Рефераты. Управленческая психология

Учение о темпераменте. Псих. хар-ки людей с разным типом темперамента. Учёт особенностей темперамента ч-ка в управленческой деят-ти.

Темперамент – это индивидуально-псих. особенности ч-ка, определяющие динамику протекания его псих. процессов и поведения.

В природе имеется 4 возможных соотношения и сочетаний и соответственно различают 4 типа ВНД (внешняя нервная деят-ть):

I тип: сильный – уравновешенный – подвижный – сангвиник;

II тип: сильный – неуравновешенный – подвижный – холерик;

III тип: сильный – уравновешенный – инертный – флегматик;

IV тип: слабый – неуравновешенный – инертный или малоподвижный – меланхолик

Динамическими проявлениями активности темперамента явл. след. показатели:

Активность

степень взаимодействия с окружающим миром

Реактивность

сила и длительность реакции после  прекращения действии стимула

Темповые хар-ки

скорость выполнения любых действий (речь, ходьба, движение и т.д.)

Эмоциональность

склонность к быстрому и яркому проявлению эмоций

Тревожность

переживание, предчувствие угрозы, опасности, неблагополучия

Чувствительность

точность восприятия внешнего мира

Ригидность-пластичность

неспособность-способность к быстрой перестройке деят-ти, способов мышления, точки зрения

Экстраверсия

обращенность вовне

Интроверсия

обращённость внутрь, на себя

Подчинённость-доминантность

склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим

Нейротизм

неуравновешенность, нестабильность


Сангвиник характеризуется высокой активностью, эмоциональностью, экспрессивностью (выразительностью) поведения. Могут развиться трудности сосредоточения внимания, некоторая поверхность эмоциональных переживаний.

Холерик так же характеризуется высокой активностью с преобладанием возбуждения, резкости, яркости эмоциональных переживаний.

Флегматик имеет сниженную активность во внешней деят-ти, но высокую выносливость, работоспособность, Поведение невыразительное, ровное.

Меланхолик явл. менее выносливым, с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Обладает хорошей концентрацией внимания, тревожностью, выражающейся в высоком чувстве ответственности и неутомимости.

Вопрос 19

Способности: понятие, классификация. Проф. способности мен-ра.

Способности – это способность псих. св-в, которая служит условием успеха в определенной деят-ти. Всякая деят-ть требует от ч-ка обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определённый ур-нь успешности ее выполнения.

Классификация способностей:

         Способности ч-ка подразделяются на:

ü     природные (естественные) – биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

ü     специфические:

o       общие / специальные

o       теоретические / практические

o       учебные / творческие

o       способности к общению / предметно-деятельностные

Общие определяют успехи ч-ка в различных видах деят-ти (умственные способности, память. речь, тонкость движений рук и т.д.)

Специальные определяют успехи в отдельных видах деят-ти .

Теоретические определяют склонность ч-ка к абстрактно-логическому мышлению

Практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения ч-ком знаний, умений, навыков, формирование кач-в личности.

Творческие связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Проф. способности мен-ра:

Управленческая работа относится к числу таких видов чел. деят-ти, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деят-ти.

В обобщённом виде требования, предъявляемые к личности мен-ра, можно пердъявить в след. виде:

ü     умение управлять собой

ü     чёткие и ясные личные цели

ü     динамичное личное развитие

ü     способность принимать решения

ü     творчество в работе

ü     способность влиять на людей

ü     понимание специфики управленческого труда

ü     высокие организаторские способности

ü     способность обучать

ü     способность формировать и развивать коллектив

Вопрос 20

Характер- это индивидуальное сочетание устойчивых псих.особенностей личности. Определяет типичный для чел-ка способ поведения в различных условиях и отношение к действительности. Определённый характер имеет 1 или несколько доминирующих черт, а неопределённый не имеет выраженной доминанты, в разных ситуациях на 1 план выходят разные черты. Псих.св-ва личн-ей, из которых складыв-ся характер и которые позволяют с известной вероятн-ю предугадать поведение человека в определ-х условиях называются чертами характера. Виды черт характера: волевые (целеустремлен., настойчивость, решительность, нерешит., упрямство, трусость), моральные (правдивость, искренность, вежливость, внимательность, пунктуальн., лживость), эмоциональные (вспыльчив., сдержан., обидчивость, нежность, страстность).

Вопрос 22

Классификация соц.групп: 1)-первичные(семья). -вторичные

2) а)условные(объединяются по опред-му признаку). б)реальные(существуют как общность). 3)а)постоянные. б)временные. 4)формальные и неформальные. 5)малые и большие.

Малая группа- это немногочисленная по составу группа людей, члены которой объединены общей соц.деят-ю и находятся непосредственно в личном общении. Минимальное кол-во человек-3, max-7-9, но могут быть исключения-школьный класс, студ.группа. Стадии развития малой группы: -первичного синтеза(знакомство). -дифференциации

-интеграции(образование общности). Неформальная структура малой группы: статус или позиция, роль, групповые ожидания, групповые нормы, групповые ценности.

Любая орг-ия имеет формальную стр-ру и неформальную.

Формальная стр-ра – это распределение обязанностей среди членов коллектива в зависимости от должности.

Неформальная стр-р-это:

1.     позиция / статус – это место индивида в системе групповой жизни

2.     роль – выполнение определённых ф-ий членами коллектива

3.     ожидание – шпион, рассказчик, тамада; между групповыми ожиданиями и ролями не редко возникают противоречия

4.     групповые нормы – это определённые правила поведения, которые сложились в группе, которые разделяемы каждым членом группы / коллектива

5.     групповые ценности – определённое отношение членов коллектива к соц. явлениям.

Вопрос 24

Исследование межличностных отношений в коллективе.

Социометрия как метод изучения межличностных и межгрупповых отношений.

         В психологии имеются некоторые методики, которые позволяют изучить особенности взаимоотношений в коллективе.

I. Социометрия (Дж. Морено)

Этапы:

1)    Каждому члену коллектива,  в котором все уже хорошо знают др. др. предполагается выбрать:

a)    несколько человек кого бы он хотел видеть в составе вновь организованной группы (желал бы совместно выполнить работу), к кому бы обратился за помощью, кого бы выбрал рук-лем, кого ба пригласил на ДР или другое

b)    несколько ч-к, кого бы не хотел выбрать рук-лем, пригласить на ДР  и т.д.

Этот этап называется «заполнение социометрических карточек».

Тип

Критерий

Выборы

1.

Работа

а). к кому бы Вы обратились за помощью в в-се о работе?




б). к кому бы Вы не обратились «»?




2.

Досуг

а). кого бы Вы пригласили бы на ДР?




б). кого бы вы не пригласили на ДР?




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.