Существует широкий и почти непрерывный спектр от высшей степени чистых до сугубо прикладных исследований (по Вейнбер-гу, адаптировано).
Функциональные исследования в применении к промышленности означают исследования, связанные с нынешней деятельностью, а являющиеся их органическим продолжением нефункциональные исследования относятся к будущим новым видам деятельности («Ройял датч-Шелл»).
Планирование, ориентированное на функцию (или на миссию), противоположно планированию, ориентированному на продукт в промышленности (или планированию, ориентированному на систему «род войск — оружие»— в военных ведомствах и инструментальному подходу — в гражданских учреждениях соответственно).
Информационная наука означает те области знания, которые изучают объем, содержание, передачу, хранение, отыскание, обработку или использование информации. Сюда включается (но не ограничивается только этим) разработка новейших программ для ЭВМ, принятие решений, искусственный интеллект, игры и моделирование, исследование операций, лингвистика, науки о поведении и теория коммуникации. Информационная технология представляет собой применение информационных наук к проблеме принятия решений, а информационная система — продукт этого процесса («Систем дивелопмент корпорейшн»
Модели — это представления процессов, описывающие в упрощенной форме некоторые аспекты реального мира. Имитация— это приведение в действие модели путем манипулирования ее элементами, осуществляемого электронно-вычислительной машиной, человеком или ими обоими.
Ленин следующим образом сформулировал главный стимул для технологического прогнозирования:
«Эффективное прогнозирование технического прогресса — необходимый элемент в принятии решений по управлению текущим производством. Гонка на пути к прогрессу требует крупных ставок, и не участвовать в ней нельзя. На деле большинство управляющих не в состоянии даже контролировать размеры своих ставок, так как величина их тесно связана с чистой стоимостью того сектора экономики, над которым этот управляющий осуществляет контроль. Поскольку в каждое управленческое решение неизбежно входит какая-то оценка будущих условий, вопрос фактически сводится к тому, должна ли такая оценка делаться бессознательно, входя как некая подразумеваемая часть в решение, или же она должна даваться осознанно и формулироваться в явном виде. Главное преимущество прогноза, сформулированного в явном виде, состоит в том... что его правильность может быть проверена. Прогноз, выраженный в явном виде, обладает, кроме того, еще и тем преимуществом, что раскрывает метод, исходные данные и допущения, использованные при прогнозировании».
Заостряя вопрос, Ленц даже утверждает, что «отказ от прогнозирования» равносилен «отказу от выживания», и такая связь, бесспорно, существует, если вовсе отсутствует какое бы то ни было прогнозирование — систематическое или интуитивное.
С другой стороны, многие компании предостерегают от чрезмерного увлечения анализом. В корпорации «Локхид эйркрафт» (США) склонны считать, что идеи следует подвергать тщательному анализу только перед стадией существенных финансовых ассигнований. «Дешевле проверить несколько малоперспективных идей на практике, чем содержать штат сотрудников для их всеобъемлющего анализа». Кроме того, существует убеждение, что
детальное рассмотрение на ранней стадии подавляет зарождение новых идей. Жорж Дорио даже предостерегает, что «Соединенные Штаты могут убить себя анализом».
В данном докладе неоднократно подчеркивалось, что «задачи технологического прогнозирования выходят далеко за пределы простого изучения технологических возможностей.' \В действительности важные задачи для технологического прогнозирования можно выявить, рассматривая каждую из пяти «ключевых задач для высшего руководства», которые Куинн [217] разработал для своей системы планирования научных исследований: П) установление конкретных целей научных исследований;
2) согласование их организации с главными долгосрочными технологическими опасностями и перспективами;
3) разработка общей деловой стратегии, частью которой являются научные исследования;
4) разработка процедуры оценки научно-исследовательских проектов в свете целей и возможностей компании;
5) организация научных исследований и производства таким образом, чтобы обеспечивать максимальное перемещение технологии из области научных исследований в практику.
Куинн добавляет: «Знаменательно, что наиболее заманчивые возможности и наиболее серьезные угрозы, порождаемые технологией, часто возникают из совершенно нового взгляда на старые проблемы, а не из традиционных подходов, которые лишь слегка. видоизменяют привычные технологии».
Кроме того, технологическое прогнозирование будет играть все более важную роль в качестве путеводной нити для горизонтального перемещения технологии, что связано с нынешней общей. тенденцией к интеграции всей цепочки взаимосвязей: продукт — системы — обслуживание.
До второй мировой войны большинство попыток технологического прогнозирования относилось к области фантастики. Вследствие того что изучались пути возможного технологического прогресса, ведущего к будущему, и относительно мало внимания уделялось ограничениям, потребностям и желаниям, не только затемнялась грань между реально достижимым прогрессом и фантазией: просто указать на осознанные возможности само по себе еще не значит обеспечить сильный стимул для их использования.
Уже в 1952 г. Джилфиллан в солидном обзоре состояния технологического прогнозирования подчеркнул принцип удачного момента (или соответствия запросам) и перечислил только изыскательские этапы для изучения «уровней будущей причинно-следственной связи».
Технологическое прогнозирование начало оформляться как подлинное искусство — но еще не как наука,— когда цели, потребности и желания были введены в качестве нормативных элементов прогнозирования, а также были осознаны и учтены ограничения.
К типичным основным предпосылкам, которые привели к возникновению нормативного прогнозирования, относятся: осознание ответственности перед обществом или нацией; осознание потенциальных экономических возможностей; осознание какого-то конечного технологического потенциала; понимание ограничивающих факторов, например в отношении природных ресурсов, ресурсов компании и т. п.; желание оградить себя от возможных «угроз». О том, как мало было известно 30 лет назад относительно потребностей и желаний, документально свидетельствует весьма примечательное собрание технологических прогнозов, опубликованное в 1936 г. С. С. Фернасом , видным американским металлургом-инженером. Хотя он намного опередил свое время, осознав некоторые важные цели и потребности, он не рискнул прибегнуть к нормативным понятиям, так как не понимал того, какие мощные движущие силы заложены в этих целях и потребностях. Вместо этого он пытался исследовать, какие шансы на достижение этих целей цмел бы автоматическии_процесс развития. Его отношение к телевидению — незадолго до тогого, 3ворыкин продемонстрировал свой «иконоскоп» (современную электронно-лучевую трубку) — отражает это сверхосторожное мышление: «Я жду, когда у меня будет телевизор, но я не могу жить вечно. Когда я думаю о том, что первая передача радиоимпульсов была осуществлена Джозефом Генри в 1840 г., а первое выступление по радио прозвучало лишь в 1920 г., я испытываю некоторую неуверенность относительно того, успею ли я собственными глазами увидеть пресловутое телевидение. До настоящего времени никто еще не осмеливался даже думать о телевидении, передающем естественные цвета». В это же время (1936—1937 гг.) Джилфиллан указал на потенциальные последствия этого изобретения, но оставил открытым вопрос: «Примут ли массы телевидение и согласятся ли они платить за него?»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12