В настоящее время Правительством РК осуществляется ряд инициатив по переводу двусторонних отношений со странами ЕС в плоскость стратегического партнерства с учетом лидерства Казахстана в центрально-азиатском регионе и его места в мировой геополитике и экономике.
Основными целями Европейского Союза при установлении дипломатических отношений с РК являются оказание содействия в процессе перехода от тоталитарной политической системы к построению демократического, открытого общества, а также сохранение стабильности в регионе. Также важным является оказание содействия в переходе от командной экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике и оказание помощи в налаживании более тесного сотрудничества со странами Европы в политической, экономической, гражданской, правовой и других сферах.
Большое значение имеет стратегическая роль Казахстана в регионе как поставщика углеводородов на европейский рынок, а также региональный фактор, значение региона и Казахстана как обширного рынка для стран-производителей ЕС. Все это создает предпосылки для реализации в Республике различных программ ЕС.
Важным для ЕС является свободный доступ европейского бизнеса, а также товаров и капитала на казахстанский рынок, предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, обеспечение свободного перемещения капитала, связанного с прямыми инвестициями, репатриация этих инвестиций и прибылей.
В настоящее время создана солидная база для сотрудничества между РК и ЕС, основными из которых являются:
1) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное 23 января 1995 г. и вступившее в силу в 1999 г., является основным инструментом политического и экономического сотрудничества, поддерживает консолидацию демократических институтов в Казахстане и интеграцию в мировое сообщество. СПС включает Протокол о сотрудничестве и таможенных делах, который в будущем послужит основой для подписания Соглашения о свободной торговле. Данное Соглашение имеет огромное политическое и юридическое значение для развития экономического сотрудничества и расширения деятельности европейских компаний в Казахстане;
2) Соглашение между правительством Республики Казахстан и Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) о торговле определенными изделиями из стали от 15.12.1999 г., которое определяет квоты, установленные Европейской Комиссией в отношении казахстанской стали. По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторона планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и разрешении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта;
3) Соглашение о торговле текстильными материалами с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Соглашение подписано в форме обмена письма между Республикой Казахстан и Европейским сообществом о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом по торговле текстильными изделиями;
4) Договор о торговле ядерными материалами и по ядерной безопасности с Евроатомом. Соглашение парафировано между правительством Республики Казахстан и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области управляемого ядерного синтеза[43];
5) В ходе официального визита Президента РК Н.А.Назарбаева, в Европейскую Комиссию в Брюссель 27 июня 2000 г. Президент ЕК Р.Проди заявил о необходимости выработки единой доктрины ЕС-РК по развитию центрально-азиатского региона, а также комплексной программы по сотрудничеству РК-ЕС в региональном контексте;
6) Сотрудничество по оказанию технической помощи
В конце 1992 г. в Алматы было открыто Бюро ЕС по оказанию технической помощи Республике Казахстан в рамках программ ЕС: ТАСИС (программа предоставления технической помощи странам СНГ, действует с 1991 г.) и ТЕМПУ С (программа предоставления помощи со стороны ЕС в области образования, действует с 1994 г.)
17-18 июля 1998 г. в Астане побывала делегация ЕК с целью обсуждения политических и организационных аспектов реализации Программ ТАСИС в Казахстане.
5-7 ноября 1998 г. Казахстан посетила делегация ЕК во главе с начальником отдела Генерального Директората ЕК по внешним связям К.Виттебродом.
7) Сотрудничество по оказанию технической помощи Казахстану осуществляется также и в рамках ряда других программ: ИНТАС (Международной Ассоциации по поддержке ученых стран СГН), КОПЕРНИКУС, Европартенариат и т.д.
В целом по программе ТАСИС за 1991-1998 гг. на осуществление проектов поддержки развития малого и среднего бизнеса, приватизации и структурной перестройки, инвестиций в людские ресурсы Казахстаном было получено 130 млн. долл. безвозмездной помощи (больше половины всей технической помощи РК со стороны Запада). На период 2000-2002 гг. намечается выделение дополнительно 24 млн. евро.
Сотрудничество в нефтегазовом секторе
Взаимоотношения Европейского Союза с Казахстаном во многом определяются взаимными интересами в нефтегазовом секторе в рамках межгосударственного проекта ЕС ИНОГЕЙТ.
8) Сотрудничество в области транспорта определяются стратегической важностью транспортно-коммуникационных путей в центрально-азиатском регионе, связывающих Европу и Азию (проект ТРАСЕКА).
9) Сотрудничество между парламентом РК и Европейским парламентом.
В марте 1995 г. в Алматы с визитом побывала группа депутатов Европарламента во главе с главой делегации Евро-парламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией К.Р.Пике.
9-10 октября 1996 г. состоялся визит делегации Сената парламента РК в Брюссель и проведение первой межпарламентской встречи с Европарламентом.
23 мая 2000 г. Казахстан посетила делегация Европейского парламента во главе с Первым заместителем председателя делегации Европейского парламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией И.Кукиадисом. Члены делегации приняли участие в работе первого заседания Комитета парламентского сотрудничества "РК-ЕС", встретились с руководством парламента и правительства РК.
10) Сотрудничество в рамках Совместного комитета "Европейский Союз-Казахстан"
Первое заседание СК проведено в июне 1996 г. в Брюсселе.
В апреле, августе 1996 г. Казахстан посетил Комиссар Европейской комиссии Х.Ван ден Брук. Достигнута договоренность образовать рабочую группу для решения торговых и инвестиционных вопросов и оказания финансовых и консалтинговых услуг в сфере транспортировки нефти и газа в страны Евросоюза.
20 июля 1999 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с заместителем премьер-министра - министром финансов У.Джандосовым для участия в первом заседании Совета сотрудничества "РК-ЕС".
22 ноября 1999 г. состоялся визит в Астану делегации во главе с Директором генерального директората внешних связей ЕК Т. Сумма, принявшей участие в работе первого заседания Комитета сотрудничества "РК-ЕС".
11 июля 2000 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с первым заместителем премьер-министра РК А.Павловым, принявшая участие в работе второго заседания Совета сотрудничества "РК - ЕС".
26514 декабря 2000 г. состоялся визит делегации РК во главе с первым вице-министром иностранных дел РК Н.А.Абыкае-вым, принявшей участие во 2-ом заседании Комитета сотрудничества "РК-ЕС".
11) В 1997 г. вступил Базисный договор по Европейской энергетической хартии, подписанный в 1994 г. Договор гарантирует недопущение дискриминации РК на рынке энергоносителей, способствует интеграции страны в мировое экономическое сообщество, защите ее торговых интересов и повышению экономической безопасности РК.
12) Особое значение сотрудничества с ЕС связано также с высоким уровнем интеграции Европейского Союза с различными структурами и группировками в Европе (в области безопасности, охраны окружающей среды, космоса и др.) Так, в мае 1997 г. состоялся визит в Казахстан миссии ЕС по вопросам юстиции и внутренних дел.
13) Сотрудничество в рамках Плана взаимодействия между ЕС и государствами Центральной Азии по контролю за наркотиками, реальным механизмом реализации которого может стать развертывание в Республике национальной программы - Мастер плана по контролю незаконного оборота наркотиков и организованной преступности с участием ЕС. В Алматы планируется открыть офис по проблеме наркотиков.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, должно носить нестандартный характер. А именно, оно должно иметь специфику, отражающую особенности центрально-азиатской страны, лежащей между Европой и Азией, региона, богатого природными ископаемыми, в частности, энергетическим сырьем, емким рынком потребления и, следовательно, выгодным для инвестиций капитала.
Со временем программы ТАСИС и ТЕМПУС исчерпают себя. Поэтому уже сейчас следует рассматривать вопрос: "Что придет на смену этим двум программам"?[44] Будущие программы такого рода должны касаться технического и научного сотрудничества на более высоком и более качественном уровне, быть менее обременительными в оформлении и разнообразными по характеру.
В настоящее время в Казахстане действует европейская инициатива в области демократии и защиты прав человека. В будущем необходимо и далее развивать демократические положения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом в соответствии с СПС.
Новым направлением двустороннего сотрудничества может стать развитие отношений в области космоса, а именно партнерских связей с предприятиями Европейского космического агентства.
С января 2002 г. единая европейская валюта "евро" вошла в полный оборот. В связи с этим уже сейчас финансовые институты Казахстана должны подумать о соотношении тенге и евро.
Следует подумать об открытии высшего учебного заведения под эгидой Европейского Союза, который охватывал бы весь центрально-азиатский регион, готовил кадры, которые будут работать в новых условиях, а именно в условиях интеграции и глобализации.
Встречи между РК и ЕС должны проходить не только на уровне правительств, но и на уровне ученых и студентов для обмена мнениями в научных и образовательных областях.
1. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата: Дayиp, 1992.
2. Новые приоритеты и задачи внешней политики Казахстана // Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. - Астана, 1998.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23