Рефераты. Залог как форма обеспечения возвратности кредита

I – безукоризненное финансовое состояние, т.е. солидную базу собственных средств и высокую норму рентабельности;

II – удовлетворительное финансовое состояние;

III – неудовлетворительное финансовое состояние, т.е. низкую долю собственных средств и низкий уровень рентабельности.

По наличию и качеству обеспечения все предприятия подразделяются на четыре группы риска, располагающие:

I – безукоризненным обеспечением;

II – достаточной, но неблагоприятной структурой обеспечения;

III – труднооцениваемым обеспечением;

IV – недостатком обеспечения.

Бесспорно, что в зависимости от принадлежности предприятий к той или иной группе с учетом приведенных критериев степень риска для банка несвоевременного возврата кредита изменяется. Соответственно возникает необходимость в использовании той или иной формы обеспечения возвратности кредита.

С точки зрения уровня рентабельности и наличия собственных ресурсов можно выделить три группы предприятий, имеющих финансовое состояние:

I – безукоризненное, т.е. выше среднеотраслевого показателя доля собственных средств и уровень рентабельности;

II – удовлетворительное, т.е. соответствующие показатели – на уровне среднеотраслевых;

III – неудовлетворительное, т.е. указанные показатели – на уровне ниже среднеотраслевых.

Исходя из наличия и качества обеспечения выделяются четыре группы, в том числе три группы с достаточным обеспечением, но различной его структурой и одна группа – с недостатком обеспечения.



2.5. Кредитный мониторинг


Кредиты служат главным источником доходов банка и одновременно главной причиной риска. От структуры и качества кредитного портфеля зависят устойчивость банка и его будущее. Поэтому все банки, отвечающие современным требованиям или стремящиеся им соответствовать, осуществляют кредитный мониторинг.

Понятие кредитного мониторинга включает в себя систему наблюдения за погашением кредитов, разработку и принятие мер, обеспечивающих решение этой задачи.

Несмотря на то, что сегодня в банковской практике используются различные способы кредитного мониторинга, все они основаны на нескольких главных принципах:

1. Периодическая проверка всех видов кредитов. Каждые 30,60 или 90 дней проверяются все крупные кредиты и выборочно – более мелкие.

2. Тщательная разработка этапов кредитного контроля с тем, чтобы обеспечить проверку всех важнейших условий по каждому кредиту, в том числе:

- соответствие фактических платежей по кредиту рассчитанным данным;

- качество и состояние обеспечения по кредиту;

- полнота соответствующей документации, возможность получить в свое распоряжение обеспечение и юридическое право предпринимать при необходимости судебные действия в отношении заемщика;

- оценка изменений финансового положения и прогнозы относительно увеличения или сокращения потребностей заемщика в банковском кредите;

- оценка соответствия выданной ссуды кредитной политике банка и стандартам, разработанным контролерами со стороны регулирующих органов в отношении его кредитного портфеля.

3. Наиболее частая проверка проблемных ссуд, увеличение частоты проверок по мере роста проблем, связанных с конкретным кредитом.

4. Более частые проверки кредитов в условиях экономического спада или появления значительных проблем в тех отраслях, в которые банк вложил значительную часть своих ресурсов (например, заметное изменение налогового или экспортно-импортного законодательства; появление новых конкурентов или изменение технологий, требующее использования новых методов производства и реализации продукции).

Важным элементом кредитного мониторинга является внутренний аудит кредитования. Такая проверка осуществляется (как негласно, так и открыто) отделом, подведомственным контролеру банка. Контролер находится в непосредственном административном подчинении президента банка либо лица, его замещающего.

Аудиторская проверка имеет целью определить:

- состояние остатков средств на банковских счетах по просроченным кредитам;

- реальную ситуацию с обеспечением возвратности кредитов и сокращением кредитного риска;

- положение с организацией кредитного процесса: соответствие практики выдачи и погашения ссуд требованиям кредитного меморандума банка, правильность отражения всех ссуд в учетных документах, особенно по пролонгированным и просроченным ссудам; состояние резервов на покрытие убытков по ссудам и организация аналогичной работы по кредитованию.

Проверка соблюдения порядка кредитования включает контроль за учетом заявок на получение ссуд в регистрационном журнале, основными реквизитами которого являются: дата поступления, наименование и адрес просителя, сумма, назначение, срок, процентная ставка, обеспечение и примечание. В примечании указываются дата передачи дела на рассмотрение кредитного комитета и его решение.

Аудитор проверяет правильность оформления и ведения кредитного досье. Обычно к кредитном досье документы сконцентрированы в следующих разделах:

- основная кредитная документация (копия кредитного соглашения и соглашений обеспечения: залога, банковской гарантии, страховании и др., доверенность на право подписания документов, свидетельства о состоянии обеспечения, график погашения кредита);

- основная финансово-экономическая информация о заемщике (копии балансов и отчетов о прибылях и убытках, бизнес-план, информация о денежных поступлениях, копии лицензии и налоговой декларации);

- материалы о кредитоспособности (анализ, подготовленный в самом банке-кредиторе, аналитические документы, полученные от информационно-кредитных бюро, ответы на запросы в банки и комиссии о кредитной истории потенциального заемщика и др.);

- переписка с клиентом по вопросам выдачи и погашения кредита, записи всех встреч и телефонных разговоров по этому вопросу.

В случае погашения кредита составляется справка о закрытии дела и передачи его в архив. В случае не погашения кредита дело передается в юридический отдел банка с целью открытия иска о не возврате ссуды и представлении дела в арбитраж. Аудитор проверяет правильность оформления всех документов, наличие необходимых реквизитов, ссылок и подписей. Он обращает внимание на то, что в сумму кредита не должна включаться сумма уплаченного страхового взноса или нотариального платежа при оформлении залога или суммы гарантии.

Выдача кредита должна сопровождаться открытием специального ссудного счета в операционном отделе банка. Этот счет открывается в соответствии с письменным распоряжением операционному отделу, подписываемым первым лицом банка и исполнителем. В нем указывается сумма кредита, срок, процентная ставка и основания для выдачи. Аудитор контролирует состояние ссудных счетов, а также ведение аналитического учета ссудных операций на бланках лицевых счетов, открытых каждому заемщику, на каждый вид ссуды. Им проверяется также синтетический учет, осуществляемый на активных балансовых счетах.

В отчетах о результатах аудиторской проверки делаются выводы относительно:

- общего состояния предоставления кредитов и их погашения;

- основных причин кредитных неплатежей (в результате недостаточной квалификации: сотрудников, занятых этими проблемами, практики выдачи кредитов вне установленной процедуры – по указанию руководства банка);

- положения со списанием безнадежных кредитов;

- состояния фондов для покрытия задолженности по кредитам;

- состояния ведения кредитной отчетности и другой документации, в том числе кредитного досье. Содержатся рекомендации относительно финансовых, кадрово-организационных и других мер по решению проблемы погашения кредитов. Отчет предоставляется управляющему и совету директоров банка.

Проверка кредитов необходима для осуществления разумной программы банковского кредитования. Она помогает руководству банка не только быстрее выявлять проблемные кредиты, но и постоянно контролировать соответствие кредитной политики банка действиями уполномоченных сотрудников кредитного управления (отдела). Кредитный контроль помогает также управляющему и совету директоров банка в оценке совокупного риска и осуществлении соответствующих превентивных мероприятий по укреплению финансовой устойчивости банка. 

Помимо кредитных операций коммерческие банки Приднестровской Молдавской Республики активно работают на межбанковском кредитном рынке, а также участвуют в операциях с ценными бумагами. Однако полномасштабное проведение последних значительно затруднено неразвитостью фондового рынка.

Как показывает опыт функционирования отечественных и зарубежных кредитно-финансовых организаций, одним из необходимых условий успешной работы банка является мониторинг коммерческих банков.

Одной из основных задач центрального банка ПМР выступает поддержание стабильности и надежности банковской системы. В условиях изменяющейся экономической ситуации в республике, и в первую очередь среды функционирования коммерческих банков, обеспечение регулирующих, надзорных и стимулирующих функций Приднестровским республиканским банком, мониторинг коммерческих банков выходит на первый план. В этой связи проведение в ноябре 2001 года анкетирования коммерческих банков имело своей целью установление дополнительного информационного канала между Центральным банком, осуществляющим государственную политику в монетарной сфере, и коммерческими банками, являющимися проводниками денежно-кредитной политики ПРБ. Посредством анкетирования финансовых субъектов Приднестровский республиканский банк стремится наладить процесс гармонизации отношений между Центральным и коммерческими банками, учитывая мнение субъектов финансового посредничества по тем или иным вопросам.

Система мониторинга банковской системы охватывает три большие сферы:

- макроэкономические исследования: постоянные наблюдения за преобладающими в экономике тенденциями позволяет определить возможные направления деятельности банковской системы, поскольку перспективы ее развития напрямую связаны с изменениями, происходящими в реальном секторе экономики;

- исследования различных сегментов денежного и финансового рынков: от их состояния в немалой степени зависит финансовое положение кредитных организаций, так как это непосредственная сфера их деятельности;

- анализ состояния непосредственно банковской системы.

Задачами мониторинга банковской системы являются:

- систематическое наблюдение за функционированием банковских учреждений;

- контроль взаимодействия денежно-кредитной сферы и реального сектора экономики, оценка влияния такого взаимодействия на макроэкономическую стабильность государства;

- превентивное (на самых ранних стадиях) обнаружение проблем в банковском секторе;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.