Рефераты. Европейский Союз и Казахстан

В этой связи Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС представляется основным инструментом для дальнейшего улучшения торговых отношений между Казах­станом и Европейским Союзом. Улучшению внешней торгов­ли Республики Казахстан с Европейским Союзом также спо­собствует признание Казахстана как страны с рыночной эко­номикой.


2.2. Экономическое сотрудничество РК с ЕС


 На перекрестке XX и XXI столетий в отношениях между  государствами все большую роль играют и будут играть экономические факторы. В контексте становления Республики!   Казахстан как ключевого партнера европейских держав в регионе Центральной Азии важность углубления экономическо­го взаимодействия для Казахстана очевидна. Прежде всего, это объясняется тем, что на сегодняшний день, как это было отмечено не раз, Европейский Союз является одним из глав­ных экономических центров мира и наиболее продвинутым, торгово-экономическим интеграционным объединением.

Сегодня на территории 15 стран-членов ЕС проживает  374,5 млн. человек. Совокупный валовой национальный продукт - 5,5 трлн, американских долларов, т.е. больше, чем в США (5,2 трлн.) Рост объемов реального ВВП в ЕС в 2000 г. составил 3,4% против 2,5% в 1999 г.  На территории Евросою­за сохранилась тенденция снижения инфляции, уровень кото-7 рой в 1997, 1998, 1999 и 2000 гг. оставался на одинаковом уровне - 1,8%. В 2000 г. экономика Европейского Союза значительно улучшила свои показатели. По прогнозам экспертов ЕС, в 2001 г. экономический рост в странах-членах Евросоюза  составит 3,4% - рекордный уровень с 1989 г[27]. В ближайшие два года ожидается также дальнейший рост не менее 3% в год с  сокращением  безработицы  и  госдефицита.  Европейские эксперты полагают, что в ближайшие годы уровень безрабо­тицы снизится, а финансовые показатели улучшатся. Все это, по их мнению, будет способствовать укреплению единой ев­ропейской монеты – евро. ЕС производит 31 % мировой про­дукции и обеспечивает 20% мировой торговли. Занятость в странах ЕС в последние годы увеличивается в среднем на 0,9% ежегодно. Уровень безработицы на сегодняшний день в странах-членах ЕС составляет 10,1% к гражданскому и экономически активному населению против 10,3% в 1999 г. Бюджет ЕС на 1997 г. составлял 86,41 млн. евро. По прогно­зам Комиссии Европейского Союза, бюджет ЕС на 2006 г. бу­дет составлять уже 105,23 млрд. евро. Все это произойдет за счет нового расширения Евросоюза на Восток. У его порога
стоят в ожидании 12 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Мальта и Кипр с общей численностью населе­ния в 170 млн. человек и производством валового внутренне­го продукта на душу населения в пределах 25-70% от средне­го уровня в ЕС.

Таким образом, шагая на Восток, Европейский Союз су­щественно наращивает свой ресурсный потенциал (террито­рию - на 54%, население - на 31,2%), превращается в крупнейший в мире рынок с 545 млн. потребителей, его совокуп­ный ВВП составит от 8750 трлн. до 9900 трлн. долл., а доля в мировом экспорте повысится до 50-55%. Особенно важно, что в будущем ЕС будет выступать на мировой арене с еди­ных внешнеэкономических и политических позиций стран Западной Европы и ЦВЕ. Уже сегодня можно говорить об укреплении конструкции и динамичного развития дееспособно­сти расширенного Европейского Союза со вступлением каж­дой страны Центральной и Восточной Европы. Таким обра­зом, главной предпосылкой будущей жизнеспособности Ев­ропейского Союза в составе 27 или 28 государств-членов яв­ляется, в конечном счете, достаточно сильный фундамент и стратегия Евросоюза.

Значение ЕС усиливается, с одной стороны, и в связи с введением единой европейской валюты "евро", с другой сто­роны, потенциалом Евросоюза. Евро становится все более важной валютой на рынках развитых и развивающихся стран всего мира. На сегодняшний день приблизительно 50 евро­пейских и африканских стран уже приняли меры по использованию привязки управляемого обменного курса национальной валюты к евро или к валютной корзине, в которой евро является важным компонентом. Евро также, вероятно, станет более важной резервной валютой стран Азии и Латинской Америки. Важным положительным моментом во введении единой европейской монеты является то, что евро в скором времени утвердится как одна из мировых ведущих валют и инвестирования.

Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне, отпечатал уже более 14 млрд. купюр и отче­канил более 56 млрд. монет, и 1 сентября 2001 г. отправил их во все банки стран Европейского Союза с тем, чтобы с января будущего года начать обмен национальных валют на новую единую денежную единицу. Вполне понятно, что евро будет содействовать развитию европейского производства, укреп­лению европейского единого рынка и превращению Европы в сильного экономического конкурента на мировом рынке. Та­кая цель была поставлена на саммите Европейского Союза в марте 2001 года в Стокгольме. Евро будет содействовать так­же процессу европейской политической и экономико-валютной интеграции. Все это кардинальным образом меняет позицию и роль Европейского Союза в международной валютно-финансовой системе. Между тем введение в наличный оборот евро коснется не только стран-членов Европейского Союза и тех стран, которые хотят в него вступить, но и тех страны, которые являются партнерами Европейского Союза. Республика Казахстан как раз и является одним из главных партнеров ЕС. Казахстанские специалисты утверждают, что с формированием еврозоны открываются новые перспективы и для казахстанской экономики прежде всего, в финансовой сфере. Так что, торговые партнеры Европейского Союза, в том числе и Республика Казахстан, должны быть готовы к принятию евро.

Двумя столпами казахстанской экономической реформы являются макроэкономическая стабилизация и приватизация государственной собственности. В 1994 г. правительство Ка­захстана начало реализацию стабилизационной программы при поддержке Международного валютного фонда (МВФ). Приватизация была определена другим столпом экономиче­ской реформы в том смысле, что она создает условия для пе­рехода к рыночной экономике, основанной на правах частной собственности. Процесс приватизации проходил в три основ­ных этапа (1991-1992 гг.; 1993-1996 гг.; 1997-1998 гг.) В пе­риод с 1996 г. по 2000 г. правительство сконцентрировало свою экономическую политику на углублении структурных реформ и макроэкономической стабилизации. В целях сниже­ния темпов инфляции и поддержания курса тенге проводи­лась жесткая денежно-кредитная и финансово-бюджетная по­литика. В 1998 г. правительство предложило новую промыш­ленную программу, направленную на защиту государственных предприятий посредством импортозамещающей полити­ки, субсидий и ускорения процесса производства дел о банкротстве. Целевыми отраслями промышленности в то время были пищевая промышленность, текстильная, машинострое­ние и строительство. Однако юго-восточный кризис, деваль­вация российского рубля и низкие цены на нефть доказали относительную уязвимость казахстанской экономики перед лицом внешних потрясений. Поэтому в течение 1998-1999 гг. Казахстан,   преимущественно,   фокусировал   внимание   на удержание экономики на плаву.

В  конце   1999  г.   правительство  во  главе  с  премьер-министром К.К.Токаевым представило экономический план на период 2000-2002 гг. Данный план предусматривает разностороннее развитие промышленного сектора путем стимули­рования импортозамещающей промышленности и развития высокотехнологических предприятий. Правительство плани­рует     регулировать     цены     и     тарифы     предприятий-монополистов, а также в нефтегазовом секторе. Программа регулирования  в  нефтегазовой  и  нефтеперерабатывающей промышленности уже привела к вызывающему спор ограни­чению производства экспортной нефти до 22 миллионов тонн на 2000 г. В рамках Повестки Казахстана на 2000 г. правительство планировало программу по борьбе с безработицей и дальнейшему пересмотру налогового кодекса.[28]

Весьма важной как для европейской, так и для казахстан­ской стороны является установление широкого и прочного партнерства в области экономического сотрудничества. Ин­тересы обеих сторон подтверждают, что развитие сотрудни­чества в этой области отвечает долгосрочным приоритетам внешней политики. Взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество между ЕС и Республикой Казахстан является базисной предпосылкой для развития интеграционных про­цессов как в политической, так и в экономической области. Это также было подтверждено в ходе европейского визита Президента Н.А.Назарбаева в июне 2000 г. в Бельгию, Авст­рийскую Республику, Францию и Комиссию Европейского Союза. В ходе встреч европейские лидеры однозначно отме­тили интерес к Казахстану как к перспективному экономиче­скому и торговому партнеру в Центральной Азии. Казахстан, по мнению таких признанных европейских лидеров, как Пре­зидент Франции Ж.Ширак, председатель Комиссии ЕС Р.Проди, генеральный секретарь НАТО Д.Робертсон, облада­ет потенциалом стабилизатора ситуации в регионе и катали­затора регионального сотрудничества. Все это свидетельству­ет о высокой роли Казахстана в политике стран Европы. В ходе встречи Н.А.Назарбаева с Р.Проди, председатель Еврокомиссии акцентировал внимание на том, что торгово-инвестиционное сотрудничество ЕС-РК имеет хорошие пер­спективы к дальнейшему плодотворному росту. Р.Проди так­же отметил стремление казахстанской стороны к расширению европейских рынков для своей продукции и обещал содейст­вовать в данном вопросе. Соответственно, доступ казахстан­ских товаров на европейский рынок окажет существенную роль в развитии экономического потенциала Казахстан и вы­ведет Республику в разряд ключевой страны центрально-азиатского региона.

Как известно, главная задача экономической интеграции ЕС на ее начальном этапе заключалась в создании общего ев­ропейского рынка. К концу 1992 г. строительство единого рынка было, в основном, завершено. Был создан Экономиче­ский и валютный союз (ЭВС), составивший основное содер­жание Договора о Европейском Союзе, подписанного в Маа­стрихте в феврале 1992 г. С 1 января 1999 г. в ЭВС вошли 11 государств, а с 1 января 2001 г. - Греция. На сегодняшний день членами ЭВС являются 12 стран-членов ЕС, кроме Ве­ликобритании, Швеции и Дании, которые по тем или иным причинам отказались принять экономико-валютную систему ЕС. Символичным является тот факт, что в 1992 г., в год окончания строительства единого европейского рынка, между Европейским Союзом и Республикой Казахстан были уста­новлены официальные дипломатические отношения.

Примечательным является также то, что окончательное формирование Экономического и валютного союза совпало со вступлением в силу Соглашения о партнерства и сотруд­ничестве между ЕС и РК, а именно с 1999 г. Данное совпаде­ние не играет большого значения, как само событие. Но тем не менее, хотелось бы верить, что в этом случае совпадение далеко не случайно. Ведь опыт процесса формирования еди­ного экономического пространства в ЕС представляет несо­мненный интерес для суверенного Казахстана, стремящегося к прочной и эффективной экономической интеграции. Пони­мание основной сути этих процессов позволит выбрать адек­ватную стратегию развития экономического и финансового сотрудничества Республики как со всем Европейским Сою­зом, так и с каждым государством-членом ЕС в отдельности, в число которого в течение четырех-шести лет войдут Польша, Чехия, Латвия, Венгрия, Эстония. Следовательно, расширится территория доступа казахстанских товаров на рынки центрально-восточных стран, что позволит в дальнейшем облегчить им путь к выходу на мировой рынок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.