Рефераты. Системный экономический анализ предприятия с целью его финансового оздоровления

Уровни анализа отличаются глубиной, количеством анализируемых показателей, детальностью, необходимым временем, конкретностью выводов.

В целом все уровни анализа можно разделить на две группы:

Ø     экспресс-анализ финансово-экономического состояния;

Ø     детализированный анализ.

Системный экономический анализ – это, прежде всего, экспресс-анализ. Цель экспресс-анализа обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта.

Основной результат «выход» экспресс-анализа – вывод о целесообразности или необходимости проведения более углубленного и детального анализа, а также выявление основных направлений такого анализа.

 

 

 

 

 

 

 

1.7.         Модель как средство экономического анализа.

 

Одна из важнейших системных характеристик экономического анализа – «оснащение». Главный элемент оснащения экономического анализа – измерители, в роли которых выступают, как отдельные показатели, так и более сложные конструкции из показателей – экономико-математические модели. Измерители выступают средством агрегирования, свертки и сравнения непосредственно наблюдаемых и измеримых величин – индикаторов.

В исследовании и моделировании экономических систем обычно выделяются три уровня использования количественных  методов: измерение, математическое моделирование и  принятие решений. Уровень измерений – это количественное представление переменных и количественных закономерностей. Математическое моделирование – описание результатов измерения математическими зависимостями. Принятие решений – поиск значений переменных, оптимизирующих объекты в заданном направлении. Все три уровня взаимно обуславливают и дополняют друг друга, но при этом каждый имеет свою специфику.

Экономико-математическая модель, выступая в роли инструмента исследования, должна не только описывать состояние объекта заранее установленным способом, но и .действовать формулированию задачи его изменения, а также получению оценки результатов такого изменения, т.е. должна носить нормативно-оценочный характер.

Варьируя измерителями можно активно вмешиваться в процессы измерения, моделирования, анализа и принятия решений. Многозначность понятий анализируемых яв­лений, многовариантность косвенных экономических измерений обусловливают необ­ходимость нормативного подхода к формированию экономических измерителей. Нор­мативность в данном случае означает соответствие некоторому набору требований.

Исследователи, занимающиеся проблемами экономического измерения, моделирова­ния и анализа называют большое число самых разнообразных требований: самых об­щих и очень конкретных, формальных и содержательных, относящихся к разным эле­ментам экономического анализа, к отдельным показателям и к их системам. В научной литературе упоминается более семидесяти разных требований.

В соответствии с выделением синтактического, семантического и прагматического аспекта в рассмотрении информации можно разделить все требования, предъявляемые к аналитической модели, на формальные, содержательные и целевые, соответственно. Кроме этого, требования к измерителю можно разделить на а) требования к отдельным параметрам (индикаторам), б) требования к совокупности параметров (к формирова­нию признакового пространства), в) требования к модели в целом (к конструкции из индикаторов).

Рассмотрим эти требования так, как они описаны в научной литературе.

Класс (1.1) — формальные требования к индикаторам: измеримость используе­мых показателей; однородность и устойчивость структуры анализируемых явлений; ана­логия, соответствие поведения; совпадение форм индикаторного и латентного распре­делений; объективность оценки; чувствительность к относительно небольшим измене­ниям явления; достаточность информационной базы для практического использования показателя; точность; возможность использования ЭВМ и др.

Класс (1.2) — содержательные требования к индикатору: теоретическая обо­снованность выбора и применимости; отражение особенностей объекта и причинно- следственных связей; возможность экспериментальной проверки эффективности ин­дикатора; эмпирическая интерпретируемость получаемых численных значений и др.

Класс (1.3) — целевые требования к индикатору: соответствие целям и задачам исследования, существенность, значимость, ценность, полезность; взаимосвязь с дей­ствующей системой планирования и учета; гибкость, адаптивность; сравнимость значе­ний индикатора (показателя) для разных объектов и для одних и тех же объектов, но в разные промежутки времени; универсальность, т.е. пригодность для решения различ­ных задач; быстрота и экономичность получения результатов и др.

Класс (2.1) — формальные требования к формированию признакового простран­ства: минимальное число и независимость признаков; агрегирование (группировка) признаков и/или выбор «представителя» из группы признаков; замена исходных при­знаков их линейными комбинациями и др.

Класс (2.2) — содержательные требования к формированию признакового про­странства: системность, взаимосвязанность с другими показателями; комплексность и полнота отражения свойств; четкая структурированность, т.е. разделение на отдель­ные блоки, отражающие разные свойства и др.

Класс (2.3) — целевые требования к формированию признакового пространства: достаточное число признаков для интегральной оценки и анализа объекта; пропорцио­нальность числа признаков значимости отображаемого явления; наглядность и др.

Класс (3.1) — формальные требования к модели: размерная однородность левых и правых частей используемых уравнений; единообразие выражения переменных; ин­вариантность относительно допустимых преобразований, использовавшейся шкалы и др.

Класс (3.2) — содержательные требования к модели: соответствие методики расче­та характеру исходных параметров; интерпретируемость модели показателя в целом и др.

Класс (3.3) — целевые требования к модели: способность сохранять свою структу­ру во времени и при увеличении числа выделяемых факторов; сохранение собственно­го смысла каждого индикатора в модели и др.

Перечисленные требования служат основанием при разработке принципов конст­руирования и оценки качества моделей, предназначенных для экономического анали­за — аналитических моделей.

Назначение аналитической модели — обеспечение обработки экономической ин­формации с целью предоставления ее в наглядной форме для удобства экономического анализа и принятия управленческих решений.

Аналитическая модель должна фиксировать значения экономических показателей и устанавливать факт их соответствия (несоответствия) норме (цели, критерию, про­гнозу и т.п.), что обеспечивает диагностику и контроль предприятия. Кроме этого ана­литическая модель должна обеспечить интерпретацию полученных данных и формиро­вание содержательных выводов из них. Это касается, прежде всего, оценки результатов хозяйственной деятельности, которые выступают связующим звеном между анализом и принятием решений. Необходимым признаком аналитической модели выступает также создание информационных условий для выявления основных экономических проблем и факторов улучшения или ухудшения результатов хозяйственной деятельности. Для получения таких сведений необходима разработка соответствующих методов оценки, которые должны не только пассивно отражать фактическое состояние, но и способствовать своевременному принятию решений для внесения коррективов в стратегию и тактику хозяйственной деятельности.

 

1.8. Методологические принципы разработки аналитических экономико-математических моделей

Теоретическую основу моделирования составляют принципы. Принцип как исходное положение или руководящее начало регулирует процедурную сторону проводимого исследования или разработки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.