Рефераты. Залог как форма обеспечения возвратности кредита

По принятой Международным валютным фондом (МВФ) методологии все способы страхования депозитов условно подразделяют на следующие две системы:

систему не выраженных прямо гарантий;

систему положительно выраженных гарантий.

При использовании первой системы обычно отсутствует специальное законодательство и другие нормативные акты, которыми регламентируется порядок, формы, размеры возмещения потерь вкладчикам банка в случае его банкротства. Помимо этого, нет практики создания специальных фондов, предназначенных для возмещения таких потерь, а существуют лишь абстрактные обязательства государства или иных органов по сохранности вложенных в банки средств. При этом порядок компенсации потерь определяется в каждом конкретном случае по усмотрению государства. Такие системы, как правило, применяются в странах, банковские системы в которых находятся в сильной зависимости от государства и еще не испытали серьезных кризисов. Такая система в принципе существует в странах СНГ в настоящее время.

Системы страхования с положительно выраженными гарантиями нередко создаются в результате кризисов, поразивших банковскую систему той или иной страны. Примерами тому является история создания таких систем в США, Великобритании, Италии, Аргентине. Основными принципами данной системы являются наличие законодательно установленной процедуры гарантирования возврата банковских вкладов, а также специально созданного в этих целях страхового фонда.

Нашу республику следует отнести пока к тем государствам, в которых действует система не выраженных прямо гарантий вкладчикам банка. В частности, в соответствии с законодательством ПМР государство гарантирует сохранность вкладов населения в тех банках, контрольный пакет акций которых принадлежит ему (в частности, в Сбербанке), вкладчики – частные лица имеют право в первоочередном порядке получить вложенные ими в банк суммы при его ликвидации.


3.3.         Процесс банковского кредитования и

залоговые операции в филиале ПРАК АПБ

Процесс банковского кредитования в филиале ПРАК АПБ можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения: 1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком; 2) изучение кредитоспособности клиента; 3) подготовка и заключение кредитного договора; 4) кредитный мониторинг.

Рассмотрение кредитной заявки. Предупредительность и внимательное отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения каждого сотрудника банка. Банковский служащий предоставляет клиенту необходимую информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по анкете банка. Результаты первой и всех последующих встреч с клиентом обобщаются в отчетах, содержащих более или менее стандартный набор вопросов. (Таблица 3.4.1.).

Таблица 3.4.1.

Образец отчета о результатах беседы служащего банка

с возможным заемщиком

Вопросы

Ответы

Фамилия клиента


Адрес


Телефон


Фамилия сотрудника банка, к которому обращался клиент


Пользуется ли клиент в настоящее время услугами банка? (да, нет)


Какими именно?


Если нет, то пользовался ли клиент услугами банка в прошлом?


С какими сотрудниками фирмы клиента общались представители банка?


Если речь идет о физическом лице, то укажите род занятий клиента


Если речь идет о предпринимательской фирме, то каким видом деятельности занимается клиент?


Укажите приблизительно годовой объем продаж (тыс. руб.)


В каком банке обслуживается в настоящее время клиент?


С какими проблемами (если таковые имеются) сталкивается клиент в своих взаимоотношениях с банком?


Какими банковскими услугами пользуется клиент в настоящее время? (Пожалуйста, проверьте.)


- Кредитная линия


- Срочный кредит


- Чековые счета


- Другие срочные счета


- Аккредитивы


- Переводы средств


- Управление денежными средствами


- Трастовые услуги


Какими банковскими услугами не пользуется в настоящее время клиент, но которые могут быть для него полезны?


Опишите результаты последнего контакта с клиентом


Подобный отчет корректируется и пополняется новой информацией после каждого визита клиента в банк. Эти отчеты дают кредитному инспектору важную информацию о потенциальном клиенте еще до того, как состоится их личное знакомство. На беседу с кредитным инспектором будущий заемщик приходит с кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении (Приложение №2).

Кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов, в том числе: 1) нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика; 2) финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на конец года и показывает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в резервы, выплатах дивидендов и т.д.; 3) отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.; 4) внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно; 5) данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, содержатся в сводках, подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.; 6) прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам); 7) налоговые декларации как важный источник дополнительной информации. В них могут содержаться сведения, не включенные в другие документы и характеризующие заемщика как налогоплательщика; 8) бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания-заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления.

Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и сопроводительные документы. После этого он вновь беседует с будущим заемщиком (владельцем или ответственным представителем фирмы). Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному инспектору нет необходимости выяснять все аспекты работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора.

Ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (Таблица 3.4.2.).

Таблица 3.4.2.

Вопросы кредитного инспектора к потенциальному заемщику

1.       Сведения о клиенте и его компании:

-          какая правовая форма у компании;

-          когда она была учреждена;

-          как была произведена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения;

-          подвержено ли это имущество порче;

-          каковы издержки по его хранению;

-          кто владелец (основной акционер или пайщик) компании, сколько акций (паев) они имеют;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.