Рефераты. Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

ЗАОКСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЦЕРКВИ АСД

Богословский факультет

Дипломная работа

ИСТОРИКО-БОГОСЛОВСКИЙ

АНАЛИЗ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ О ПРИРОДЕ СВЯТОГО ДУХА

Выполнил: Д.Н. Булатов
Научный руководитель: Ю.Н. Друми

Допущено к защите

_______мая 1998 года

пос. Заокский 1998
ПЛАН

I. Введение.

II.История развития учения о природе Святого Духа в христианстве.

А. Традиционный взгляд церкви до-никейского периода.

1. Иустин Мученик.

2. Тертуллиан.

3. Ириней.

4. Ориген.

Б. Взгляды еретических движений.

1. Евиониты-гностики.

2. Арианство.

3. Манихейство.

4. Монархиантво.

В. Никейский символ веры.

Г. От Никейского до Никео-Цареградского символа веры.

1. Афанасий Великий.

2. Маркел.

3. Александрийский собор 362 года.

4. Пневматомахи.

5. Отцы - Каппадокийцы.

Д. Никео-Цареградский символ веры.

Е. Filioque.

III. Природа Бога. Библейская позиция.

А. Имена и описания Бога в Библии.

1. Непередаваемые атрибуты Бога.

2. Передаваемые атрибуты Бога.

а. Интеллектуальные атрибуты.

б. Нравственные атрибуты.

в. Атрибуты намерения.

г. Другие атрибуты.

3. Личностный аспект Бога.

IV. Природа Святого Духа. Библейская позиция.

А. Ветхий Завет.

1. Намеки на триипостасность Божества.

2. Указание на единство Бога.

Б. Природа Святого Духа. Учение Ветхого Завета.

1. Действия Святого Духа.

2. Имена Святого Духа в Ветхом Завете.

3 . Атрибуты Святого Духа в Ветхом Завете.

а. Непередаваемые атрибуты.

б. Передаваемые атрибуты.

В. Святой Дух и Божество.

Г. Новозаветное понимание природы Бога, открывающегося в Ветхом Завете.

Д. Новый Завет.

1. Указание на триипостасность Божества.

2. Указание на единство Божие.

Е. Природа Святого Духа. Учение Нового Завета.

1. Имена Святого Духа.

2. Атрибуты Святого Духа.

а. Непередаваемые атрибуты.

б. Передаваемые атрибуты.

3. Личностный  аспект Святого Духа.

4. Святой Дух и действие Его силы.        

5. Святой Дух и Божество.

V. Учение о Святом Духе в историческом христианстве и Священном Писании:

сравнительный анализ.

VI.            Выводы.

ВВЕДЕНИЕ


Бог по Своей великой любви сотворил человека, искупил человека, во всем этом не переставая открывать Себя ему. И всё же, как мало нам известно о Боге, о Его природе. Да и не может быть всё  до конца известно, иначе Бог не был бы Богом. В данной работе мы намериваемся прикоснуться к этой великой тайне - каков Бог, и какова Его природа, и в частности затронуть вопрос о природе Святого Духа. Осознавая всю ответственность, без которой не мыслимо рассмотрение данной темы, а так же её необъятность и бесконечность будем просить у Бога особой мудрости и благоговения при изучении этого вопроса. И да поможет нам Господь!

Формулировка проблемы

Вот уже почти две тысячи лет христиане верят в Святую Троицу: в Отца, Сына и Святого Духа. И на протяжении этого времени возникало немало споров по вопросу о природе Троицы, и в частности, по вопросу о природе Святого Духа. В христианской церкви, особенно в первые её века, предлагались различные объяснения природы Святого Духа. Известны случаи, когда понимания традиционного и не традиционного христианства не подтверждалось учением Священного Писания. В данном исследовании нам необходимо будет ответить на вопрос: В чем суть, или каковы слагаемые христианского учения о природе Святого Духа? И почему в христианстве имели место те слагаемые учения о природе Святого Духа, которые не поддерживаются Священным Писанием?

Цель исследования

Таким образом, цель нашего исследования заключается в том, чтобы увидеть слагаемые учения по вопросу о природе Святого Духа, которые появились в христианской церкви в период становления этого учения; посмотреть на то, что Библия говорит о природе Святого Духа; и попытаться ответить на вопрос: почему противоречия между Библейским представлением по данному вопросу и тем, как понимало этот вопрос традиционное и нетрадиционное христианство  вообще имели место, ведь основноё мерило христианской веры - это Слово Божие?

Определение терминов

В данной работе будут использоваться малоизвестные термины, слова и выражения, которые следует определить:

Единосущный - богословский термин в церковной истории IV-го века, предложенный во время борьбы с арианством, означающий обладание одним существом с кем-то.

Монада - «структурная единица бытия»[1]; в данном исследовании этот термин будет использоваться для того, чтобы передать идею Бога в той системе верования, в контексте которой этот термин будет употребляться.

Омиусиане - партия, состоявшая из христиан IV-го века, считавшая Христа подобосущным Отцу. (См. термин «подобосущий»).

Омоусиане - партия, состоявшая из христиан IV-го века, считавшая Христа единосущным Отцу. (См. Термин «единосущный»).

Подобосущий - богословский термин в церковной истории IV-го века, предложенный во время борьбы с арианством вместо термина единосущий.

Православный - правильно понимающий тот или иной вопрос веры с точки зрения традиционной церкви (в данной работе православно мыслящий - тот, кто правильно понимает учение о Троице).

Раскрытие Монады - эманирование из божества. (См. эманация).

Расширение Монады - см. Раскрытие Монады.

Субординация - данный термин будет использоваться для того, чтобы передать идею неравенства в силе, в славе и величии, а так же неравенства природы Отца, Сына и Святого Духа.

Триадологические споры - споры во круг учения о Троице.

Эманация - «переход от высшей онтологической ступени к низшим...».[2]

Эон - посредник  «между непостижимым и безначальным богом и материальным миром».[3]

Подробнее термины «единосущный» и «подобосущный» будут определены по ходу исследования.

Границы исследования

Вопрос о природе Святого Духа, как и вообще вопрос о природе Бога, является великой тайной, которую невозможно до конца понять сотворенному Богом существу, поэтому в нашей работе мы не намереваемся дать исчерпывающий ответ на вопрос, какова же природа Святого Духа.

Многие тексты Библии, в которых употребляется слово «дух» вообще не говорят о Святом Духе; другие тексты являются спорными, относительно того, о каком «духе» в них повествуются. Когда мы будем говорить о Библейской концепции вопроса о природе Святого Духа, то будем затрагивать в основном те тексты, которые у большинства богословов не вызывают сомнений в том, что в них речь идет именно о Святом Духе.

В нашей работе мы собираемся рассмотреть только те слагаемые учения о природе Святого Духа, имевшие место в христианстве, которые возникли в период становления данного учения.

Методология

- Вначале мы намерены ознакомиться с учениями о природе Святого Духа, которые имели место в христианской церкви в период становления вопроса о природе Святого Духа.

- Нам так же необходимо будет рассмотреть причины возникновения этих учений, другими словами, мы попытаемся ответить на вопрос: Что повлияло на возникновение того или иного учения о природе Святого Духа?

- Далее, мы ознакомимся с Библейским изложением вопроса о природе Бога, для того, чтобы потом соотнести то, чем характеризуется природа Святого Духа с тем, что Священное Писание говорит о природе Бога вообще.

- Следующим шагом в нашем исследовании будет рассмотрение Библейского учения о природе Святого Духа.

- Далее мы намерены сравнить те слагаемые учения о природе Святого Духа, которые имели место в христианстве в период становления этого учения с Библейским представлением, с целью посмотреть, какие из них подтверждаются Священным Писанием, а какие идут в разрез с Ним.

- Выводы.

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД ЦЕРКВИ ДО-НИКЕЙСКОГО   ПЕРИОДА


В этой части работы мы намерены осветить традиционное понимание вопроса о природе Святого Духа, которое сложилось в период, предшествующий Никейскому собору (середина второго века - начало четвертого века). В то же время мы пока не будем касаться того, как понимали этот вопрос первые христиане, т.к. сделать это более уместно тогда, когда речь пойдет о Библейском учении о природе Святого Духа.

Изучая этот период развития богословия, мы видим, что конкретно вопрос о природе Святого Духа не поднимается. О Нем говорят почти всегда не прямо, а косвенно. Так, например, Климент Александрийский часто использует фразу «как сказал... Дух Святой»[4], а позже приводит цитату из Ветхого или Нового Завета. Когда речь заходит о Троице, или о природе Иисуса Христа, о природе Святого Духа либо вообще не говорят, либо говорят намного меньше, чем об Отце и Сыне. И все же можно проследить основные сходства  во взглядах по этому вопросу, которых придерживались богословы в рассматриваемый нами период.


Иустин Мученик

Иустин Мученик, отец и учитель Церкви второго века, один из первых христианских писателей апологетов.[5] В его трудах мы находим следующее высказывание: «Наш учитель... есть Иисус Христос... Он Сын Самого Истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа  пророческого на третьем».[6] Известный историк  христианской церкви Филипп Шафф, представляя мнение Иустина по интересующему нас вопросу, пишет: «христиане поклоняются Творцу Вселенной, на втором месте - Сыну, на третьем месте - Пророческому Духу, ставя три Божественные Ипостаси в убывающей значимости по поклонению».[7] В то же самое время Иустин не считал Святого Духа сотворенным существом. Так нам дает право думать тот факт, что Иустин возвышает Святого Духа над всеми сферами творения[8].

Из этого мы можем сделать вывод о том, что Иустин выделяет, по крайней мере, два слагаемых в учении о природе Святого Духа; первое: Святой Дух занимает по значимости в Богопоклонении место после Отца и Сына, т.е. налицо идея субординации в отношениях Отца Сына и Святого Духа; второе: Святой Дух есть  не сотворенное лицо, ипостась (личность).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.