Рефераты. Тематизация эмоций в разговорной речи английского языка

Модели реагирующих реплик, выражающих оценку предшествующего высказывания собеседника, приводятся в работе в порядке снижения из употребительности и иллюстрируются примерами конкретных реализаций.

Модель I : Pron + Vbe + EW /That's splendid/

Модель II : EW /Fine/

Модель III : How + EW /How terrible/

Модель IV : Pron + Vbe + EW + N /It's rotten luck/

Модель V : EW + N /A nice idea/

Модель VI : Pron + Vsound + EW /It sounds lovely/

Модель VII : What + EW /What nonsens/

Модель VIII : Vsound + EW /Sounds all right/

Модель IX : EW + Part II /Well said/

Модель X : What + EW + N /What a filthy thing to say/

Модель XI: Pron+Vmodal +N /I'd love to/

К коллоквиальным моделям, служащим для выражения оценки предшествующего высказывания собеседника в английской диалогической речи, из десяти выявленных моделей можно отнести семь : модель II, модель III, модель V, модель VII, модель VIII, модель IX , модель X и модель XI.

Парадигматическое моделирование, представляющее следующую степень описания предложения, осуществляется путем выявления синтаксических категорий, имеющих внешнее выражение в структуре оценочных реагирующих реплик, на основании трансформационного анализа. Парадигматические модели позволяют выявить особенности синтаксического функционирования оценочных реплик [2,89].

Инвариантом парадигматических рядов в исследовании считается синтагматическая структурная схема, или модель, обладающая типовым сигнификативным значением квалификации. Чтобы выявить потенциальные трансформы, или парадигматические модификации модели, рассматривалась вся совокупность ее реализаций. Для выявления функционирования модели рассматривались возможности противопоставленности ее форм по цели высказывания /повествовательность - вопросительность - побудительность/, по утвердительности - отрицательности, по времени и наклонению. В основе иерархического расположения парадигм предложения лежит признание коммуникативного аспекта основным аспектом предложения.

Высший ярус парадигматики предложения представляет противопоставленность форм предложения по цели высказывания. Фактически данная оппозиция не должна находить выражения среди оценочных реплик-реакций, поскольку целью высказываний подобного рода всегда является сообщение, выражающее оценку предшествующего высказывания собеседника. Тем не менее, зарегистрирован ряд оценочных реплик-реакций, оформленных по типу вопросительных предложений, но не служащих для запроса информации, например : Isn't that fine; Isn't that nice; Isn't that shame. Вопросительно-отрицательная форма данных оценочных конструкций служит маркером эмоциональности, характерной для разговорной речи. Оппозиция форм оценочных реплик по утверждению - отрицанию также представлена весьма ограничено. В основном отрицание зарегистрировано в конструкциях с общеоценочными словами good и bad например : Not bad; No good; Not a bad idea. В подобных случаях употребление отрицания обусловлено интенцией говорящего не быть слишком категоричным в своей оценке. Как в случае использования вопросительно-отрицательных форм предложения для выражения эмфатического утверждения, так и в случае употребления отрицания для утверждения противоположной оценки следует говорить о синтаксической транспозиции, или переосмыслении конструкций.

Оппозиция синтаксического времени и наклонения представлены регулярно лишь в реализациях модели I, относящейся к нейтральной области функционирования языка. Отнесенность к тому или иному времени в подобных конструкциях выражается при помощи соответствующих форм глагола-связки, например : That'll be shell; That's all right; It was nice. В реализациях коллоквиальных моделей данная оппозиция не находит выражения, поскольку в большинстве из них соответствует глагольный элемент. Оппозиция наклонения так же, как и оппозиция времени, не представлена среди реализаций коллоквиальных моделей.

Внутримодельные преобразования структуры оценочных реплик-реакций чаще всего связаны с расширением объема конструкций. Ряд синтаксических процессов, продуцирующих внутримодельные модификации оценочных реплик, связан с номинативным аспектом предложений. Другие внутримодельные преобразования ориентированы на связь реплик в диалоге и представляют собой показатели связности текста.

В дипломной работе семантика оценочных реплик-реакций рассматривается параллельно и в связи с их прагматикой, поскольку семантическая структура подобных высказываний является двухаспектной, включающей денотативный и прагматический аспекты. Прагматический аспект семантической структуры выражает отношение субъекта к предшествующему высказыванию собеседника, денотативный аспект семантической структуры данных высказываний представляет это отношение как объективный, не зависящий от субъекта говорения факт действительности. Соответственно, оценочные реплики-реакции, рассматриваемые обычно как разновидность детерминирующих предложений, с точки зрения прагмалингвистики являются реляционными, поскольку «оценка - это отношение, выдаваемое за признак оцениваемого объекта».

Поскольку оценка представляет собой отношение субъекта к какому-либо объекту, в последнее время ее нередко рассматривают как разновидность субъективной модальности, принимаемой как отношение говорящего к сообщаемому. В рассматриваемых репликах оценочное отношение проявляется как диалогическая модальность, поскольку оценка относится к предшествующему высказыванию собеседника. В составе диалогического единства оценочная реплика-реакция всегда является модусом по отношению к реплике-стимулу, выступающему в роли диктума. Объектом оценки могут быть разные аспекты высказывания собеседника., так как высказывание собеседника также может быть представлено как модально-диктальная структура. Объект оценки может быть модальным или диктальным. Среди рассматриваемых диалогических единств с оценочной репликой-реакцией выделить два типа: 1) модально-модальные ДЕ, в которых стимул оценочной реплики и оценочная реакция являются модельными; 2) диктально-модальные, в которых стимул является диктальным, а оценочная реакция модальной. В модально-модальных ДЕ оценка относится к собеседнику, его поведению независимо от формы оценочной реплики. Подобные оценочные реплики, которые также можно рассматривать как модельно-модальные, указывают на отношения между собеседниками и представляют определенную разновидность тактики ведения диалога. В диктально-модальных ДЕ оценка относится к пропозициальной части высказывания собеседника.

Оценочные реагирующие реплики рассматриваются в работе как функциональные синонимы в силу функциональной эквивалентности реагирующих реплик каждой тематической группы в диалогической речи. Употребление в одном контексте оценочных реагирующих реплик, связанных отношениями синонимами, и реплик-антонимов преследует различные цели. Первые употребляются в высказывании одного или нескольких собеседников с целью уточнения аспекта или интенсификации оценки, вторые обычно встречаются в речи разных лиц в диалоге-споре об оценках.

В оценочных репликах наряду с собственно оценкой могу присутствовать другие виды информации, которые либо усиливают действие оценочного компонента значения высказывания на собеседника, либо сопутствуют оценке. Прагматическое воздействие оценки усиливается при наличии в оценочных репликах элементов, характеризующих эмоциональную речь. Эмоциональная оценка экспрессивна, однако перлокутивный эффект эмоциональных оценочных регулирующих реплик не всегда однозначно совпадает с интенцией говорящего, так как его эмоциональность может проявляться независимо от его воли. Нарастание интенсивности и иллокутивной силы высказывания осуществляется путем добавления одноуровневых и разноуровневых средств интенсификации оценки. Стилистическое снижение оценочных реплик-реакций, употребляемых в обиходном диалоге, также вызвано стремлением говорящего к наибольшей эффективности воздействия собственного высказывания на собеседника.

Социальные конвенции играют большую роль при употреблении оценочных реплик-реакций. Выделен ряд речевых ситуаций, в которых принято употреблять оценочные реплики. На основании анализа оценочных реплик, употребляемых в тех или иных речевых ситуациях, можно сделать вывод, что оценочные высказывания отрицательного характера в модально-модальных диалогах часто стимулируются неправильно выбранной ролью и тактикой собеседника. При равноправном положении собеседников в диалоге отрицательную реакцию вызывают стимулирующие реплики, представляющие собой упрек, обвинение, запрещение и т.п. Фактически многие из оценочных реплик-реакций можно рассматривать как этикетные формулы, употребляющиеся в определенных речевых ситуациях и социально регламентированные. В подобных ситуациях они могут выражать согласие, обещание, сочувствие и т.п.

Особую прагматическую функцию выполняют некоторые широкоупотребительные слова положительной оценки такие, как well, good; okey, right. Утратив в значительной мере связь с оценкой, подобные реплики употребляются в качестве композиционных маркеров, манифестирующих начало разговора, конец разговора, смену темы и т.п.

В предпринятом исследовании затронут лишь один вид оценочных реплик-реакций, ориентированных на высказывание собеседника как объект оценки. Использование результатов исследования в практике преподавания иностранного языка может оказать помощь в плане формирования у обучаемых чувства стилевой ориентированности, а так же в плане обучения речевой тактике ведения диалога. Проведенное исследование открывает перспективу дальнейшего развития исследуемой проблемы - фронтальный анализ всех оценочных высказываний, характерных для английской разговорной речи.

Глава II Характеристика положительных эмоций

На основе анализа языкового материала были выявлены закономерности тематизации положительной эмоции «радость»*, что дало возможность привести психофизиологические, лингвистические характеристики положительных эмоций трех степеней экспрессии (радость первой степени экспрессивности, радость второй степени экспрессивности, радость третьей степени экспрессивности).

За эмоциональное явление признается способность оценивать ситуацию. Определение положительного связано с психофизическим взаимодействием человека и мира, которое находит свое выражение, прежде всего в оценочных высказываниях, связанных с коммуникативной целью и эмоциональной сферой говорящего. Положительная оценка предназначена для воздействия на адресата, цель которого- вызвать у последнего определенное психологическое состояние, положительную эмоциональную реакцию, то есть отразить не собственно семантический, а прагматический аспект знаковой ситуации. Именно эта концепция оценочного значения, известная как теория эмотивности, стала отправной точкой настоящего исследования. Эмоция при этом рассматривается как ситуативно обусловленный психологический феномен, не допускающий своего изъятия из породившей его конкретной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.