По окончании отчетного года при составлении бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыль и убытки» обеспечивает формирование данных, необходимых для составление отчета о прибылях и убытках.[4]
Помимо конечной группировки, также следует отслеживать формирование финансового результата на основных стадиях производственного процесса – это снабжение, непосредственно производство и реализация продукции. Каждая из этих стадий оказывает существенное влияние на конечный финансовый результат. Рассмотрим каждую из этих стадий.
Финансовые отношения с поставщиками. Выбор материалов и поставщиков должен производиться на основе анализа альтернативных предложений по стоимости услуг и материалов, условиям оплаты, выдвигаемым поставщикам, и проводится финансовым менеджером вместе со службой маркетинга.
Определение финансовых аспектов производственной стадии. На стадии производства финансовый менеджер может и должен регулировать процессы списания на производство материалов (например, выбор методов ФИФО, ЛИФО), разработать систему оплата труда, систему распределения комплексных статей затрат по видам продукции, определить схемы начисления амортизации и т.д. Все это крайне важно, поскольку непосредственно влияет на налогообложение предприятия и, как показывает практика, в этой части большинство российских предприятий теряет значительную часть финансовых ресурсов.
Для текущего этапа экономического «развития» России характерно состояние массовых неплатежей. В сегодняшних условиях от того, насколько своевременно происходит оплата продукции (услуг), зависит финансовое состояние предприятия, поскольку любая задержка поступления выручки в геометрической прогрессии генерирует рост кредиторской задолжности предприятия, штрафных санкций за просрочку платежей, приводит к необходимости привлекать банковские кредиты для пополнения оборотных средств. Кроме финансовых проблем это также связано с возникновением социальной напряжённости в коллективе, ухудшением отношений с поставщиками сырья и материалов и т. д.
Распределение поступивших средств от реализации продукции. Здесь финансовый менеджер должен решать следующие вопросы:
· В какой степени требует финансирования текущее производство исходя из планируемых изменений производственной программы;
· Какую часть чистой прибыли направить на выплату дивидендов и в каком объеме необходимы средства на техническое развитие, поскольку выплата дивидендов определяет текущий курс акций, а техническое перевооружение скажется на курсе в перспективе;
· Может ли предприятие позволить себе социальные проблемы.
Особого внимания заслуживает вопрос налоговой дисциплины, поскольку штрафы за неправильно определенные суммы начисления налогов и цена просроченных платежей (пени) весьма существенны. Поэтому правильное налоговое планирование и принятие соответствующих мер позволяют предприятию не только исключить штрафы, но в некоторой степени снизить налоги за счет оптимизации налогооблагаемой базы.
Существенное влияние на финансовые результаты оказывает правильная группировка затрат предприятия в соответствии с действующими принципами налогообложения прибыли:
· расходы, включаемые в затраты на производство;
· расходы и потери, подлежащие отнесению на счет Прибылей и убытков;
· расходы осуществляемые за счет целевых поступлений и за счет
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль;
· прочие расходы предприятия.[5]
Подведем некоторые итоги. Для лучшего управления прибыль классифицируют следующим образом:
· общая прибыль (убыток) отчетного периода – балансовая прибыль (убыток);
· прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
· прибыль от финансовой деятельности;
· прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
· налогооблагаемая прибыль;
· чистая прибыль.
Все показатели содержатся в форме № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия — «Отчет о финансовых результатах».
Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля дохода учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия. Поэтому необходимо четко очертить задачи и объекты управления для достижения лучшего финансового результата.
Под управлением финансовыми результатами предприятия понимают комплекс мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями предприятия, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов.[6]
В общем плане текущие задачи по управлению финансовыми результатами определяются хозяйственной деятельностью предприятия, зафиксированной практически в каждом уставе: - улучшение финансовых результатов или максимизация прибыли.
К конкретным задачам по улучшению финансового результата относятся:
· Оптимизация затрат (оценка размеров и структуры, выявление резервов, рекомендации по снижению и др.);
· Оптимизация доходов (соотношение прибыли и налогов, распределение прибыли и др.);
· Реструктуризация активов предприятия (выбор и обеспечение разумного соотношения текущих активов);
· Обеспечение дополнительных доходов предприятия (от непрофильной реализационной и финансовой деятельности, реструктуризации имущественного комплекса – «сброса» излишних видов имущества, основных фондов, долгосрочных финансовых вложений);
· Совершенствование расчетов с контрагентами (повышение денежной составляющей в объеме продаж);
· Совершенствование финансовых взаимоотношений с дочерними обществами.
Соотношение этих задач путём построения «дерева целей» и выделения приоритетов должно определяться по результатам финансовой политики.
Таким образом, можно укрупнено определить основные объекты при управлении финансовыми результатами:
· Регулирование финансовых результатов производственной деятельности, т.е. определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения и т.д.
· Управление активами – деятельность связанная с формированием имущества предприятия.
Имущественные процессы, прежде всего, связаны с инвестициями, направленными предприятием на техническое развитие (реконструкция, обновление технологического оборудования, освоение новых видов продукции, строительство и ремонт недвижимого производственного имущества и т. д.), финансовыми инвестициями (приобретение ценных бумаг, создание дочерних предприятий и т.д.), финансирование текущей производственной деятельности, маневрированием временно свободными денежными средствами, а также с обратными процессами – использованием, ликвидацией объектов имущественного комплекса, их реализацией и т. д. [7]
В связи с этим перед финансовым менеджером стоят взаимосвязанные и разнонаправленные задачи – с одной стороны, выбор наиболее выгодного варианта инвестиций, а с другой – постоянный контроль за эффективным использование существующего имущественного комплекса.
Действительно, управление финансовыми результатами нельзя назвать эффективным, если даже при осуществлении успешной текущей инвестиционной деятельности не уделяется внимание балласту в существующих активах предприятия: финансовые вложения, не приносящие доход, неиспользуемые основные средства, излишки материальных запасов, замороженное капитальное строительство и т. д. От излишних материальных ценностей необходимо избавляться всеми возможными средствами, так как, во-первых, их реализация обеспечивает дополнительный приток денежных средств, которых, как правило, не хватает, во-вторых, это ведет к снижению затрат на их содержание и, в-третьих, снижает налоговое бремя в части налога на имущество.[8]
· Управление источниками финансовых ресурсов – управление
собственным и заемным капиталом
В качестве источников финансовых ресурсов на любом предприятии используются как собственные, так и заемные средства. Финансовый менеджер должен выбирать источники, предварительно оценив стоимость этих ресурсов, степень финансового риска, возможные последствия на финансовое состояние предприятия. И здесь перед финансовым менеджером постоянно встает ряд важных вопросов: за счет, каких источников покрыть недостаток денежных средств, каково должно быть соотношение заемных и собственных средств, какая степень риска привлечения заемных средств допустима, какие будут последствия от привлечения тех или иных источников средств и др.?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17