Рефераты. Телекоммуникационные проекты в образовании

В ходе практической поисковой деятельности учащих-ся в медиатеке медиаспециалист оказывает ученикам всевозможную помощь в способах поиска информации и ее обработки, консультирует, если возникает необходи-мость, как оформить результаты исследования, творчес-кой работы с помощью средств новых информационных технологий.

В некоторых школах функции технического специали-ста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов, проявивших наилучшие ре-зультаты по информатике и интересующихся данным на-правлением. В основные функции технического специа-листа по телекоммуникациям будет входить следующее.

- Выбор провайдера телекоммуникационной сети для последующей регистрации школы.

-- Приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра.

- Изучение программного обеспечения, используе-мого при работе в сети.

- Обучение учащихся и учителей работе в сети.

- Оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами.

- Работа с почтовым ящиком школы -- получение и отправка школьной корреспонденции.

Если в дальнейшем переписка по электронной почте будет достаточно интенсивной, необходимо в помощь техническому специалисту найти "постмастера» (от англ. postmaster -- специалист по почте), который начнет ре-гулярно проверять почту, передавать электронные письма по назначению и решать некоторые технические про-блемы, связанные с перепиской. Таким постмастером может быть учащийся, а не специалист медиатеки.

Помимо технической работы по организации телеком-муникационного центра необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удоволь-ствием приходят и учителя, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который бы являлся настоя-щим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педаго-гическому коллективу школы и учащимся преимущества телекоммуникаций, вовлек всех в проектную работу и по-мог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. По-добных специалистов принято называть координатор теле-коммуникационных проектов.

Если телекоммуникационной программой, предус-матривающей работу над многими проектами, предпола-гается охватить достаточно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора (директора) программы в рамках специально созданного для этих це-лей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.

Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятель-ность учащихся и учителей в проектах определенной направленности (имеется в виду -- предметную направ-ленность: естественнонаучную, гуманитарную, литера-турно-творческую, спортивную, музыкальную и др.). Как координатор (директор) программы, так и коор-динатор проекта вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно, чтобы это были грамотные пользователи. Но это долж-ны быть профессиональные педагоги. Важно также, чтобы это были энергичные люди, хорошие организа-торы.

При этом в задачи координатора (директора) программы входит:

связь при необходимости с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;

ведение полного списка всех участников проектов;

координация и развитие телекоммуникационных про-ектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддерж-ка прямой и обратной связи с координаторами и администрацией школ, обеспечение консультационной помо-щью, методическими материалами и информацией, не-обходимой для конкретного проекта в режиме электрон-ной почты, автоматической рассылки);

связь с другими регионами, сбор информации о по-тенциальных партнерах с учетом их интересов;

связь с общественными организациями, средствами массовой информации по оказанию помощи участникам проектов, по внедрению результатов их работ в разных формах, организации региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конференций участников проектов;

сбор и распространение информации об участниках проектов, презентация наиболее интересных результа-тов;

регистрация, анализ поступающих заявок на проведе-ние ребятами тех или иных работ;

ведение систематической внешней оценки эффектив-ности использования телекоммуникационных проектов в школах, участвующих в его программе.

Координационный телекоммуникационный центр мо-жет со временем развить сеть электронной почты в своем регионе, т.е. организовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS.

Задачи координатора телекоммуника-ционного проекта в школе несколько иные. В его функции входит:

подбор партнеров, координация работ по отбору те-матики проектов (работа с учителями);

структурирование проекта (определение целей проек-та, его проблемы, гипотезы решения, планируемых ре-зультатов и сроков проведения работ, планируемых форм оформления результатов проектов, мониторинг за его проведением на всех стадиях работы, включая в слу-чае необходимости активное включение в работу, кор-ректировку направления работ, поддержание различны-ми способами интереса к проекту);

поддержка связи и взаимодействия с директором об-разовательной телекоммуникационной региональной программы, если такой имеется (формулировка запросов информации, необходимой для конкретного проекта ди-ректору программы);

осуществление консультаций для учащихся и учите-лей, работающих в его проекте;

информирование администрации школы о ходе рабо-ты учителей и учащихся над телекоммуникационными проектами.

Координатор школьного проекта должен обладать опре-деленными качествами: иметь хорошие организаторские способности, быть методически грамотным, владеть навы-ками межкультурного общения, иметь опыт работы с теле-коммуникационными проектами, иметь базисные навыки работы в телекоммуникационных сетях, уметь работать с большими объемами информации, быть информирован-ным о новейших методах применения средств информаци-онных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедре-ния телекоммуникаций в учебный процесс вашей шко-лы, продумайте следующее:

где, в каком помещении вы собираетесь организо-вать абонентский телекоммуникационный центр, в ко-тором можно было бы обеспечить достаточно свобод-ный (но организованный!) доступ к компьютерам и работу в сетях;

как часто и для решения каких вопросов представите-ли школьной администрации будут использовать теле-коммуникации;

какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает ваша школа, смогут заинтересовать учителей-предметников;

какому из направлений учебно-воспитательной рабо-ты школы будет отдано право преимущественного ис-пользования телекоммуникаций;

собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосред-ственной работе в сети.

Как только вы сформулируете ответы на все эти воп-росы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в вашей школе, сделайте следующий шаг -- спланируйте работу школы с телекоммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее.

1. Организовать и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы по использованию телекоммуникаций. На этом семинаре вы должны обсудить все вопросы, связанные с внедрением телекоммуникаций в учебный процесс вашей школы.

2. Познакомить учителей с методом проектов и груп-повым методом, обратив их особое внимание на разнообразие исследовательских методов, самостоятельных ви-дов деятельности учащихся.

3. Познакомиться с работой сети Интернет, услугами провайдера, у которого вы уже зарегистрировались (или собираетесь зарегистрироваться), и изучить все ее ин-формационные возможности. Посмотрите, какие средства, и ресурсы Интернет вы можете использовать уже сейчас, какие -- в перспективе. Найдите себе партнеров по переписке.

4. Подключиться к существующим в сетях в настоящее время телекоммуникационным учебным проектам. При-влекайте к работе учителей-предметников!

5. Перейти к преподаванию различных предметов школьного цикла (информатики, иностранного языка, литературы и др.) с использованием новых педагогичес-ких и информационных технологий, в том числе компь-ютерных телекоммуникаций. На этом этапе внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы они долж-ны постепенно превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной и достоверной информации в конкретной предметной области.

Учителя школы должны иметь четкое представление о возможностях электронной почты, информационных ре-сурсах Интернет.

Ведь только в этом случае они смогут определить на-правление использования телекоммуникаций в своем предмете. Интересы учителей различны: кто-то заинтере-сован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет со-вместное решение научных проблем, а инструментом об-мена -- электронная почта, телеконференции.

На семинаре учителей целесообразно будет провести те-лекоммуникационный сеанс, показав «вживую» все услуги, предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного про-ведения такого сеанса связи не забудьте следующее.

В процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телеком-муникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах.

Не используйте при демонстрации незнакомые для большинства учителей команды и технические термины. Постарайтесь пробудить у учителей желание познако-миться с опытом работы учителей в тех школах, где те-лекоммуникации используются уже как минимум 2--3 года, и посетить их уроки.

Организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно «побеседовать» в режиме «chat» (а это всегда производит очень сильное впечатление на новичков).

На сеанс можно пригласить учителей, технических специалистов, представителей родительской обществен-ности и учащихся старших классов, которые смогут стать вашими надежными помощниками в будущей работе.

Старайтесь поддержать тех учителей, которые проявят интерес к использованию телекоммуникаций в школе, так как им придется преодолеть немало психологических проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.