Рефераты. Системы менеджента качества. Извращение идеи

Следует отметить, что сейчас мы говорим о явлении в целом. Можно спорить о том, сколько в нашей стране организаций с реально работающей СМК, с реальным сертификатом, но это не значит что вышеизложенное не имеет место.



ЧТО ТРЕБУЕТ СТАНДАРТ?


Итак, перейдем непосредственно к требованиям стандарта ИСО 9001:2000 [3]. Напомню, что именно на соответствие этим требованиям проверяется организация при сертификации. Также напомню, что мы решили рассматривать вопрос с позиции первоисточника – стандарта.

Сами требования начинаются с раздела 4 «Система менеджмента качества», п.4.1 «Общие требования». В пункте 4.1 речь идет о процессном подходе, привожу некоторые из требований:

«Организация должна:

а) идентифицировать процессы, необходимые для системы менеджмента качества и их применение в организации

b) определить последовательность и взаимодействие этих процессов

с) определить критерии и методы необходимые для гарантии того, что выполнение этих процессов и управление ими являются результативными».


Процессов и процессного подхода на предприятии, с учетом требований стандарта просто нет. И всё. Предприятие как работало по функциональному подходу так и работает. Это факт, который не оспорит ни один человек. Что касается внедрения процессного подхода – это для организации «глобальный» проект. Проект, на который необходимо приличное количество денег, времени и труда. Причем труда от каждого управляющего работника. «Внедрение» процессного подхода «так, между прочим» – это, то о чем даже не имеет смысла говорить. Это абсурд и нелепица. Отсутствие процессного подхода лишний раз доказывает, что сертификат был выдан незаслуженно. Вообще что касается самого сертификата: скорее всего, сертификат был получен по каким-то, так сказать, «политическим» причинам. О создании какой-то новой системы управления речи даже не шло. Можно предположить, что в период профицита денежных средств у завода, руководство решило отдать дань моде и получить модный сертификат ИСО. Но мне в это вериться с трудом, т.к. просто так ничего не происходит, а тем более не тратятся немалые деньги. Вот сертификат получен, а что дальше? А дальше нужно ежегодно проходить аудиторские проверки. Для этого аудиторам нужно доказывать соответствие. Что такое соответствие стандарту мало кто себе представляет, но ведь показывать что-то нужно. А показывают обычно документы и записи, но о них позже.

Несколько слов о том, что такое процессный подход, функциональный подход и в чём разница. Функциональный подход – это классический подход к управлению организацией. Организация разбита на отделы (надо полагать – от слова «отдельный»). Есть субординация – система строгого служебного подчинения младших старшим [4]. Т.е. есть директор, у него в подчинении начальник, у того в свою очередь – служащий. Директор сказал начальнику, начальник – служащему, и служащий начинает работать. После того, как служащий что-то сделал, его работу контролирует начальник, передает директору. Директор в свою очередь контролирует начальника. В чем недостаток функционального подхода? Как правило, много должностей, большой штат, длительное время согласований. Но главный недостаток не в этом. Главная проблема в том, что вся работа протекает через пробивание барьеров между отделами. Организация – одна, а подразделений много. Каждое отдельно взятое подразделение может работать хорошо, а в итоге получается ничего. Проблема – на стыках подразделений, проблема во взаимодействии.

Что такое процессный подход? Это подход, при котором деятельность организации рассматривается как непрерывная, как взаимосвязь процессов. При этом все внимание уделяется границам процессов, т.е. тому, с чем имеет проблемы функциональный подход. Устанавливаются четкие зоны ответственности, четки требования к входам и выходам процесса, определяются ресурсы необходимые для функционирования процесса. Жаль, что этого нет.

Что касается основных производственных цехов, можно сказать, что их деятельность очень близка к процессному подходу, т.е. есть конкретный вход (сырье), конкретный выход (полуфабрикат, продукция), есть четкие измеримые требования к входам и выходам, причем документированные, выход одного является входом другого и т.д. Но опять же всё не идентифицировано как процессы. Есть цеха, есть выполняемые функции.

Итак, что мы имеем по пункту 4.1 «Общие требования»? Ничего. Полное несоответствие. Кстати, как определить внедрен ли процессный подход на предприятии? По каким критериям? Ну во-первых это выполнение требований стандарта в пункте 4.1, во-вторых документальное оформление: п.4.2.1 «Документация системы менеджмента качества должна включать: b) руководство по качеству». П.4.2.2 «Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, включающее: с) описание взаимодействия между процессами системы менеджмента качества». Отмечу, что нет даже этого. То что есть – это небольшие чем несколько нарисованных кубиков между которыми растянуты стрелочки, и всё. Больше ничего. Ещё раз – полное несоответствие. Но это только начало.

Идём дальше. Раздел 4.2 «Требования к документации», п.4.2.1 «Общие требования». Тут вообще всё интересно. На мой взгляд, основная проблема работы с документами – это непонимание того, что документы – это бумага, бумага, которая абсолютно ничего не решает. Это неодушевленное тело, это даже не ресурс. Документы – это носитель информации. Если информацией не пользоваться, то даже самый грамотно оформленный документ – это чье-то бесполезно потраченное время и силы. Ведь какая разница лежит он в кабинете или в мусорной корзине? Если он лежит и им не пользуются – это всё равно, что его нет. Поэтому написание документа ради документа – это работа равная нулю. Т.е. ресурсы расходуются, а результата нет.

Так что же требует стандарт применительно к документации?

«Документация системы менеджмента качества должна включать:

а) документированные официальные заявления о политике в области качества и целях в области качества,

b) руководство по качеству

с) документированные процедуры, требуемые настоящим международным стандартом,

d)  документацию, необходимую организации для гарантии эффективного планирования, выполнения и управления процессами организации, и

е) записи, требуемые настоящим стандартом».

Политика и цели в области качества есть. Но о них чуть позже. Посмотрим, а действительно ли цели являются целями, и если являются целями, то действительно ли в области качества?

Руководство по качеству. Тоже есть. Но оно следующим пунктом, там и обсудим.

Документированные процедуры, требуемые настоящим международным стандартом. Обратимся к словарику 9000 и узнаем что такое процедура. П.3.4.5 «Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса». Документировать процедуры стандарт требует следующие: управление документацией, управление записями, внутренний аудит, управление несоответствующей продукцией, корректирующие действия и предупреждающие действия. Процедуры есть, они даже частично соблюдаются. Но соблюдаются лишь потому, что уже имеющуюся деятельность отразили на бумаге, с целью написания этой самой бумаги (документированных процедур). Это во-первых. Во-вторых, ими никто не пользуется в случае когда возникают вопросы. Тут можно спорить о частностях, но в целом картинка такова. Но по-крайней мере то, что написано в вышеизложенных процедурах (кроме корректирующих и предупреждающих действий, о них позже) соответствует реальности.

Документация, необходимая организации для гарантии эффективного планирования, выполнения и управления процессами организации. Тут, как видно из предложения, необходимость определяется самой организацией. Документация есть, хотя процессного подхода нет. Но речь не о нём.

Записи, требуемые настоящим стандартом. Не будем сейчас рассматривать все записи, которые требует стандарт. Записи ведутся. Иногда не охотно, но иначе что показывать аудиторам?

По п.4.2.1 можно смело «соответствие», всё что требует стандарт в наличии.


П.4.2.2 «Руководство по качеству». «Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству включающее:

а) указание области применения системы менеджмента качества, в том числе детальные обоснования любых исключений,

b) документированные процедуры системы менеджмента качества или ссылки на них,

с) описание взаимодействия между процессами системы менеджмента качества».

Что тут? Сам документ есть, но это абсолютно вычеркнутый из жизни документ, т.е. если его убрать, то этого даже никто не заметит. Немногие даже знают о его существовании. Область применения и документированные процедуры в нём описаны. Ну а что касается описания взаимодействия процессов…нет процессов, нет и их описания, разумеется. Выше об этом упоминалось. Соответствие по этому пункту можно поставить только потому что есть сам документ, но повторяю – они никому не интересен, большая часть того, что там написано «…это ль знаете слова слова слова». Ну, например: «Целью Компании является постоянное повышение качества производимой продукции, рассматриваемое как ключевой элемент деятельности Компании, от которого зависит прибыль и его престижность». Какие громкие слова – повышение качества производимой продукции, причем, заметьте, постоянное. Неужели каждый год сжимаются рамки ГОСТов?


П.4.2.3 «Управление документацией», п.4.2.4 «Управление записями». Если «в двух словах» - эти пункты говорят о том, что документы и записи должны быть управляемые и должна быть документированная процедура, где будет написано, как они управляемы. Управляемые – это значит не должно быть «хаоса». По документации было написано выше. Но повторюсь: наличие документации абсолютно ничего не улучшает, улучшение – это пользование документом. «Рабочая», пригодная документация – это понятная документация. Если написание документации становиться самоцелью, то можно смело утверждать, что инициатор этого – человек с деформированным восприятием действительности. На создание любого документа необходимо смотреть с точки зрения эффективности. Т.е. не будет ли потраченных ресурсов больше результата, которого мы получим? Если «да», то в документе нет смысла. Т.к. это убыточно. Под ресурсами тут понимаются деньги. Рабочее время стоит денег, бумага стоит денег, тонер стоит денег, даже электроэнергия, которая в это время обеспечивает работу компьютера, принтера и лампочки – стоят денег. Но деньги можно восполнить, время восполнить нельзя, это не возобновляемый ресурс. Хотя Я понимаю, что подсчету такие деньги при принятия решения о создании документации не поддаются (их никто не прикидывает), но всё же иметь это ввиду надо. Поэтому если вопрос можно решить без документа, то его нужно решать без документа. Кроме того, Я понимаю, что тут ещё идет речь об ответственности. Ответственность, как известно, лишний раз на себя брать никому не хочется. Поэтому люди по возможности стараются прикрыться бумажкой. «Мол, вот видите, у меня документ есть, тут так написано, я не виноват», ведь «слово к делу не пришьешь». Только из-за следования этому крылатому выражению дела пухнут как на дрожжах. И поэтому пока каждый не возьмет на себя ответственность, осознано, бумаготворчество будет продолжаться. Ответственность при исполнении нужно нести не только за то, что ты подписал, но и за то, что ты сказал. Кстати, если кто-то думает что это моё неправильное мнение, то замечу, что оно полностью совпадает с мнением авторов словарика ИСО 9000, вот что там написано в п.2.7.1 «Значение документации». «Разработка документации не должна быть самоцелью, а должна создавать ценность». В учебных материалах об этом расписано подробней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.