Рефераты. Управление финансовыми ресурсами предеприятия ООО "Авто Люкс Сервис"

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

а) общий объем денежных средств и их эквивалентов;

б) какую их долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;

в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов [17, c. 61].

В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера – Орра. Первая модель была разработана В. Баумолом (W. Baumol) в 1952 г., вторая – М. Миллером (М. Miller) и Д. Орром (D. Оrr) в 1966 г. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому приведем лишь краткое теоретическое описание данных моделей.

Модель Баумола [31, c. 13]. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой «пилообразный» график, который представлен на рисунки 3.











Рисунок 3 – График изменения остатка средств на расчетном счете (модель Баумола)


В соответствии с рисунком 3, видно как варьирует динамика остатка средств на расчетном счете.

Сумма пополнения (Q) вычисляется по формуле


                                      (1.1)


где V – прогнозируемая потребность в денежных средствах в периоде (год, квартал, месяц);

с – расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги;

r – приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям, например, в государственные ценные бумаги.

Таким образом, средний запас денежных средств составляет Q/2, а общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства (k) определяются по формуле


k                                                 (1.2)


Общие расходы (ОР) по реализации такой политики управления денежными определяются по формуле


                                   (1.3)


Первое слагаемое в этой формуле представляет собой прямые расходы, второе – упущенная выгода от хранения средств на расчетном счете вместо того, чтобы инвестировать их в ценные бумаги.

Модель Баумола проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.

Модель, разработанная Миллером и Орром [32, c. 18], представляет собой компромисс между простотой и реальностью. Она помогает ответить на вопрос: как предприятию следует управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток или приток денежных средств? Миллер и Орр используют при построении модели процесс Бернулли – стохастический процесс, в котором поступление и расходование денег от периода к периоду являются независимыми случайными событиями.

Логика действий финансового менеджера по управлению остатком средств на расчетном счете представлена па рисунке 4, и заключается в следующем. Остаток средств на счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точке возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела.

Рисунок 4 – Концепция модели Миллера – Орра

 

 В соответствии с рисунком 4, при решении вопроса о размахе вариации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуется придерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежных но токов велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Также рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставке по ценным бумагам.

Реализация модели осуществляется в несколько этапов.

1. Устанавливается минимальная величина денежных средств (Он), которую целесообразно постоянно иметь на расчетном счете (она определяется экспертным путем исходя из средней потребности предприятия в оплате счетов, возможных требований банка и др.).

2. По статистическим данным определяется вариация ежедневного поступления средств на расчетный счет (v).

3. Определяются расходы (Pх) по хранению средств на расчетном счете (обычно их принимают в сумме ставки ежедневного дохода по краткосрочным ценным бумагам, циркулирующим на рынке) и расходы (Рт) по взаимной трансформации денежных средств и ценных бумаг (эта величина предполагается постоянной; аналогом такого вида расходов, имеющим место в отечественной практике, являются, например, комиссионные, уплачиваемые в пунктах обмена валюты).

4. Рассчитывают размах вариации остатка денежных средств на расчетном счете (S) по формуле


                                      (1.4)


5. Рассчитывают верхнюю границу денежных средств на расчетном счете (Ов), при превышении которой необходимо часть денежных средств конвертировать в краткосрочные ценные бумаги по формуле


Ов = Он + S                                                        (1.5)


6. Определяют точку возврата (ТВ) – величину остатка денежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический остаток средств на расчетном счете выходит за границы интервала (Он, Ов) рассчитывают по формуле


                                                  (1.6)


Методы управления денежными средствами предусматривают [12, c. 39]:

- синхронизацию денежных потоков;

- использование денежных средств в пути;

- ускорение денежных поступле­ний;

- кон­троль выплат.

Синхронизация денежных потоков. Стараясь увеличить достоверность прогнозов, и добившись того, чтобы денежные поступления сочетались с денежными выплатами наилучшим образом, фирма может сократить текущий остаток на счете банка до минимума. Зная об этом, компании, занимающиеся предоставлением коммунальных услуг, нефтяные компании, компании по производству кредитных карточек и другие договариваются с поставщиками о пере­числении сумм, подлежащих выплате, а с покупателями о получении задолжен­ности в соответствии с постоянными в течение месяца «платежными циклами». Это способствует синхронизации денежных потоков и в свою очередь помогает сократить остаток средств на счете, уменьшить банковские кредиты, снизить расходы на выплату процентов и увеличить прибыль.

Использование денежных средств в пути. Денежные средства в пути (float) есть разница между остатком денежных средств, отраженным в текущем счете фирмы и проходящим по банковским документам. Таким образом, на банковском счете в течение какого-то времени будет находиться дополнительная сумма денег, которая может быть использована. Если работа с дебиторами в данной фирме налажена лучше, чем у ее кредиторов (это характерно для крупных и более прибыльных фирм), то учетные документы фирмы будут показывать отрицательное сальдо; тогда как документы банка, который контролирует ее операции, - положительное [28].


1.5       Информационная база финансового анализа

 

Источниками информации для проведения анализа и оценки финансового состояния предприятия является официальная финансовая отчетность, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 № 67Н. Она включает следующие основные документы:

1. Баланс (форма № 1).

2. Отчет о финансовых результатах (форма № 2).

3. Отчет о движении денежных средств (форма № 4).

Основной целью финансовой отчетности является предоставление ее пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. Информация, которая отражается в финансовых отчетах, должна быть доходчива и рассчитана на однозначное толкование. Ее уместность, доходчивость и достоверность должны способствовать правильному принятию решений юридическими и физическими лицами по тому или оному вопросу финансовой деятельности предприятия.

Рассмотрим подробнее вышеотмеченные документы финансовой отчетности.

Баланс предприятия (форма № 1) представляет собой отчет о финансовом состоянии предприятия, который фиксирует на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал. Баланс составляется исключительно на основе выверенных оборотов и остатков на конец периода по всем синтетическим счетам. При этом должны быть приведены бухгалтерские записи по совершившимся операциям, закрыты все операционные счета, выявлены финансовые результаты и оформлены проводки по налогам.

Отчет о финансовых результатах (форма № 2) несет в себе информацию о доходах, расходах и прибыли (убытках) предприятия, которые сложились на определенную дату. Главной особенностью рассматриваемого отчета является то, что в нем финансовые результаты формируются по видам деятельности – операционной (основной) и обычной. Основная деятельность отражает операции, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг. Обычная деятельность объединяет операционную и доходы от участия в капитале, дивиденды, проценты и другие поступления от финансовых инвестиций и их реализации, доходы от продажи внеоборотных активов и имущественных комплексов, а также другие доходы, не связанные с операционной деятельностью предприятия. Отчет о финансовых результатах включает также чрезвычайные расходы и доходы, в которых соответственно показываются убытки от форсмажерных событий (стихийные бедствия, пожары, техногенные аварии и т.п.), включая расходы на их предупреждение и доходы от других операций, отвечающих определению чрезвычайных событий. Чрезвычайные доходы и расходы, естественно, корректируют финансовые результаты работы предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.