Рефераты. Учет и анализ доходов организации от обычных видов деятельности

Прочие


Схема 2.

 







1.3.        Значение и роль доходов от обычных видов деятельности


Доходы являются основным фактором рыночной экономики. Как отмечалось выше, доходом от обычных видов деятельности признается выручка от продажи продукции и товаров. Выручка формируется за счет двух основных показателей: прибыли и себестоимости.

Показатели выручка, прибыль, себестоимость, рентабельность являются наиболее важными в  условиях рыночной экономики. Они дают информацию как для внутреннего анализа (осуществляемого работниками предприятия), так и для внешнего анализа (со стороны внешних наблюдателей: потенциальных инвесторов, кредитных учреждений, страховых компаний, налоговой инспекции). Данные показатели находят свое отражение в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». На западе «Отчет о прибылях и убытках» занимает первое место в бухгалтерской отчетности предприятия, находясь на ступень выше бухгалтерского баланса.

На основании «Отчета о прибылях и убытках» и других форм бухгалтерской отчетности компетентные пользователи делают соответствующие выводы по результатам деятельности экономических субъектов и принимают обоснованные на этих выводах решения.

Выручка напрямую связана с прибылью. Высокая прибыль – залог стабильности, процветания и финансовой устойчивости предприятия. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства. Высокий доход (выручка) – это итог грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия и способствующие увеличению финансового результата.

Поэтому далее необходимо рассмотреть категории выручка и прибыль подробнее.


1.3.1. Выручка как основной источник доходов предприятия


Важнейшей категорией учета и анализа доходов предприятия является выручка. Выручка занимает наибольший удельный вес в общем доходе предприятия.

Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником  формирования его собственных финансовых ресурсов.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

1.     выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

2.     выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

3.     выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия. Остановимся на этом типе выручки подробнее.

Законодательно закреплены два метода отражения выручки от реализации продукции:

·        по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), когда право собственности на имущество (имущественное право) перешло от продавца к покупателю или заказчик принял выполненные работы (оказанные услуги). Данный метод называется методом начисления.

·        по мере оплаты, т.е. по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия. Это кассовый метод отражения выручки.

Несмотря на то, что  законодательством допускается использование обоих методов учета выручки, в зависимости от собственного выбора предприятия, использование первого способа в условиях нестабильной экономики может повлечь большие трудности, т.к. при несвоевременном поступлении денег от плательщика, предприятие может иметь серьезные проблемы, связанные с невозможностью своевременной оплаты налогов, срыв расчетов с другими предприятиями, с возникновением цепочки собственных неплатежей и т.д. Выходом из данной ситуации может стать образование резервов по сомнительным долгам, определяющегося на основе анализа состава, структуры, размера и динамики неплатежей за отчетный период. Метод начисления широко применяется в развитых рыночных странах, т.к. налаженные фондовые и денежные рынки страхуют товаропроизводителей от неплатежей и минимизирует их финансовые риски.


1.3.2.  Понятие себестоимости

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, средств и предметов труда, услуг других организаций и оплату труда работников. Иными словами, она показывает, во что обходится каждой организации производство и сбыт (реализация) продукции (работ, услуг).

В себестоимости продукции как в синтетическом показатели отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной  деятельности организации. От уровня себестоимости продукции при прочих неизменных условиях зависит уровень (объем) прибыли. Чем экономнее организация использует свои материальные, трудовые и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем эффективнее производственный процесс, тем больше будет прибыль.

Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.


1.3.3.  Прибыль как конечный результат деятельности предприятия

Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль  является показателем для определения рентабельности собственных и заемных средств предприятия, основных производственных фондов, авансированного капитала. Характеризуя целесообразность  вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим измерителем его финансового здоровья.

Прибыль – это превышение дохода над расходами. Обратное положение называется убытком. С экономической точки зрения прибыль -  это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения – разность между имущественным состоянием предприятия на начало и конец отчетного периода.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социальных и материальных проблем предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности  и финансового благополучия.

В современной теории учета, прежде всего в англоязычных странах, различают налоговую и экономическую концепцию прибыли.  В связи с этим выделяют бухгалтерскую или балансовую прибыль, как результат от реализации продукции, работ, услуг, материалов и другого имущества и  результаты от внереализационной деятельности,  и налогооблагаемую прибыль. Если отталкиваться от цели, ради которой образовывается предприятие, прибылью  целесообразнее было бы считать только ту часть добавленной стоимости, создаваемую в процессе производственно-хозяйственной деятельности, включающую в себя затраты живого труда и накопления, которая создана в результате реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Тогда как реализация других активов и внереализационные и прочие операции формируют доход.


2. Учет доходов от обычных видов деятельности

2.1. Порядок формирования доходов предприятия

Система бухгалтерского учета согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» предусматривает разделение доходов организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности на доходы от обычных видов деятельности, операционные и внереализационные доходы. Причем в бухгалтерском учете доходы, отличные от доходов по обычным  видам деятельности, считаются прочими поступлениями, включая чрезвычайные.

         Такое подразделение доходов в учете объясняется необходимостью получения информации о систематических (регулярных) и несистематических доходах организации.

         Изложенное выше означает, что с учетом принципа сопоставления расходов организации с ее доходами показатель бухгалтерской прибыли будет отличаться от налоговой.

         Данные обстоятельства вносят трудности в учет финансовых результатов, так как содержание показателей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» будет отличаться в бухгалтерском и налоговом учете.

         Так бухгалтерский учет выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг будет отличаться от налогового на величину суммовых разниц. По правилам бухгалтерского учета они включаются в выручку от продаж, а согласно гл. 25 Налогового Кодекса РФ они должны будут включены в состав внереализационных доходов и расходов.

Порядок формирования выручки от реализации в бухгалтерском учете определен Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н. Доходами от обычных видов деятельности (далее – выручка) являются поступления от продажи продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг.

В составе доходов от обычных видов деятельности также могут быть отражены:

·        арендная плата;

·        лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности;

·        поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций.

Включение этих доходов в состав выручки от продаж зависит от вида деятельности организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.