Рефераты. Залог как форма обеспечения возвратности кредита

5. Условия. Кредитный инспектор должен знать, как идут дела у заемщика или положение, складывающееся в соответствующей отрасли, а также то, как изменение экономических и других условий может повлиять на процесс погашения кредита. По документам кредит может показаться надежным с точки зрения обеспечения, но степень его надежности может понизиться в результате сокращения объема продаж или дохода в условиях экономического спада или роста процентных ставок, вызванного инфляцией. Для оценки состояния отрасли и экономических условий большинство банков создают информационные центры с базой данных, собирают различные информационные материалы и итоговые документы о научных исследованиях по отраслям, в которых действуют их основные заемщики.

6. Контроль. Последним фактором оценки кредитоспособности заемщика выступает контроль, который сводится к получению ответов на такие вопросы, как: насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность?

Схема показателей, называемая «Правила шести «Си» и применяемая банками США, один из многих подходов оценки кредитоспособности и надежности заемщиков.

Оценка кредитоспособности клиентов имеет большое значение при осуществлении банком кредитования, выдачи гарантий, подтверждений аккредитива, акцептов, осуществлении вложений в ценные бумаги и других операций. Заключению любого кредитного договора предшествует работа банка по определению кредитоспособности обратившегося за кредитом лица.

Однако оценка кредитоспособности не исчерпывается подготовительным периодом – кредитоспособность заемщика может с течением времени измениться, поэтому очень важно непрерывное наблюдение банка за состоянием заемщика.

Определение кредитоспособности заемщика имеет характер экономического анализа, но было бы неверно исключать его из сферы правого регулирования. Можно сказать, что определение кредитоспособности заемщика – это оценка банком его состояния (как правило, на основании документов) с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита и анализ вероятности своевременного его возврата и уплаты процентов (кредитных рисков).

В структуру кредитоспособности входят элементы, характеризующие юридический и финансовый статус лица: а) характеристика клиента (репутация, деловой рейтинг); б) способность заимствования средства (наличие права на подачу заявки и ведение переговоров); в) действительное и прогнозируемое финансовое положение; г) предложенные способы обеспечения исполнения обязательств.

Законодательство не устанавливает обязанности банка проверять кредитоспособность клиента. В действующих актах содержатся лишь рекомендации уделять большее внимание оценке его кредитоспособности.

Для оценки кредитоспособности необходимо применять различные показатели, в том числе коэффициент ликвидности, показатели деловой активности, финансовой независимости, рентабельности и т.п. Результаты анализа сводятся в рейтинг заемщика. Существует нормативное закрепление (на уровне акта Центрального банка) перечня требуемых документов и порядка их оценки. Желательна также разработка на уровне банковских ассоциаций стандартов оценки кредитоспособности. Оценка кредитоспособности может быть разделена на два этапа: а) формальная (проверка правильности оформления представленных документов) и б) материальная (проверка представленных документов по существу). Документы, по которым проводится экспертиза кредитоспособности, должны быть приложены к кредитной заявке либо истребуются дополнительно. К подобным документам следует отнести:

-  нотариально заверенные копии учредительных документов, документов о регистрации;

-  нотариально заверенные карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и печати (подобные тем, что требуются для открытия расчетного счета);

-  балансы: годовой и на последнюю отчетную дату, заверенные налоговой инспекцией (с приложением аудиторского заключения);

-  технико-экономическое обоснование проекта, копии договоров, подтверждающих планируемую цель кредитования, бизнес-план (технико-экономическое обоснование проекта должно являться документарным математико-логическим обоснованием запрашиваемых размеров кредитов, содержать подробное описание кредитуемого проекта, расчет окупаемости; оно обязательно должно быть проанализировано и подписано кредитным работником Банка);

-  иная информация о заемщике, необходимая для кредитования, в том числе сведения о планируемых поступлениях и платежах, юридических и экономических связях с другими заемщиками данного банка (в случаях наличия договора о совместной деятельности между заемщиками);

-  справки о полученных ранее кредитах в других банках с указанием сумм, сроков погашения, обеспечения (поскольку большое количество кредитов явно не свидетельствует в пользу клиента, ему невыгодно представлять такие сведения, однако есть возможность получить необходимые данные из бухгалтерских документов, например, справки о движении денежных средств).

Помимо сведений, характеризующих индивидуально заемщика, в предмет оценки входит также информация об отрасли (секторе) экономики, к которой принадлежит клиент. В том случае, когда речь идет о кредитовании сложных проектов, могут потребоваться также сведения об остальных участниках проекта. Банк может лишь предложить данным лицам представить необходимую информацию добровольно – принудительное истребование противоречило бы принципам защиты коммерческой тайны.

Следует отметить, что законодательство предусматривает гарантии предоставления клиентом для оценки кредитоспособности истинных сведений. Устанавливается уголовная ответственность за получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления банку заведомо ложных сведений о хозяйственном состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.

При анализе следует использовать различные источники информации, в том числе материалы из архива банка, отраслевые справочники.

Представляется целесообразным образование централизованного учреждения, аккумулирующего информацию в документированном виде – кредитных досье (кредитных историй), необходимую для оценки банками кредитоспособности лица, испрашивающего кредит.

Желательно создание Фонда в форме государственного учреждения с системой территориальных подразделений. При этом и иные лица вправе предлагать аналогичные услуги, однако, поскольку сбор и характерные информации таким фондам связаны с коммерческой тайной и тайной личной жизни гражданина, подобная деятельность должна подлежать обязательному лицензированию. Негосударственные фонды не будут наделяться полномочиями по истребованию информации и едва ли получат большое распространение. Функции сбора кредитной информации могут осуществлять также и банки.

Функции фонда состоят в следующем.

1.                  Сбор и обработка информации. Следует выделить несколько источников данных, подлежащих обработке: а) обязательные отчеты кредитных учреждений, б) сведения, поступившие из судебных органов в производстве дел, связанных с кредитными и расчетными отношениями, в) добровольно предоставленная информация, г) ответы на запросы Фонда.

Перечень документов, который следует нормативно закрепить, должен включать копии кредитного договора с приложениями, кредитной заявки и технико-экономического обоснования, анкеты заемщика (желательно также установить минимум сведений, вносимых в анкету). После получения отчета в территориальном учреждении Фонда открывается кредитное досье заемщика, которое вносится в алфавитные и отраслевые реестры. Вносятся данные и в досье банка-кредитора. Банк-кредитор будет обязан информировать Фонд об изменениях условий кредитного договора, в том числе его пролонгации, а также прекращении. Персональные данные, проходящие автоматическую обработку, должны быть получены и обработаны добросовестным и законным образом; должны накапливаться для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями; должны быть адекватными, относящимися к делу и не быть избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются; должны быть точными и в случае необходимости обновляться; должны храниться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъект данных не в большей степени, чем этого требует цель, для которой они накапливаются.

2. Составление справок о кредитоспособности лица. Задача Фонда – оказание помощи банкам, а не установление полицейского надзора за заемщиками. Вначале следует определить круг лиц, имеющих право получения из баз данных Фонда информации, доступ к которой по закону ограничен (банковская, коммерческая тайна, личной жизни, иная конфиденциальная информация).

Во-первых, сам заемщик вправе без ограничений знакомиться с материалами кредитного дела, так как лицо, в отношении которого открыто кредитное дело, вправе обладать информацией о работе Фонда, о его целях, периодически получать информацию о накопленных данных; требовать уточнения или нарушения информации, отработанной с нарушением закона.

Во-вторых, сведения вправе получать суды и арбитражные суды (судьи), налоговые органы, таможенные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Кроме того, выписки из кредитного дела должны предоставляться временному и внешнему управляющему в делах о несостоятельности (банкротстве); ревизионным органам юридического лица, полным товарищам, акционерам и в иных случаях, когда согласно закону одно лицо вправе располагать информацией о полученных другим лицом кредитах.

В-третьих, доступ к кредитным делам должны получить банки. При этом, видимо, нецелесообразно в качестве условия предусматривать представление банком  кредитной заявки клиента в качестве доказательства того, что информация требуется для оценки его кредитоспособности, так как сведения такого рода необходимы банку и при проведении иных операций (предоставление банковской гарантии, аккредитивные операции). По заказу банка Фонд мог бы предоставлять не только информацию, содержащуюся в собственной базе, но и направлять запросы государственным органам, Центральному банку и другим банкам, фигурирующим в кредитном деле.

Таким образом, целесообразна организация Фонда кредитной информации как государственного учреждения, главной задачей которого станет сбор и обработка информации о заемщиках, которая в дальнейшем будет предоставляться по запросам кредитных организаций. Образование Фонда будет способствовать уменьшению риска невозврата кредита, а также укреплению межбанковских связей, в том числе международных. Для этого необходимы следующие законодательные акты:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.