Арарат Петросян
Введение
Все больший интерес к этнографии в наши дни связан с явлением "этнического ренессанса" в бывших республиках СССР, а нынче странах СНГ. Поэтому общественность с увеличенным вниманием следит за появлением новых данных по этнокультурной истории народов, связанных историческими судьбами с Россией. Порой для вынесения решения по проблемной ситуации необходимо знакомство с обобщающими научными работами. Нельзя также упускать из виду, что подобные труды способны активно влиять на этническое самосознание народа. Ныне мы коснемся вопроса об истории католичества среди представителей древнейших христианских культур: армянской и грузинской. Здесь же мы попытаемся выделить основные черты духовной и материальной культуры армяно-католиков и грузино-католиков. Правомерно ли выделять их в отдельные этнические группы? И если да, то насколько?
На эти вопросы можно будет ответить лишь при условии детального рассмотрения всех компонентов культуры "франгов" (так в научной литературе принято называть представителей униатской армяно-католической церкви). Является ли единой данная группа в решении основных жизненноважных проблем существования человека в рамках общества?! А может быть, традиция каждой из подразделений группы сложилась самостоятельно, в отрыве от основной линии развития культуры и самосознания нации, на основе обильных заимствований из текстов соседних, пограничных культур и их плодотворной переработки. Каковы вообще мотивы смены религиозного исповедания?!
Вот тот примерный круг вопросов, который предстоит рассмотреть. Но сначала надо попытаться дать определения ключевым понятиям, используемым в данной работе. Для понятия "этническая группа" мыслится удачной следующая дефиниция. "Этническая группа" состоит из лиц, которые постигают себя как некий вид; данные лица объединены эмоциональными связями и стремятся к сохранению их типа "(1). Сама же этническая группа определяется при этом как совокупность людей, которые мыслят себя подобными вследствие общего происхождения реального или фиктивного и таким же образом рассматриваются другими "(2).
Так представляет Бромлей точку зрения Т.Шибутани и К.Квана. Под культурой обычно понимают совокупность способов человеческой деятельности. Но как отмечают Арутюнов С.А. и Бромлей Ю.В. "этническую культуру не следует смешивать с культурой этноса " (3). Под культурой этноса понимается вся совокупность культурного достояния, присущая данному этносу в лице его отдельных представителей, локальных групп, этносоциальных организмов и т.п., независимо от того, имеют ли различные элементы и структуры этого достояния специфическую этническую окраску или же являются этнически нейтральными" (4). "Под этнической культурой подразумевается совокупность лишь тех культурных элементов, которые обладают этнической спецификой, выполняя как этнодифференцирующую функцию в рамках оппозиции "мы не мы", так и этноинтегрирующую функцию, способствуя осознанию своего единства различными, зачастую дисперсно разбросанными частями данного этноса" (5).
В истории отечественного кавказоведения не существует ни одной попытки к изучению проблемы смены исповедания в среде армян в пользу католичества. В зарубежной историографии известны работы ученых - членов католического ордена Мхитаристов, расположенного на острове Святого Лазаря (около Венеции, Италия) и в Вене - М.Чамгяна, Г.Амишана, Г.Зарбаналяна, посвященные истории Армении, армянской литературы; в которых обстоятельно рассматриваются условия, способствовавшие переходу армян в униатскую, армяно-католическую церковь. Представляет научный интерес также монография швейцарского исследователя М.А. ван ден Уденприйна, посвятившего много лет изучению литературных трудов католических монастырей юго-восточных областей Армении, монастырских школ и рукописных центров XIV века". История униатского движения в средневековой Армении и вопрос взаимоотношений армянской и католической церквей освящается в капитальном исследовании М.Орманяна Азгапатум (история науки), изданном в г.Бейруте. Все эти издания осуществлены на армянском языке и не встречаются в фондах библиотек г.Краснодара. Отрывочные сведения по католицизму в Армении и Грузии мной почерпнуты из работы Ю.Д.Анчабадзе и Волковой Н.Г. Старый Тбилисси (М., 1990), из доклада Фрэнсиса Дворника на XIII-ом Международном конгрессе исторических наук (состоявшемся в г.Москве, с 16 по 23 августа 1970г.) "Миссии греческой и западной церквей на Востоке в средние века" (М., 1970). Ценные сведения можно найти в работе Аревшатяна С.С. К истории философских школ средневековой Армении (Ереван, 1980).
Этнографические данные содержатся в различных выпусках СМОПМК (сборник материалов для описания племен и местностей Кавказа), выходившие в г.Тифлисе с начала XIX и по начало XX вв. Интересно содержание Известий Кавказского отдела Русского Географического общества и Кавказских календарей с точки зрения знакомства с католическими церковными праздниками и статистическими данными по числу католиков среди прочего населения и национальному составу в католической среде. Много ценной информации по свадебному циклу "ахалкалакских" франгов и вообще их энтографии было получено в беседе со следующими информантами: Петросян Гаспар Петросович, Петросян (Марикян) Србун Алексеевна и т.д.
Структура данной работы рассчитана на то, чтобы дать солидное историческое обозрение, касающееся истории возникновения католических линий в Малой Азии и на Кавказе, распространения католицизма самими униатами. Необходимо будет указать основные сложившиеся в истории районы распространения униатства. Важно выяснить в этом разделе также вопрос о национальной принадлежности франгов, их отношении к римско-католической церкви. Вторая глава непосредственно будет посвящена целям этнографического исследования 5 (пяти) этнокультурных районов расселения франгов. Необходимо условиться, что выбор 5-ти этнокультурных ареалов объясняется тем, что именно носители традиций этих районов (франгских) проживают на территории Краснодарского края РФ.
Информанты - из числа потомков некогда проживавших в этих районах франгов или недавно выехавшие (например, в 50-70-х гг. XXв. из Джавахка (Ахалкалакского и Богдановского района Грузии), и из Месхетии (Ахалцихский район)). В основном будут рассмотрены - свадебный цикл, похоронная обрядность, ритуалы вокруг новорожденного, народные верования и праздники (там, где это сохранилось в памяти у людей). Здесь культура будет подвергнута анализу как бы в статике, без учета изменений, произошедших в сознании франгов под воздействием ассимиляционных процессов. Третья глава аккумулирует в себе тенденции в развитии культуры и наличного самосознания потомков франгов, собственно, информантов по второй главе. Вслед за заключением планируются Приложения, в которых будут даны текстовые засипи песен, стихотворений, пословиц (т.е. фольклорный материал).
Данная работа мыслится как первое звено в цепи дальнейших исследований весьма интересного мира униатского движения среди армян, которому в наши дни насчитывается около 7 (семи) столетий. В последующем, кажется, вполне уместным опубликование работ по всем сторонам жизни жителей отдельных сел и городов, где компактно проживают франги, сохранившие в самосознании элементы религиозной самоидентификации. Но основой для таких изданий должно быть обобщающее исследование со всеми включениями по определенным проблемам.
>>> Глава I.
>>> Глава II.
>>> Заключение. Библиография.
________________________
1.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983. с.18
2. То же. с.18
3.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983. с.123
4. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса // Сов. этн. М., 1982. N 1. с.8
5. То же. с. 9