Рефераты. Телекоммуникационные проекты в образовании

Загрузка крупных пакетов программ может занять не-сколько часов, однако плата провайдеру в этом слу-чае, конечно, несравнимо мала в сравнении с реаль-ной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис-пользовать ее в течение некоторого времени (как пра-вило, не более 30 дней), после чего предполагается, что абонент должен либо заплатить сравнительно не-большой регистрационный взнос и получить програм-му в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется боль-шое количество так называемых демо-версий про-грамм, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, без кото-рых программа не представляет для абонента реально-го интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о возможностях программы. Демо-версии, как правило, можно свободно распрост-ранять и использовать, они рассматриваются как рек-лама продукции.

Эти три основных направления распространения про-грамм в Интернет, по-видимому, будут интенсивно раз-виваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отме-тим, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное распространение про-грамм в Интернет приносит фирмам миллионные дохо-ды за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Совре-менный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.

2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Организация проектной деятельности учащихся в сетях. Этапы

работы над телекоммуникационным проектом.

Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти 20-летний опыт проведения телекоммуникационных про-ектов. За это время ученые и педагоги-практики разрабо-тали, провели и проанализировали эффективность не-скольких тысяч различных по тематике, срокам проведе-ния, количеству учащихся и используемым учебным ма-териалам проектов. На основе этих данных учеными были выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с типическими особенностя-ми практико-ориентированных проектов. Большой попу-лярностью у учащихся пользуются творческие проекты. Однако и такие проекты, равно как и приключенческие, предусматривают в качестве обязательного компонента проектной деятельности исследования в той или иной об-ласти. Ребятам нравится видеть практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом, видеофильм, компьютерная программа, реферат, сцена-рий фильма или драматизации, аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конеч-ный продукт, представляющий собой материальное воп-лощение их совместной творческой, исследовательской, аналитической деятельности.

Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2, занятие 6) с общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана собственная классификация возможных проектов, далее детализиру-ющая дидактическую классификацию с учетом специфи-ческих особенностей каждого предмета. Такая классифи-кация позволяет, не блуждая в потемках, четко опреде-лив тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко определить цели, как конеч-ные, так и промежуточные, определить методы исследо-вания, виды творческой или игровой деятельности, оп-ределить те знания, умения, навыки, которые потребу-ются учащимся для выполнения совместной проектной работы. Другими словами, знание типологии проектов дает учителю возможность наиболее рационально и эф-фективно организовать совместную деятельность учащих-ся. Особенно это касается телекоммуникационных проек-тов, в которых задействованы многие и многие учащиеся из разных школ, регионов, а подчас и стран. Здесь нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом, обеспечить взаимо-понимание между партнерами, является общепринятая типология проектов.

Для примера можно привести разработанную канд. пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по ино-странным языкам.

I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты.

1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных ре-чевых навыков и умений.

2. Лингвистические, направленные на изучение языко-вых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.

3. Филологические, направленные на изучение этимо-логии слов, литературные исследования, исследования историко-фольклорных проблем, творческие.

II. Культурологические (страноведческие) проекты.

Культурологические (страноведческие) проекты пред-полагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посред-ством организации межкультурного общения с целью оз-накомления с культурой, историей, этнографией, геогра-фией, экономикой, политикой, государственным устрой-ством стран-партнеров, искусством, литературой, архи-тектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский ха-рактер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты больше подходят именно для телекомму-никационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общении; естествен-ная языковая среда способствует формированию потреб-ности использования иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические про-екты могут иметь разные тематические направления.

1. Историко-географические, знакомящие с историей страны, города, местности; с географией страны, горо-да, местности.

2. Этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического со-става народа, проживающего на данной территории, на-циональных особенностей культуры разных народов и т.д.

3. Политические, цель которых -- ознакомление с госу-дарственным устройством стран, политическими партия-ми и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государствен-ную политику, законодательством страны и т.д.

4. Посвященные проблемам искусства, литературы, ар-хитектуры, культуры страны изучаемого языка.

5. Экономические, посвященные проблемам финансо-вой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.

III. Игровые и ролево-игровые проекты.

Ролево-игровые и игровые проекты, так же как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посред-ством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уро-вень применения по аналогии, уровень творческого при-менения). Такие проекты также наиболее интересны, когда они организуются как международные телекомму-никационные.

С содержательной точки зрения игровые и ролево-иг-ровые проекты могут быть следующих типов.

Воображаемые путешествия, которые могут преследо-вать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалого-вым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умени-ям и навыкам из других областей знаний.

Имитационно-деловые, моделирующие профессиональ-ные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречаю-щейся в жизни.

Драматизированные, нацеленные на изучение литера-турных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.

Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей и др.).

Все виды проектов, если это международные проек-ты, ведутся на иностранном, в большинстве своем анг-лийском языке, и потому предстаатяют помимо возмож-ности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают усло-вия .для реальной языковой среды, на базе которой фор-мируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка.

Почти все виды проектов предусматривают использо-вание исследовательских методов для решения заложен-ной в них проблемы.

Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.

1. Организационный

Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта Включает определение целей и задач (зачем я зате-ваю этот проект, что мои ученики узнают и чему на-учатся по завершении работы над этим проектом), об-суждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. ка-кие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, при-обрести необходимые навыки, каков общий план рабо-ты над конкретным проектом, обеспечивающий дости-жение поставленной мною задачи). Этот этап проводит-ся состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект междуна-родный).

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время

Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или но сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, по-скольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактен. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него мето-дических концепций.

4, Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых ма-териалов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.