Если проблема всего проекта сформулирована (под наблюдением учителя), можно переходить к определе-нию гипотезы ее решения. Учитель может помочь уча-щимся сформулировать гипотезы, задавая им наводящие вопросы.
Ответы на каждый из поставленных вопросов могут служить гипотезой решения общей проблемы. Когда все они сформулированы общими усилиями всего класса, учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интере-сы ребят) и каждой подгруппе дает задание исследовать одну из сформулированных ими гипотез.
Предварительно каждая группа должна обсудить и ре-шить, какими методами она собирается исследовать дан-ный вопрос. Свои подходы к выполнению задания груп-па защищает перед всем классом, и, если весь класс вместе с учителем решает, что избранные методы доста-точно надежны и могут обеспечить достоверную и доста-точную информацию для решения поставленного вопро-са, их подход утверждается. Только после того, как под-ходы всех групп, участвующих в данном проекте, оказы-ваются утвержденными в ходе общей дискуссии, участ-ники проекта могут приступать к работе.
Эта работа не может и не должна замыкаться рамками урока. Основная поисковая, исследовательская работа проводится па базе школьной медиатеки -- информаци-онного центра школы, где собрана информация на раз-ных носителях и где помимо кабинетов вычислительной техники предусмотрен телекоммуникационный блок с выходом в Интернет. Работа может проводиться и на базе школьного музея, пришкольного участка, других школьных подразделений, на базе которых можно получить
нужные данные. Разумеется, в целях исследования можно и следует использовать и все возможные и доступные для ребят источники информации, экспериментальные пло-щадки, проведение социологического опроса, интервью, работу с удаленными базами данных, запросы информа-ции у своих зарубежных партнеров. Другими словами, са-мые разнообразные способы поиска нужной информа-ции по данному вопросу. Любое предпринимаемое ребя-тами исследование должно носить пусть локальный, но серьезный научный характер, доступный им по сложно-сти решаемой проблемы, используемым методам, но обеспечивающий действительно достоверные результаты. Группа решает также, как она собирается оформить готовый материал. Это должно быть самостоятельным ре-шением группы совместно со своими зарубежными парт-нерами или партнерами из других регионов. При этом в ходе анализа информации учащиеся могут обращаться к учителю за помощью, советом, консультацией.
Когда материал собран, проанализирован и партнеры пришли к аргументированному выводу, они вновь обра-щаются к общему проекту и устраивают презентацию сво-ей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что приведенные данные вполне доказательны и подтвержда-ют выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением, составляющим один из существенных ар-гументов общей проблемы. И так далее, со всеми группа-ми, участвующими в данном общем проекте. В итоге все группы договариваются со своими партне-рами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы, какой практический вывод это решение мо-жет иметь для данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой из стран, для всего чело-вечества (если тематика проекта позволяет делать такие выводы).Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Ранее мы показа-ли этапы работы над любым проектом. Соответственно и формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта. Исследовательские же методы оказыва-ются приемлемыми для многих и многих проектов, пре-дусматривающих ту или иную форму исследования. Важно каждый раз искать наиболее эффективные формы работы и осознавать, что новые педагогические и информационные технологии не всегда вписываются од-нозначно в традиционные формы и методы обучения. Поэтому следует каждый раз искать пути и формы ин-теграции их в учебно-воспитательный процесс
2.3. Координация проектной работы в сети.
С каждым годом все больше российских школ под-ключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике рабо-ту в сети одного-двух учителей информатики (по-скольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, -- в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислитель-ной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой теле-коммуникации стали бы доступны всем желающим -- и учителям, и учащимся школы, и превратились в ре-альный инструмент для работы с разнообразной ин-формацией в специфике организации работы с теле-коммуникациями в школе. Для того чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе на-прямую будет зависеть от того, насколько вы продумае-те начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.
Первый шаг на этом пути -- определить, кто из учи-телей или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Сле-дует иметь в виду, что вся работа по внедрению и даль-нейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы од-новременно хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи, и сете-вым программным обеспечением, а также был асом в методике организации и проведения телекоммуникаци-онных проектов. Поэтому речь может идти о выборе не-скольких лип, ответственных за телекоммуникации в школе.
Если в вашей школе есть медиатека, в которой вы предполагаете разместить ваш телекоммуникационный центр, вы можете предложить сотруднику медиатеки, медиаспециалисту, взять на себя технические аспекты организации и сопровождения телекоммуникационных проектов, поскольку этот специалист профессионально владеет компьютерной техникой и телекоммуникацион-ными технологиями.
Медиатеки появились уже во многих школах. Что они собой представляют? Это одно из структурных подраз-делений современной школы, дающее учителям и уча-щимся возможность доступа к различным информаци-онным носителям. В медиатеке, где сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства ин-формации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный иентр, а также телекоммуникационный центр (на который имеет выход локальная компьютерная сеть школы), замкнутая телевизионная система, радиоцентр. Сюда и учителя, и учащиеся могут прийти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую им информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. Теле-коммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций и т.д. Одновременно с этим в ме-диатеке есть возможность обратиться к книге, видео-фильму, фонозаписи. Здесь есть все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточ-ных или конечных результатов исследовательской, про-ектной работы.
По мнению экспертов, деятельность медиатек, созда-ваемых в последние несколько лет в различных школах страны, и имеющих к настоящему времени опыт рабо-ты, позволяет говорить о том, что модемы и соответ-ственно возможность работы в телекоммуникационных сетях необходимо предусмотреть не только в кабинетах вычислительной техники (это само собой разумеется, поскольку телекоммуникационные технологии входят те-перь в курс информатики), но и в медиатеке.
Дело в том, что в кабинетах после уроков не всегда представляется возможным работать всем желающим и, кроме того, там нет всей необходимой информации. В медиатеке же создаются оптимальные условия для поис-ка и творческого применения информации в самостоя-тельной познавательной деятельности учащихся во вне-урочное время, для подготовки учителя к урокам, к ра-боте над проектами, в непрерывном их самообразова-нии, приобретении навыков «навигации» в безгранич-ном море информации. В медиатеке в течение всего дня работают квалифицированные мадиаспециалисты, под-держивающие техническое состояние и работу в сетях, которые в любое время могут дать консультацию учите-лю или ученику относительно направления поиска той или иной информации, особенностей пользования раз-личными программными средствами, сетью Интернет, возможностями оформления проектных работ с помо-щью различных мультимедийных, издательских техноло-гий, технологий Интернет. Самостоятельная работа учащихся в условиях медиа-теки, связанная со свободным поиском ими данных из различных источников, со способами организации дан-ных и области поиска, их умением пользоваться ключе-выми словами, анализировать информацию и представ-лять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графики, магнитной записи, видеоматериала, статьи в самодель-ный школьный журнал или газету как для целей урока, так и в собственных интересах к различным темам, пред-полагает наличие у школьников целой гаммы сформиро-ванных навыков и умений.
Поэтому такая деятельность учащихся обязательно должна подкрепляться обучением ребят работе не только с магнитофоном и видеоплеером (а в ряде случаев и с видеокамерой) в медиатеке, но прежде всего в кабинете информатики с текстовым и графическим редактором, в телекоммуникационных сетях с удаленными базами дан-ных и др., чего, к сожалению, нет сегодня в массовой школьной практике.
Весьма важен вопрос о сотрудничестве учителя и медиаспециалиста. Речь идет о планировании деятельности в рамках образовательных проектов (в том числе и теле-коммуникационных), при котором крайне необходимо учитывать совместные действия учителя-предметника и сотрудника медиатеки. Время, потраченное на подготов-ку и принятие решений, окупит себя в дальнейшем ка-чеством работы учащихся. Учитель-предметник и сотруд-ник медиатеки в силу того, что первый знает способнос-ти каждого ученика и желаемый результат, а второй зна-ет информационный фонд медиатеки, на этапе подго-товки к проекту должны работать вместе. Учитель определяет образовательные цели, кото-рые он предполагает решить в ходе исследовательс-кой деятельности своих учащихся. Учитель, знакомясь с фондом средств обучения, книжным фондом медиатеки в сформированной здесь базе данных, продумывает стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов.Учитель и медиаспециалист согласовывают предпо-лагаемые источники информации, способы доступа к ним. способы обработки, чтобы учащийся мог реали-зовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и работы с ней.Таким образом, в ходе совместной работы учитель и медиаспециалист при подготовке и проведении проект-ной работы учащихся определяют предмет информаци-онного поиска как для учителя, так и для отдельных групп учащихся (по их темам, по их проблемам, выдви-нутым гипотезам). Учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности над проектом. Совместно определяют возможную (предпола-гаемую) поисковую стратегию (этапность поиска инфор-мации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9