Рефераты. Технологическое прогнозирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 9.

Точно так же темпы развития технологии получения титановых и бериллиевых сплавов в значительной степени отстают от того, что ожидалось всего лишь около 10 лет назад. Это объяс­няется в основном исчезновением надежд на то, что воз­никнет большой спрос на обладающие высокой удельной прочностью конструктивные элементы для таких бомбар­дировщиков, как Б-70, этот спрос оправдал бы значитель­ные затраты на разработку технологии получения этих сплавов и методов их обработки. Та же участь постигла программы исследований и разработок в области созда­ния высокоэнергетических видов топлива (например, на основе соединений борной кислоты—боратов) и в обла­сти создания самолета с ядерным двигателем (напри­мер, типа SLAM).

Наличие своего рода шор на глазах многих прогно­зистов не является чем-то исключительным в современ­ной практике прогнозирования, хотя в распоряжении прогнозистов находится богатый арсенал хорошо разра­ботанных методов. На рис.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 10.

 

отражен целый ряд сде­ланных в прошлом прогнозов относительно использования средств общественного транспорта в Чикаго. Каждый из этих прогнозов являлся простой экстраполя­цией тенденций роста; при этом полностью игнорировались и возрастающая конкуренция со стороны личных обиле'й. и сокращение рабочего дня, и сокращение потребности в общественном транспорте в результате введения пятидневной рабочей недели. Интересным при­мером прогноза, который был свободен от таких недо­статков, т. е. был сделан с учетом влияния со стороны конкурирующих видов техники, можно назвать прогноз, сделанный в 1913 г. С. Джилфиленом. Он предсказал, что водоизмещение океанских лайнеров в перспективе не будет расти, подчиняясь закону простой экстраполяции (рис 11.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 11

 

а достигнет максимума к 1925 г., за которым наступит резкий спад с последующим более плавным нарастанием . Джилфилен правильно предположил, что конкуренция со стороны авиации в конечном счете' повлияет на объем пассажирских перевозок морскими судами.

Постоянная переоценка темпов внедрения техниче­ских нововведений (которые порой оказываются значи­тельно ниже вследствие инерции, осторожности, длительности разработки или нежелания рисковать уже сде­ланными капиталовложениями) присуща многим прог­нозистам, так же как и постоянная недооценка темпов прогресса науки в будущем. В результате этого прогресс в науке часто превосходит наши ожидания, в то время как техника, как правило, значительно отстает от них. Можно вспомнить то время вскоре после второй миро­вой войны, когда многие из нас были уверены, что в не­далеком будущем вертолет заменит собой личную авто­машину. Ь нашей памяти живы и те годы, когда мало кто сомневался в скором появлении домашних термо­электрических холодильников и автомобилей с корпу­сом из пластмассы или стеклопластика, в том, что такие легкие коррозионностойкие металлы, как магний, берил­лий и титан, вытеснят конструкционную сталь в маши­ностроении, и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.