Общий простой план становится развернутым, выде-ляются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, опре-деляются планируемые результаты и способы их реше-ния, оформления.
5. Работа над проектом
Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2 -- 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмеши-ваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мне-ниями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.
6, Подведение итогов, оформление результатов
На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.
7. Презентация проекта
Готовый и оформленный проект должен пройти зак-лючительный этап презентации в классе, телеконферен-ции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или ме-нее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух уроках, а занимают дос-таточно продолжительный отрезок времени. Результаты такого проекта вместе с его описанием могут быть раз-мещены на специальной Web-страницс своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация всегда подра-зумевает дискуссию, возможность для участников пре-зентации задавать любые вопросы по теме исследования, творческой работы и получать аргументированные отве-ты со стороны разработчиков.
2.2. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях
Если учитель'приступает к организации телекоммуни-кационных проектов, ему следует начать с изучения ин-тересов учащихся, выбора тематики проектов и подго-товки учеников к работе. Проекты могут идти в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие в работу других учителей-предметников, и в этом случае они будут активизировать широкий круг . познавательных и творческих интересов учащихся. Нема-ловажным является также процесс соотнесения интере-сов учителей и учеников, выбирающих тему для прове-дения проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Иначе: необходимо по-нять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участников проекта являются актуальными для школы, района (города, региона и т.д.), где живут учащиеся, бу-дут ли актуальными и значимыми для других людей ре-зультаты, которые учащиеся получат в процессе работы над проектом.
Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя проектами, то организовать подобный политематичес-кий, междисциплинарный проект можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся. Предположим, что кто-то из учащихся увлека-ется именно тем предметом, который ведет учитель -- организатор телекоммуникационного проекта, а следова-тельно, с удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся, обладающие, например, литературными, музыкальными или художественными способностями, захотят заняться творческой работой в рамках того же проекта или в самостоятельном проекте, третьи выразят готовность попробовать свои силы в ре-шении каких-то насущных, актуальных проблем региона. Задача учителя сводится к тому, чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каж-дом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.
Если учитель стремится уделить значительно большее внимание самостоятельным видам деятельности учащих-ся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обычно невозможно сделать в рамках традиционного урока, то ему придется использовать другие формы организации самостоятельной дея-тельности учащихся. Так, при проведении телекоммуни-кационных проектов хорошо зарекомендовала себя сис-тема докладов, рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебной дисциплины. Интересная и продуктив-ная работа над телекоммуникационными проектами, в том числе и международными, может быть организована на базе научных обществ детей, литературных гостиных, если такие имеются в школе, гимназии.
Как правило, учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ре-бят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Необходимо так организовать работу, чтобы те учащиеся, которым нужны определенные условия для выполнения работ, имели бы возможность проводить ка-кие-то замеры, опыты и другие действия непосредствен-но на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков.
Некоторые из подобных проектов могут быть предло-жены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат теле-коммуникации.
Это особенно оказывается полезно в научном и соци-альном планах, если речь идет об экологии, социологи-ческих проблемах. Когда учащиеся почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим рабо-там, учитель, проводящий проект, осознает необходи-мость расширения географии и сферы сотрудничества.
При использовании телекоммуникаций в отечествен-ной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали многие разнообразные формы совместной деятельности.
Это -- интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школь-ников; межшкольные литературные журналы, газеты и др.; совместные проекты, предусматривающие сбор раз-нообразных фактов, данных и др.; экологические проек-ты; совместное литературное творчество (написание сти-хов, рассказов и др.).
Кроме того, сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран; статистическая работа; организация совместных полевых работ; изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий; совместное реше-ние разнообразных актуальных проблем; разработка проек-тов путешествий, туристических походов с учетом расписа-ния движений транспортных средств, правил обмена валю-ты и т.п.
Если возникли небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенные какой-то об-щей идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров.
По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель уже наметил для себя, какой характер будет но-сить будущий проект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школь-ников следует вести с учетом выбора типа проекта. Не-обходимо, чтобы была ориентация не только на интере-сы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны).
Для этого учителю необходимо достаточно хорошо ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, своем регионе, но и в том регионе или стране, где мог оказаться ваши потенциальные партнеры.
Итак, учитель и учащиеся приступают к поиску парт-неров по отобранным идеям (это еще не сформулированные темы, а только идеи, реализация которых может привести к определенным результатам). Как же найти партнера по сети?
Вспомните, вы когда-нибудь в своей жизни попадал в незнакомую компанию? Вот и новичок, попадающий новую для себя телекоммуникационную среду, не сразу может сориентироваться и определить «кто есть кто» тем более что в сети пользователи, как правило, не видят друг друга (если они не работают в видеоконференции), а воспринимают информацию о другом человек лишь в эпистолярной форме.
Очень эффективным и простым решением являете посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авто рам, заинтересовавшим его, письмо, содержащее рас сказ о себе, о своих учениках и своих интересах. Такие письма, называемые представительскими, очень попу-лярны в сети. Цель представительских писем -- не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и при-влечь, заинтересовать потенциального партнера по пере-писке, вызвать у него желание ответить на ваше письмо. Поэтому чем ярче и интереснее будет письмо, тем боль-ше шансов получить на него ответ.
По сложившейся в сети традиции при переписке учи-телей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:
Что из себя представляет ваша школа: ее специа-лизация и наиболее интересные черты?
Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?
Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы уча-ствовать в переписке? Почему?
Ваши личные и профессиональные интересы?
Ваше хобби?
Можно также разместить свое сообщение под грифом «Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится. Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро предложит учителю партнера и подключит его к какому-либо дей-ствующему сетевому проекту или программе. Далее происходит обмен приветственными письмами со школой-партнером. Аналогичными письмами должны обменяться и учащиеся, что позволит им лучше узнать друг друга. Выше уже говорилось, что в сети постоянно можно увидеть подобные предложения со всех уголков планеты. У ребят множество идей, насущных проблем, к решению которых они приглашают всех заинтересо-ванных. Поэтому, если вам или вашим ученикам не при-ходит в голову в настоящий момент что-то особенно ин-тересное, а имеется лишь желание попробовать свои силы в телекоммуникационном проекте, региональном или даже международном, то можно просто откликнуться на предложения, размещенные в сетях Интернет, и присое-диниться к готовому, иногда уже действующему проекту. Так, известный проект Дж. Гезергуда из Иллинойса «Шекспировский семинар» длится в сетях уже более 8 лет и каждый год к нему присоединяются все новые и но-вые ребята из более чем 30 стран мира.
Когда учитель получит ответное письмо-приветствие, он может приступать к планированию работы. Каждая группа, участвующая в общем проекте, выдвигает соб-ственные гипотезы решения этой проблемы. Когда все гипотезы обсуждены и приняты всеми группами как дей-ствительно существенные для решения обшей пробле-мы, учителя определяют для каждой группы с обеих сто-рон четкие задачи по поиску доказательности одной - двух гипотез, все вместе намечают этапы работы и определя-ют конкретные даты обмена письмами. Затем корректи-руются планы с партнерской школой, и начинается ос-новная работа над проектом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9