Рис 9.
Точно так же темпы развития технологии получения титановых и бериллиевых сплавов в значительной степени отстают от того, что ожидалось всего лишь около 10 лет назад. Это объясняется в основном исчезновением надежд на то, что возникнет большой спрос на обладающие высокой удельной прочностью конструктивные элементы для таких бомбардировщиков, как Б-70, этот спрос оправдал бы значительные затраты на разработку технологии получения этих сплавов и методов их обработки. Та же участь постигла программы исследований и разработок в области создания высокоэнергетических видов топлива (например, на основе соединений борной кислоты—боратов) и в области создания самолета с ядерным двигателем (например, типа SLAM).
Наличие своего рода шор на глазах многих прогнозистов не является чем-то исключительным в современной практике прогнозирования, хотя в распоряжении прогнозистов находится богатый арсенал хорошо разработанных методов. На рис.10
Рис 10.
отражен целый ряд сделанных в прошлом прогнозов относительно использования средств общественного транспорта в Чикаго. Каждый из этих прогнозов являлся простой экстраполяцией тенденций роста; при этом полностью игнорировались и возрастающая конкуренция со стороны личных обиле'й. и сокращение рабочего дня, и сокращение потребности в общественном транспорте в результате введения пятидневной рабочей недели. Интересным примером прогноза, который был свободен от таких недостатков, т. е. был сделан с учетом влияния со стороны конкурирующих видов техники, можно назвать прогноз, сделанный в 1913 г. С. Джилфиленом. Он предсказал, что водоизмещение океанских лайнеров в перспективе не будет расти, подчиняясь закону простой экстраполяции (рис 11.)
Рис 11
а достигнет максимума к 1925 г., за которым наступит резкий спад с последующим более плавным нарастанием . Джилфилен правильно предположил, что конкуренция со стороны авиации в конечном счете' повлияет на объем пассажирских перевозок морскими судами.
Постоянная переоценка темпов внедрения технических нововведений (которые порой оказываются значительно ниже вследствие инерции, осторожности, длительности разработки или нежелания рисковать уже сделанными капиталовложениями) присуща многим прогнозистам, так же как и постоянная недооценка темпов прогресса науки в будущем. В результате этого прогресс в науке часто превосходит наши ожидания, в то время как техника, как правило, значительно отстает от них. Можно вспомнить то время вскоре после второй мировой войны, когда многие из нас были уверены, что в недалеком будущем вертолет заменит собой личную автомашину. Ь нашей памяти живы и те годы, когда мало кто сомневался в скором появлении домашних термоэлектрических холодильников и автомобилей с корпусом из пластмассы или стеклопластика, в том, что такие легкие коррозионностойкие металлы, как магний, бериллий и титан, вытеснят конструкционную сталь в машиностроении, и т. п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12