Рефераты. Европейский Союз и Казахстан

Сегодня в мире происходят глобальные изменения. Фено­мен глобализации заставляет Казахстан находить новые фор­мы самовыражения во внешних делах. На сегодняшний день актуальной задачей экономической составляющей внешней политики Казахстана является создание условий, наиболее благоприятствующих вхождению страны в мировое экономи­ческое сообщество. Экономизация внешней политики Казах­стана    нацелена    на    радикальное    изменение    нынешней модели интегрирования страны в мировое хозяйство, эффек­тивное использование в международном обмене конкурент­ных преимуществ казахстанской экономики и последователь­ное преодоление ее недостатков. По-видимому, этому будут способствовать тесные экономические связи со странами Ев­ропейского Союза и с Евросоюзом в целом.

Таким образом, на нынешнем этапе развития Республики экономические составляющие сотрудничества РК с ЕС долж­ны быть сконцентрированы в следующих областях: инвести­ции, совместные предприятия, сектор малого и среднего бизнеса.

Для успешной реализации "экономизированной" внешней политики Республики Казахстан ключевой становится струк­турно-инвестиционная политика государства, которая должна ясно обозначить отраслевые и межотраслевые приоритеты, имеющие жизненно важное значение для развития страны, обеспечения ее независимости и экономической безопасно­сти. В любом обществе инвестиции служат основой развития и укрепления экономики. В послании Президента Н.А.Назар­баева "Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучше­ние благосостояния всех казахстанцев"[29] к приоритетным дол­госрочным целям и стратегии реализации отнесен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций. Таким образом, Казахстан, главной экономической задачей которого является вхождение в систему мировой экономики, большое внимание придает привлечению иностранных капиталовложений.

Масштабы, структура и эффективность привлечения ин­вестиций Европейского Союза в Казахстан во многом опре­деляются наличием в стране благоприятного инвестиционно­го климата, понимаемого как комплекс материально-вещественных и институциональных условий, позволяющих европейским инвесторам получать доход на вложенный капи­тал и вести устойчивый предсказуемый бизнес. В общем виде инвестиционный климат, существующий в Республике, опре­деляется следующими факторами: характером законодатель­ства, регулирующего приток капитала в страну, стабильно­стью экономической и политической ситуации, наличием запасов природного сырья и его использованием для деятельно­сти совместных предприятий, степенью развитости инфра­структуры, энергетической обеспеченностью и наличием энергетических резервов и инвестиционной политикой государства.

В создании благоприятной инвестиционной деятельности особое место занимают законы, регулирующие инвестицион­ную политику в Республике. Сегодня на территории Казах­стана действуют два таких закона: "Об иностранных инвести­циях" от 27 декабря 1994 г. и "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28 февраля 1997 г. Первым законом закреплены необходимые общепринятые гарантии защиты иностранных инвестиций и определены основные организа­ционные формы их осуществления. Второй закон закладывает основу создания единой и целостной системы государствен­ной поддержки прямых инвестиций. Инвестиционную поли­тику в Республике осуществляет Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел РК (бывшее Агентство Рес­публики Казахстан по иностранным инвестициям), созданный указом Президента РК от 13 декабря 2000 г. Новым направле­нием в государственном регулировании иностранной инве­стиционной деятельности является образование Совета ино­странных инвесторов при Президенте РК. Данный Совет яв­ляется консультативно-совещательным органом. Главной за­дачей Совета, который состоит из 13 основных иностранных инвесторов, является обсуждение непосредственно с прави­тельством Казахстана, разработка рекомендаций по совер­шенствованию инвестиционного климата и выработка пред­ложений по интеграции экономики страны в мировые эконо­мические процессы.

Главным документом, регулирующим положение инве­сторов Европейского Союза, являются соответствующие ста­тьи Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписан­ного между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. В соответствии с Соглашением Казахстан предоставляет ев­ропейским бизнесменам и компаниям наилучшие, без исклю­чения, условия. СПС также содержит отдельные положения о сотрудничестве в области законодательства, свободном пере­движении прямых инвестиций, осуществлении платежей за товары и услуги в свободно конвертируемой валюте. Все это, безусловно, способствует сложению благоприятного климата и инвестиционных условий для иностранных инвесторов ЕС.

Инвестиционная привлекательность Казахстана была отмечена на международной инвестиционной конференции "Астана-Инвест-99", которая проводилась в Лондоне в июне 1999 г. На конференции было отмечено, что, несмотря на по­следствия мирового финансового кризиса, Республика Казах­стан в инвестиционном плане остается одной из наиболее привлекательных и перспективных государств в СНГ. Уча­стие Президента РК Н.А.Назарбаева в работе экономического саммита в австрийском городе Зальцбурге 1-2 июля 1999 г. также способствовало формированию более благоприятного политического и инвестиционного имиджа Казахстана. Зальцбургский саммит был ознаменован тем, что специальная пленарная сессия, на которой выступил глава Казахстана, бы­ла посвящена теме: "Стратегия развития и экономическое партнерство вдоль Шелкового пути". В своем выступлении Президент Н.Назарбаев охарактеризовал новые инвестицион­ные возможности Казахстана и центрально-азиатского региона в целом. Участие Казахстана в стратегии развития и эко­номического партнерства вдоль Шелкового пути однозначно свидетельствует об искреннем стремлении к дальнейшей ин­теграции в мировое сообщество. Свободные отношения по­зволят укрепить международный и политический авторитет Казахстана.

Активное привлечение иностранного капитала в экономи­ку Казахстана началось в 1992 г. в форме экспортных креди­тов на двусторонней основе. Значительная их часть была получена в период с 1992 по 1994 гг. Первыми кредиты РК предоставили правительства Германии и Австрии, они же оказались наиболее крупными кредиторами. По удельному весу в потоке иностранного капитала, привлекаемого в Республику, на настоящий момент лидируют прямые иностранные инве­стиции (ПИИ), на которые приходится половина всех средств. Официальная помощь развитию (ОПР), рассчитываемая по сумме освоенных займов и предоставленной технической по­мощи, составляет 27% общего финансирования (на техниче­скую помощь приходится 5%). На экспортные кредиты, пре­доставленные  Республики по двусторонним  соглашениям, приходится около 23% всего иностранного капитала. Привле­чение прямых иностранных инвестиций является наиболее целесообразным и безболезненным с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, так как прямые инвестиции, бу­дучи привлеченными под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики.

По среднедушевым показателям привлечения европей­ских иностранных инвестиций в страны СНГ Республика Ка­захстан занимает лидирующие позиции. Казахстан в инвестиционном плане остается на сегодняшний день одним из наиболее привлекательным и перспективных стран СНГ. Согласно данным Европейского банка реконструкции и развития, из  всех прямых инвестиций (включая европейские), привлеченных в государства СНГ, на долю Казахстана приходится четвертая часть. Между тем Европейский Союз и его государства-члены оказали помощь странам СНГ на сумму в 73 миллиарда евро, что составило 68% от общего количества средств в 5- 108 млрд.  евро, выделенных западными государствами. При­чем 73% европейских субсидий составляют экспортные кредиты, 77% - "стратегическая помощь" и 60 % приходится на а техническое содействие, осуществляющееся, главным образом, через программы ТАСИС и ФАРЕ[30].

Сумма иностранных инвестиций, привлекаемых в Респуб­лику ежегодно, составляет примерно 1,3-1,7 миллиардов дол­ларов США. За период с 1993 г. по первый квартал 2001 г. их общий объем составил 10166,8 миллионов долларов США, составив более 400 долларов прямых иностранных инвести­ций на душу населения. Долгосрочный же портфель инвести­ций по заключенным контрактам превышает 60 миллиардов американских долларов, что составляет почти 40% от всего инвестиционного портфеля стран СНГ и государств Цен­
тральной и Восточной Европы.

Особенностью европейского капиталовложения в Казах­стан является его концентрация в сырьевом секторе экономи­ки. В отраслевом разрезе большая часть инвестиций поступа­ет в нефтегазовый комплекс (около 46% за период 1993-2000 гг.) и цветную металлургию (более 25% с 1993 по 2000 гг.) Большой интерес иностранных инвесторов вызывают также черная металлургия (4,4%), энергетический комплекс (4,3%), пищевая промышленность (3,4%), связь и добываю­щая промышленность (2.4%)

Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предпри­ятий (СП), дочерних предприятий, приватизации государст­венных предприятий с участием иностранного капитала, пе­редачи в управление иностранным фирмам крупных про­мышленных предприятий и инвестирования банковского сек­тора.

Основной формой привлечения прямых инвестиций в Республику являются совместные предприятия, в меньшей степени со 100%-ным иностранным капиталом дочерние предприятия. В настоящее время ни одна из стран не может эффективно развиваться без внешнеэкономических связей. Особенно существенно роль внешнеэкономических связей возросла в последние годы.

По данным Агентства по статистике Республики Казах стан, на 1 января 2001 г. в Казахстане было зарегистрировано 2 366 совместных и иностранных предприятий (в 1999г. - 1865, в 1998 г. - 1677, в 1997 г. - 1388, в 1996 г. - 995, а в 1990г.-всего 15).

Из 2 366 совместных и иностранных предприятий в их число входит  1189 совместных предприятий и  1177 ино­странных предприятий, созданных с участием партнеров из 99 стран с уставным капиталом в размере 139817,8 млн. тенге (на 1 января 2001 г.). Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями на 1 июня 2000 г. расположено на территории города Алматы - 1320 (в том числе 635 совме­стных и 685 иностранных предприятий), далее в Астане - 156 (81 и 75 соответственно), Карагандинской области - 125 (64 и 61), Атырауской области - 109 (77 и 32), Алматинской облас­ти - 80 (53 и 27), Восточно-Казахстанской области - 65 (40 и 25). На 1 января 2001 г. количество совместных и иностран­ных предприятий намного возросло, так, например, в Алматы их количество составляет уже 1359, в Астане - 197, в Кара­гандинской области - 150, Восточно-Казахстанской - 78.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.