Рефераты. Залог как форма обеспечения возвратности кредита

-          какова основная продукция компании (или каковы виды основных услуг);

-          каков опыт и квалификация менеджеров;

-          прибыльна ли компания;

-          кто основные клиенты-поставщики и покупатели компании;

-          на каких условиях продается товар (услуга)?

2.       Вопросы об испрашиваемом кредите:

-          на какую сумму клиент хотел бы получить кредит;

-          как им была определена эта сумма;

-          достаточно ли обоснованно составлен прогноз финансовых потребностей;

-          учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы активов, финансируемых с помощью кредита;

-     учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в срок?

3.       Вопросы о погашении кредита:

-          как клиент предполагает погашать кредит;

-          сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;

-          имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;

-          есть ли юридические лица, готовые дать гарантию;

-          каково их финансовое положение?

4.       Вопросы об обеспеченности возврата кредита:

-          каков вид обеспечения;

-          кто владелец обеспечения;

-          где и под чьим контролем оно находится;

-          как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения?

5.       Вопросы об отношениях клиента с другими банками:

-          услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент;

-          обращался ли он за кредитом к другим банкам;

-          почему клиент пришел в этот банк;

-          имеет ли клиент непогашенные кредиты, каковы их сумма и сроки погашения?

На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить: а) серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов; б) обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика; в) соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля. Приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или обратным результатам.

Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиенты, как правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном виде. Одновременно инспектор обращается к банкам, с которыми сотрудничал или сотрудничает клиент.

Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Они предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (то есть доходе после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме.

Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные, представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных счетах в банке свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит.

В числе факторов, на которые обращает внимание опытный кредитный инспектор, - продолжительность занятости и проживания клиента (частного лица) на одном месте. Большинство банков, как правило, отказываются предоставлять кредиты лицам, работающим на указанном им месте лишь несколько месяцев, и фирмам, которые были недавно зарегистрированы. Рассматривается также длительность проживания клиента по одному адресу, поскольку чем дольше клиент живет на одном и том же месте, тем более стабильным считается его положение. Нестабильность места проживания или частая перемена адреса рассматриваются при решении вопроса о выдаче кредита как негативный момент.

Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так называемой «пирамиды долга», когда заемщик берет кредит в одной фирме или банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не исчезает значительная или растущая задолженность клиента по кредитным карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении клиента и его навыках управления денежными средствами. На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор стремится определить порядочность клиента и достоверность представленной им информации. Инспектор особенно обращает внимание на то, указал ли клиент все свои долги или, по данным кредитовавших его банков, у клиента существуют и другие обязательства, о которых он «забыл» упомянуть или не оплатил и скрылся.

Итак, кредитный инспектор внимательно изучает все документы, представленные потенциальным заемщиком, проводит с ним все необходимые беседы, оценивает информацию, полученную на запросы и составляет анализ кредитной заявки (Приложение №3). После консультаций с руководством банка и начальником кредитного отдела кредитный инспектор принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему.

Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные документы, ответы на запросы, записи бесед и т.д.) и направляет его в кредитный отдел. В этом отделе осуществляется тщательное изучение кредитоспособности клиента и дается оценка кредитного риска.

Изучение кредитоспособности заемщика. Оценка кредитоспособности предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности.

 При анализе кредитоспособности используются различные источники информации: а) материалы, полученные непосредственно от клиента; б) материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка; в) сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщиками, кредиторами, покупателями его продукции, банками и т.д.); г) отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений.

Получая информацию об изучении банком материалов и сведений, полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела обращающихся к архивам своего банка. Если клиент уже получил ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других нарушениях.

Банк устанавливает контакт с другими кредитными организациями, чтобы использовать их опыт работы с данным заемщиком и выяснить ряд конкретных вопросов. Какие суммы занимал клиент в предыдущие периоды, и своевременно ли погашались ранее выданные ему кредиты? Были ли достаточно высокими остатки на банковских счетах клиента? Объявлялся ли когда-либо клиент банкротом?

Оценка кредитного риска предполагает обращение внимания на симптомы возникающих у заемщиков трудностей, которые необходимо отслеживать банкам-кредиторам, в том числе: 1) задержки в предоставлении заемщиком финансовой отчетности и в осуществлении платежей в счет погашения кредита или прекращение контакта с работниками банка-кредитора; 2) любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным платежам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли; 3) изменение структуры задолженности или отказ от выплаты дивидендов и снижение кредитного рейтинга заемщика; 4) падение цен на акции заемщика; 5) наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет, измеряемых с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов; 6) неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показатели соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидности или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов); 7) несоответствие объема фактических продаж или потока наличности аналогичным денежным показателям, приведенным в кредитной заявке; 8) неожиданные и необъяснимые сокращения размеров остатков на счетах клиентов.

В таблице 3.4.3. приведены индикаторы проблемного кредита и рискованной кредитной политики банка.

Таблица 3.4.3.

Сигналы тревоги относительно проблемных кредитов

и проведения рискованной кредитной политики


Индикаторы проблемного кредита

Индикаторы непродуманной или рискованной кредитной политики банка

-Нерегулярные или просроченные платежи по кредиту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.