Рефераты. Системы менеджента качества. Извращение идеи

Пусть в прошлом году некая величина к повышению которой мы стремимся составила к 10 месяцу 17 единиц. В текущем – 21 единицу. Мы сравниваем 17 и 21, и т.к. 21 > 17 утверждаем, что имеем некое улучшение. Если бы этих графиков не было бы нарисовано (не показана динамика) мы бы не узнали, что на самом деле произошло снижение за последние 2 месяца с 30 до 21 ед. И никакого улучшения нет. Года в целом сравнивать можно, т.е. можно сравнить равнозначные категории, например можно представить, что на этих рисунках показаны не месяца, а года. Тогда тоже всё понятно, т.к. видна динамика. Но это отступление.

Т.е. смысл анализа по стандарту – установить пригодность, адекватность, результативность того, что мы рассматриваем, с тем чтобы ответить на вопрос «как это влияет на достижение целей?» Или, проще говоря, определить состояние. Недаром прописана строчка «…включая политику в области качества и цели в области качества». Т.е. политика и цели должны анализироваться в обязательном порядке.

Итак, в реальности так сказать «анализируется» немало текучки, зачастую не затрагивающей производственный сектор. Хотя всегда рассматривается выполнение плана. Проблема в том, что цели в области качества и ежемесячные планы представлены как разные вещи.

Проведение такого анализа должно планироваться, по его результатам должны вестись записи. Это есть. Есть планируемые даты, есть запись об анализе со стороны руководства.


Далее, п.5.6.2 «Входные данные для анализа». Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать информацию о:

а) результатах аудитов,

b) данных обратной связи от потребителей,

с) работе процессов и соответствии продукта,

d) статусе предупреждающих и корректирующих действий,

е) последующих действиях по результатам предыдущих анализов со стороны руководства,

f) изменениях, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества, и

g) рекомендациях по улучшению».

Что такое входные данные для анализа? Это информация, которую передают участники процесса высшему руководству, тому кто осуществляет управление организацией. Заметьте в п.5.6.1 не сказано что высшее руководство должно гарантировать проведение анализа. Там сказано, что «Высшее руководство должно анализировать систему менеджмента качества организации…». Итак, есть участники процесса, они передают информацию высшему руководству. Высшее руководство эту информацию анализирует, и принимают решения и действия. О них ниже. Вот для чего всё это собственно придумано. Не будет же генеральный директор ходить каждый день в цех и смотреть цифры с мониторов.

Еще раз. Анализировать систему менеджмента качества организации должны не руководители подразделений, а те, кто этой организацией управляют. Руководители подразделений должны лишь передать те данные, на основе которых будет проводиться анализ. Передать эти данные они должны, потому что эти данные высшему руководству неизвестны. Переписывание же из одного документа в другой делается не совсем понятно зачем.

Далее по пунктам. Результаты аудитов доводятся. Об аудитах (внутренних) позже. Информация от потребителей доводится, хотя доводится ее резюмированная часть. Полный вариант предоставляется отдельно. Работа «процессов» и соответствии продукта также доводится. Забегая вперед скажу, предупреждающих и корректирующих действий либо нет, либо есть, но при их осуществлении такими терминами не оперируют, и не оформляют листами регистрации корректирующих действий, согласно внутренним требованиям организации. Последующие действия по результатам предыдущих анализов со стороны руководства включают только отчеты по выполнению предложений по улучшению. Это как раз указано в последнем пункте. Т.е. руководители подают некие предложения по улучшению, их либо принимают либо отклоняют. Если их принимают и они выполняются, то об этом пишется в последующем «отчете-анализе». Хотя часто предложения по улучшению подменяют текущими запланированными мероприятиями, например: «Подготовить к поверке оборудование», «Получить подтверждение соответствия выпускаемой продукции». Кроме того, если с работника в обязательном порядке требуют с определенной периодичность подавать некие предложения по улучшению, необходимо прописывать это в должностных обязанностях. Либо материально мотивировать для этого (например, в зависимости от полезности реализации такого предложения). Иначе большинство предложений будут простыми отписками.

Что касается изменений, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества, видимо изначально этот пункт был утерян и про него забыли.

Проблема предоставления входных данных в том, что так и не установлено что же именно необходимо предоставлять по работе процессов и соответствии продукта для обслуживающих процессов. Поэтому эти записи содержат много лишнего, например «Проводилась работа по вывозу макулатуры со склада». Есть другие менее информативные фразы. Чтобы не подразумевалось под понятием «работа процессов», сюда не входит описание текучки. Неужели на основании фразы «Заполнялись табеля рабочего времени» можно сделать какой-либо вывод о работе процесса? Это во-первых. Во-вторых, не определена форма предоставления. Поэтому каждый месяц осуществляется их проверка. Вообще проверка этих записей – это, мягко говоря бессмысленная работа и перекладывание ответственности с того, кто его составляет, на того кто его проверяет. Проверка подразумевает критерии проверки. Четкие и единые. Единые для проверяемого и для проверяющего. Так вот такие критерии отсутствуют. Поэтому подобные ежемесячные проверки превращаются в спор о том «как должно быть». Мнение проверяющего одно, мнение проверяемого другое. Это раз. И два – это то, что отсутствует принцип достаточности. Что это такое? Дело в том что по одному элементу проверки, ну пусть по одному документу можно проверять до бесконечности. Например, «Не издавались приказы, относящийся к…». Мне следует проверить оригиналы всех приказов за месяц, чтобы убедиться что написанное верно? Или поверить на слово? Зачем проверка в таком случае? Или как проверить верность записи «Внеплановых  работ не было»? Сверять с отчетом по работе за месяц? Или «планировалось согласно графика…», «Результат: работа выполнена в полном объеме». Следует ли в этом случае проверять достоверность информации? Может нужно поднять акты выполненных работ? Т.е. методика отсутствует. Вместо того, чтобы от подобной практики уйти, её оставили и ввели в должностные обязанности. Как должно быть в данном случае? Люди один раз (в идеале) собираются и обсуждают «как будем работать»? Один раз люди определяются, что нужно предоставлять в качестве неких итогов своей работы, определяются в какие сроки предоставлять и кому предоставлять. Определяются в какой форме предоставлять. Также учитывают другие моменты по возможности. И всё. Видимо это скучно, придумывать каждый месяц что-нибудь новое веселее. Это все было во-вторых. Ну и в-третьих, пожалуй самое главное, управление организацией не осуществляется на основании подобных записей. Кроме, пожалуй, тех решений которые относятся к одобрению или принятию предложений по улучшению. А что говорит стандарт? П.5.6.3 «Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать решения и действия, относящиеся к:

а) улучшению результативности системы менеджмента качества и ее процессов,

b) улучшению продукта согласно требованиям потребителей, и

с) потребности в ресурсах».

Т.к. организация сравнительно небольшая все проблемы обговариваются устно. Т.е. в записях по входным данным нет неизвестной информации о работе подразделения, разве что только за исключением коэффициента результативности. Из части данных записей составляется протокол анализа со стороны руководства. Что касается данного протокола, тут следует отметить следующее. Решения «принимаются» после проведения заседания, некоторые принятые решения в виде поручений имеют срок выполнения раньше срока выдачи этого протокола. Зачем их записывать непонятно.


Раздел 6-7 пропустим, т.к. необходимая информация отсутствует.


Раздел 8 «Измерение, анализ и улучшение» п.8.1 «Общие положения». Организация должна планировать и внедрять деятельность по мониторингу, измерениям, анализу и улучшению, необходимых:

а) для демонстрации соответствия продукта,

b) для гарантии соответствия системы менеджмента качества, и

c) для непрерывного улучшения результативности системы менеджмента качества.

Такая деятельность должна включать определение подходящих методов, включая статистические методы, а также степень их использования».

Казалось бы всего два предложения. Но в эти два предложения занесена куча требований, причем требований серьезных. Стандарт говорит о том, что предприятие должно: во-первых планировать, а во-вторых, внедрять: мониторинг, измерения, анализ и улучшения. И ни каких-нибудь, а тех, которые необходимы чтобы показать соответствие продукта, чтобы гарантировать соответствие СМК, чтобы улучшать результативность СМК непрерывно. Т.е. и улучшения требуются такие, чтобы обеспечивалась непрерывность улучшения (а не эпизодическое улучшения). Далее, стандарт говорит о методах. Т.е. деятельность эту нужно осуществлять не абы как, а по определенной методики. «Метод – систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу» [7]. Приводить определения терминов можно до бесконечности, но суть в том, что здесь речи не может быть о хаосе, о неясности, о неопределенности. Если с пунктом а более-менее понятно, демонстрация соответствии продукта осуществляется ОТК посредством контроля его параметров, то с пунктами b и с понятность куда-то исчезает. Соответствие системы менеджмента качества – это одна из целей внутреннего аудита. О нем чуть позже. А вот пункт с, если его полностью расписать – планирование и внедрение деятельности для непрерывного улучшения результативности СМК, да еще и по определенной методики – это требование, мягко говоря, у нас мало реализуемое.


П.8.2 «Мониторинг и измерение». Подпункт 8.2.2 «Удовлетворенность потребителей» Организация должна отслеживать информацию, относящуюся к восприятию потребителем того, выполнила ли организация его требования. Такая информация является одним из показателей функционирования системы менеджмента качества. Методы получения и использования этой информации должны быть определены».

Напоминаю, что одним из принципов стандартов серии ИСО 9000 ориентация на потребителя, согласно которому организация должна понимать, выполнять требования потребителей и стремиться превзойти их ожидания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.