Рефераты. Европейский Союз и Казахстан

В настоящее время Правительством РК осуществляется ряд инициатив по переводу двусторонних отношений со странами ЕС в плоскость стратегического партнерства с учетом лидер­ства Казахстана в центрально-азиатском регионе и его места в мировой геополитике и экономике.

Основными целями Европейского Союза при установлении дипломатических отношений с РК являются оказание содейст­вия в процессе перехода от тоталитарной политической систе­мы к построению демократического, открытого общества, а также сохранение стабильности в регионе. Также важным яв­ляется оказание содействия в переходе от командной эконо­мики, основанной на государственной собственности, к ры­ночной экономике и оказание помощи в налаживании более тесного сотрудничества со странами Европы в политической, экономической, гражданской, правовой и других сферах.

Большое значение имеет стратегическая роль Казахстана в регионе как поставщика углеводородов на европейский ры­нок, а также региональный фактор, значение региона и Казах­стана как обширного рынка для стран-производителей ЕС. Все это создает предпосылки для реализации в Республике различных программ ЕС.

Важным для ЕС является свободный доступ европейского бизнеса, а также товаров и капитала на казахстанский рынок, предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, обеспечение свободного перемещения капитала, связанного с прямыми инвестициями, репатриация этих инве­стиций и прибылей.

В настоящее время создана солидная база для сотрудниче­ства между РК и ЕС, основными из которых являются:

1)     Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписан­ное 23 января 1995 г. и вступившее в силу в 1999 г., является основным инструментом политического и экономического сотрудничества, поддерживает консолидацию демократических институтов в Казахстане и интеграцию в мировое со­общество. СПС включает Протокол о сотрудничестве и та­моженных делах, который в будущем послужит основой для подписания Соглашения о свободной торговле. Данное Со­глашение имеет огромное политическое и юридическое зна­чение для развития экономического сотрудничества и рас­ширения деятельности европейских компаний в Казахстане;

2)     Соглашение между правительством Республики Казах­стан и Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) о торговле определенными изделиями из стали от 15.12.1999 г., которое определяет квоты, установленные Европейской Ко­миссией в отношении казахстанской стали. По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторо­на планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и раз­решении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта;

3)     Соглашение о торговле текстильными материалами с Ев­ропейским экономическим сообществом (ЕЭС). Соглашение подписано в форме обмена письма между Республикой Ка­захстан и Европейским сообществом о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом по торговле текстильными из­делиями;

4)     Договор о торговле ядерными материалами и по ядер­ной безопасности с Евроатомом. Соглашение парафировано между правительством Республики Казахстан и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области управляемого ядерного синтеза[43];

5)     В ходе официального визита Президента РК Н.А.Назар­баева, в Европейскую Комиссию в Брюссель 27 июня 2000 г. Президент ЕК Р.Проди заявил о необходимости выработки единой доктрины ЕС-РК по развитию центрально-азиатского региона, а также комплексной программы по сотрудничеству РК-ЕС в региональном контексте;

6)     Сотрудничество по оказанию технической помощи

В конце 1992 г. в Алматы было открыто Бюро ЕС по оказа­нию технической помощи Республике Казахстан в рамках программ ЕС: ТАСИС (программа предоставления техниче­ской помощи странам СНГ, действует с 1991 г.) и ТЕМПУ С (программа предоставления помощи со стороны ЕС в области образования, действует с 1994 г.)

17-18 июля 1998 г. в Астане побывала делегация ЕК с це­лью обсуждения политических и организационных аспектов реализации Программ ТАСИС в Казахстане.

5-7 ноября 1998 г. Казахстан посетила делегация ЕК во главе с начальником отдела Генерального Директората ЕК по внешним связям К.Виттебродом.

7)     Сотрудничество по оказанию технической помощи Казах­стану осуществляется также и в рамках ряда других про­грамм: ИНТАС (Международной Ассоциации по поддержке ученых стран СГН), КОПЕРНИКУС, Европартенариат и т.д.

В целом по программе ТАСИС за 1991-1998 гг. на осуществление проектов поддержки развития малого и среднего бизнеса, приватизации и структурной перестройки, инвестиций в люд­ские ресурсы Казахстаном было получено 130 млн. долл. без­возмездной помощи (больше половины всей технической по­мощи РК со стороны Запада). На период 2000-2002 гг. намеча­ется выделение дополнительно 24 млн. евро.

Сотрудничество в нефтегазовом секторе

Взаимоотношения Европейского Союза с Казахстаном во многом определяются взаимными интересами в нефтегазовом секторе в рамках межгосударственного проекта ЕС ИНОГЕЙТ.

8)     Сотрудничество в области транспорта определяются стратегической важностью транспортно-коммуникационных путей в центрально-азиатском регионе, связывающих Европу и Азию (проект ТРАСЕКА).

9)     Сотрудничество между парламентом РК и Европейским парламентом.

В марте 1995 г. в Алматы с визитом побывала группа де­путатов Европарламента во главе с главой делегации Евро-парламента по связям со странами Центральной Азии и Мон­голией К.Р.Пике.

9-10 октября 1996 г. состоялся визит делегации Сената парламента РК в Брюссель и проведение первой межпарла­ментской встречи с Европарламентом.

23 мая 2000 г. Казахстан посетила делегация Европейского парламента во главе с Первым заместителем председателя делегации Европейского парламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией И.Кукиадисом. Члены деле­гации приняли участие в работе первого заседания Комитета парламентского сотрудничества "РК-ЕС", встретились с ру­ководством парламента и правительства РК.

10) Сотрудничество в рамках Совместного комитета "Европейский Союз-Казахстан"

Первое заседание СК проведено в июне 1996 г. в Брюсселе.

В апреле, августе 1996 г. Казахстан посетил Комиссар Ев­ропейской комиссии Х.Ван ден Брук. Достигнута договорен­ность образовать рабочую группу для решения торговых и инвестиционных вопросов и оказания финансовых и консал­тинговых услуг в сфере транспортировки нефти и газа в стра­ны Евросоюза.

20 июля 1999 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с заместителем премьер-министра - министром финансов У.Джандосовым для участия в первом заседании Совета со­трудничества "РК-ЕС".

22 ноября 1999 г. состоялся визит в Астану делегации во главе с Директором генерального директората внешних свя­зей ЕК Т. Сумма, принявшей участие в работе первого засе­дания Комитета сотрудничества "РК-ЕС".

11 июля 2000 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с первым заместителем премьер-министра РК А.Павловым, принявшая участие в работе второго заседания Совета со­трудничества "РК - ЕС".

26514 декабря 2000 г. состоялся визит делегации РК во главе с первым вице-министром иностранных дел РК Н.А.Абыкае-вым, принявшей участие во 2-ом заседании Комитета сотруд­ничества "РК-ЕС".

11) В 1997 г. вступил Базисный договор по Европейской энергетической хартии, подписанный в 1994 г. Договор га­рантирует недопущение дискриминации РК на рынке энерго­носителей, способствует интеграции страны в мировое эко­номическое сообщество, защите ее торговых интересов и по­вышению экономической безопасности РК.

12) Особое значение сотрудничества с ЕС связано также с высоким уровнем интеграции Европейского Союза с различ­ными структурами и группировками в Европе (в области безопасности, охраны окружающей среды, космоса и др.) Так, в мае 1997 г. состоялся визит в Казахстан миссии ЕС по во­просам юстиции и внутренних дел.

13) Сотрудничество в рамках Плана взаимодействия между ЕС и государствами Центральной Азии по контролю за нар­котиками, реальным механизмом реализации которого может стать развертывание в Республике национальной программы - Мастер плана по контролю незаконного оборота наркотиков и организованной преступности с участием ЕС. В Алматы планируется открыть офис по проблеме наркотиков.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, должно носить нестандартный характер. А именно, оно должно иметь специфику, отражающую особенности цен­трально-азиатской страны, лежащей между Европой и Азией, региона, богатого природными ископаемыми, в частности, энергетическим сырьем, емким рынком потребления и, сле­довательно, выгодным для инвестиций капитала.

Со временем программы ТАСИС и ТЕМПУС исчерпают себя. Поэтому уже сейчас следует рассматривать вопрос: "Что придет на смену этим двум программам"?[44] Будущие програм­мы такого рода должны касаться технического и научного со­трудничества на более высоком и более качественном уровне, быть менее обременительными в оформлении и разнообраз­ными по характеру.

В настоящее время в Казахстане действует европейская инициатива в области демократии и защиты прав человека. В будущем необходимо и далее развивать демократические по­ложения между Республикой Казахстан и Европейским Сою­зом в соответствии с СПС.

Новым направлением двустороннего сотрудничества мо­жет стать развитие отношений в области космоса, а именно партнерских связей с предприятиями Европейского космиче­ского агентства.

С января 2002 г. единая европейская валюта "евро" вошла в полный оборот. В связи с этим уже сейчас финансовые институты Казахстана должны подумать о соотношении тенге и евро.

Следует подумать об открытии высшего учебного заведе­ния под эгидой Европейского Союза, который охватывал бы весь центрально-азиатский регион, готовил кадры, которые будут работать в новых условиях, а именно в условиях инте­грации и глобализации.

Встречи между РК и ЕС должны проходить не только на уровне правительств, но и на уровне ученых и студентов для обмена мнениями в научных и образовательных областях.

Список использованной литературы


1.      Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата: Дayиp, 1992.

2.      Новые приоритеты и задачи внешней политики Казахстана // Ак­туальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. - Астана, 1998.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.