|
3739 |
3644 |
-95 |
|
11. Разность изменения денежных средств и чистой прибыли |
33 |
40 |
7 |
Результаты данного анализа разности изменения денежных средств и чистой прибыли оформленные в таблицы 2.3 показывают, что чистая прибыль предприятия увеличилась на 1193 тыс. руб., а общая сумма положительных факторов уменьшилась на – 1281 тыс. руб., так же произошло уменьшение общей суммы отрицательных факторов на – 95 тыс. руб.
Данные анализа подставим в формулу (2.4):
= 1193 + (0 + 0 – 1281 + 0) – (332 + 162 – 589 – 95) = 7
Изменение остатка денежных средств за отчетный период к чистой (нераспределенной) прибыли равно семи тысячам рублей. Поэтому можно сделать вывод, что чистая прибыль непосредственно влияет на движение денежных средств.
2.4 Анализ рентабельности и оборачиваемости активов предприятия ООО «Авто Люкс Сервис»
Показатели рентабельности и оборачиваемости являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятиями за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. Экономическое содержание показателей оборачиваемости заключается в скорости осуществления финансово-хозяйственных операций или, другими словами, в скорости оборота активов и обязательств предприятия. В процессе анализа рентабельности и оборачиваемости исследуется уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния.
Показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный период активов предприятия. В качестве показателя прибыли рассматривается чистая прибыль предприятия и в качестве показателя активов – среднее за отчетный период величины всех активов предприятия, внеоборотных и оборотных активов, чистых активов.
Показатели рентабельности активов показывают эффективность использования в отчетном периоде активов предприятия или их части с точки зрения получение прибыли.
Рассмотрим показатели рентабельности все активов предприятия по формуле
(2.5)
где - средний за отчетный период итог бухгалтерского баланса (В0, В1 - значение итога баланса на начало и на конец отчетного периода);
- чистая прибыль отчетного года;
Рассчитаем рентабельность всех активов за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года по формуле (2.5):
за 2004 год = 1994 / (0,5 * (3772 + 3684)) = 0,53
за 2003 год = 2232 / (0,5 * (3109 + 3772) = 0,64
Рентабельность всех активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде. Показатель снизился на (0,53 – 0,64) = - 0,11. Снижение показателя, отражающего повышение эффективности использование активов, оценивается отрицательно, как наиболее точное свидетельство неблагополучного развития предприятия, поскольку рентабельность активов – это один из основных, критериальных показателей финансового благополучия.
Рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде рассчитывается по формуле
(2.6)
где, N – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей);
Рч – чистая прибыль предприятия, полученная в отчетном периоде.
Рассчитаем рентабельность продаж за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года по формуле (2.6):
за 2004 год = 1994 / 19188 = 0,10
за 2003 год = 2232 / 18654 = - 0,12
Снижение рентабельности продаж на минус 0,02, за отчетный период по сравнению за аналогичный период предыдущего года, отражают снижение эффективности продаж. Увеличение рентабельности продаж осуществляется путем снижения затрата на производство продаваемой продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов (снижение покупной стоимости продаваемых товаров и издержек обращения), либо путем увеличения объемов продаж в натуральном выражении (за счет этого снижается отрицательное влияние постоянных расходов на рентабельность продаж), либо путем повышения цен на продаваемую продукция, работу, услугу. В реальной ситуации может иметь место одновременное изменение факторов рентабельности продаж, кроме того, одновременно с рентабельностью продаж может изменяться и оборачиваемость всех активов предприятия.
Показатели оборачиваемости активов и обязательств рассчитывается как отношение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг к показателям средних за отчетный период активов и обязательств предприятия (количество оборотов).
Показатели оборачиваемости дополняют показатели средних сроков оборота активов или обязательств, определяемые как отношения продолжительности отчетного периода (в днях) к показателям оборачиваемости, отражающим количество оборотов активов или обязательств за отчетный период.
Показатели оборачиваемости и средних сроков оборота показывают скорость оборота активов и обязательств предприятия и, следовательно, деловую активность, проявленную предприятием в процессе достижения целей его хозяйственной деятельности.
Оборачиваемость всех активов предприятия рассчитывается по формуле
(2.7)
где - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в отчетном периоде (без НДС, акцизов, и аналогичных обязательных платежей);
- средний за отчетный период итог бухгалтерского баланса, рассчитываемый как среднее арифметическое значение итога баланса на начало и на конец отчетного периода.
Рассчитаем оборачиваемость активов за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года по формуле (2.7):
за 2004 год = 19188 / 3728 = 5,15
за 2003 год = 18654 / 3440,50 = 5,42
Оборачиваемость всех активов предприятия показывает скорость их оборота, измеряемую количеством оборотов всех активов в отчетном периоде. Снижение оборачиваемости активов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом (5,15 – 5,42 = - 0,27) ведет к замедлению оборачиваемости активов. Динамика оборачиваемости всех активов обусловлена динамикой выручки от продаж и динамикой активов. Рост выручки и более быстрый рост стоимости активов приводят к снижению оборачиваемости активов.
Средний срок оборота всех активов в днях рассчитывается по формуле
(2.8)
где - продолжительность отчетного периода (в днях).
Рассчитаем средний срок оборота всех активов в днях за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года формуле (2.8):
за 2004 год = (365 * 3728) / 19188 = 70,92
за 2003 год = (366 * 3440,50) / 18654 = 67,50
Увеличение среднего срока оборота активов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом 70,92 – 67,50 = 3,42, означает замедление оборота активов.
При расчете среднего срока оборота всех активов по формуле 2.7 его взаимосвязь с оборачиваемостью активов отражается следующей формулой
(2.9)
Рассчитаем взаимосвязь с оборачиваемостью активов за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года по формуле (2.9):
за 2004 год = 365 / 70,92 = 5,15
за 2003 год = 366 / 67,50 = 5,42
Т.е. динамика оборачиваемости активов обратно пропорционально динамике среднего роста оборота активов рост среднего срока оборота приводит к снижению оборачиваемости.
Средний срок оборота активов показывает продолжительность оборота (в днях); оборачиваемость активов показывает количество оборотов, совершаемых ими за отчетный период.
Оборачиваемость активов и средний срок оборота активов в равной степени отражают деловую активность предприятия и поэтому использование того или иного показателя определяется выбором финансового аналитика.
Рентабельность активов предприятия является критериальным показателем, поскольку задает один из важнейших критериев для комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде. Положительная динамика рентабельности свидетельствует об успешном, в финансовом аспекте, развитии предприятия, что способствует росту его привлекательности для инвесторов и деловых партнеров.
Руководители предприятия должны принимать решения способствующие повышению эффективности деятельности предприятия. Поэтому высока заинтересованность руководителей предприятия в выяснении причин, обусловливающих изменение рентабельности активов. Руководитель предприятия не может воздействовать на рентабельность активов непосредственно, но управляющее воздействие может быть направленно на причины (факторы), в наибольшей степени, повлиявшие на изменение рентабельности активов в отчетном периоде.
Факторные модели представляют собой аналитический инструмент, который позволяет выявлять причины (факторы), влияющие на рентабельность активов и количественно оценивать влияние каждого из них на изменение рентабельности активов в отчетном периоде.
Уровень детализации факторной модели зависит от задач, решаемых руководителем предприятия на основе аналитической информации. Для общей оценки ситуации на предприятии с точки зрения эффективности деятельности достаточно изучения влияния укрупненных факторов на рентабельности активов. Для принятия конкретных управленческих решений, направленных на позитивное изменение неблагоприятной с точки зрения эффективности ситуаций, требуется проведение аналитических расчетов на основе существенно детализированной факторной модели.
Двухфакторная модель рентабельности активов имеет рассчитывается по формуле
(2.10)
где, - рентабельность всех активов предприятия, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде, которая рассчитывается по формуле (2.5);
- рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде, которая рассчитывается по формуле (2.6);
- оборачиваемость всех активов предприятия в отчетном периоде, которая рассчитывается по формуле. (2.7).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.