святой Дух совершает действия, которые совершает только Бог.

- Святой Дух прямо назван Богом.

Основываясь на данных свидетельствах, мы можем сказать, что понимание того, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, сформировавшееся в церкви в IV веке, не находиться в противоречии со Священным Писанием.

- Святой Дух - Ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и не некая сила, а личность.

Подтверждается ли это слагаемое учения о природе Святого Духа Священным Писанием? Или может Савелий, говорящий о триединстве Бога в смысле единицы был прав?

В пользу того, что Святой Дух - иная, отличная от Отца и Сына ипостась говорит следующее:

- Библия часто говорит об Отце Сыне и Святом Духе в одном отрывке, не давая в них даже намеков на то; что Бог, как Отец открывается в Ветхом завете, как Сын - во время земного служения искупления Иисуса Христа, а как Святой Дух со времени вознесения Христа на небо.

- Христос часто молился Отцу (см. Евр.5:7), что говорит о существовании двух разных существ. Это же подтверждают слова Христа: «иду к Отцу Моему...» Ин.16:10.

- И главное подтверждение, что Святой Дух - иная личность, ипостась, лицо мы находим при крещении Христа, о котором говорят все четыре Евангелия. При крещении Христа присутствовали и Отец, и Сын, и Святой Дух одновременно.

Эти свидетельства дают нам право сказать, что когда христианская церковь IV-го века говорят о Святом Духе, как об иной ипостаси, отличающейся от Отца и Сына, то она не идет в разрез со Священным Писанием.

О том, является ли Святой Дух личностью, мы тоже можем сказать: «да», на основании следующих фактов:

- По отношению к Нему используются личные местоимения, и используется мужской род с существительным среднего рода «пнеума» (pneu/ma);

- Нахождение Святого Духа среди лиц (личностей) Святой Троицы;

- Личностные характеристики: воля, разум, чувство, общение;

- Именование Его Утешителем;

- Действия Святого Духа;

- Святой Дух исходит от Отца, и это является Его ипостасным свойством.

Библия определенно говорит об исхождении Святого Духа от Отца, и это является подтверждением данного слагаемого учения о природе Святого Духа: «Святой Дух от Отца исходит...» (evkporeu,etai) Ин.15:26.

Но Библия нигде не объясняет, что означает исхождение Святого Духа от Отца. И этот текст для многих является одним из оснований для отвержения личностного аспекта Святого Духа. «Как личность может исходить?», - спрашивают они. Церковь IV-го века объясняла исхождение, как нечто тайное, присущее природе Бога и не поддающееся объяснению человеческим умом. И то, что мы можем знать об исхождении, говорили они, - это, лишь, что оно является отличительным признаком Святого Духа от Отца и Сына. И следует  признать, что данное объяснение весьма логичное, но всё же это тот случай, когда необходимо признать, что в Библии нет подтверждений подобному объяснению, но так же в ней мы не находим основания для отвержения подобного объяснения.

- Святой Дух - не сотворенное существо, но происходит от Отца и Сына (как ветвь от корня).

Данное слагаемое является традиционным пониманием церкви третьего века по вопросу о природе Святого Духа. Подтверждается ли оно Священным Писанием? На этот вопрос мы не можем дать положительного ответа. Нигде Писание не говорит о происхождении Святого Духа от Отца и Сына или от кого-либо ещё.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.