Рефераты. Системный экономический анализ предприятия с целью его финансового оздоровления

Ø     изучение интенсивности и формы связи экономических показателей;

Ø     выявление наиболее информативных синтетических показателей;

Ø     прогноз основных тенденций в финансовом состоянии;

Ø     сравнение с другими предприятиями

Ø     разработка мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов и др.

 

1.4.         Экономические величины и показатели.

 

Предмет экономического анализа – вход – экономическая величина. Понятие экономической величины является основным для экономического анализа.

Экономическими величинами являются стоимость, рентабельность, уровень организации, работоспособность структуры, эффективность деятельности и т.д.

Экономические величины обладают целым рядом особенностей, которые необходимо учитывать в процессе экономического анализа.

Экономические явления отличаются большой разнородностью, что накладывает определенные ограничения на возможность их сравнения и анализа. Проблемы однородности (разнородности) возникают также при выборе определений и взаимоувязке единиц измерений, обобщении измеренных значений и получении результатов измерений, сравнении полученных результатов и т.д.

Величины разделяются на аддитивные и неаддитивные, экстенсивные и интенсивные, метрические и неметрические.

Величина аддитивна, если на множестве объектов измерения ей может быть придан смысл операции сложения. К экстенсивным относят величины, для которых выполняется принцип аддитивности. Величины, которые можно измерить в интервальных шкалах – метрические величины. Неметрические величины – неаддитивны.

Многие экономические величины являются неаддитивными. В частности, такие свойства экономических объектов, как эффективность, организованность, потенциал являются эмерджентными, поэтому соответствующие экономические величины неаддитивны.

Еще одним важным признаком разделения величин является их наблюдаемость. Непосредственно наблюдаемые, «скрытые» свойства называются латентными. Измерение такой величины может быть только косвенным на основе измерения других величин, называющихся в этом случае индикаторами.

Важная особенность экономических величин – нормативность. Нормативность предполагает, что общество выработало определенную позицию относительно желаемого направления развития экономической величины. Нормативность – специфическая черта экономического анализа. Она обусловлена целенаправленностью в использовании результатов анализа и результатов принятия решений.

Для проведения экономического анализа исследуемые величины должны быть определенны качественно и количественно. В процессе экономического анализа определение экономической величины проходит следующие стадии:

1)                      концептуализация – качественное теоретическое описание сущности определяемого свойства (величины);

2)                      формализация – установление количественных параметров, определяющих анализируемую величину, а также наличия и формы логических и формальных зависимостей между ними;

3)                      операционализация – указание способов идентификации, измерения, конструирования, моделирования и анализа отображаемой в понятии величины.

Средством перевода качественных переводов определений на язык количественных представлений служат экономические показатели. Понятие «показатель» не имеет однозначного толкования. Можно выделить три направления в понимании показателя:

o       первое связанно с отождествлением показателя и индикатора. Под индикатором понимаются объекты или явления, объективно существующие, наблюдаемые, выбираемые исследователем, на основании которых судят о других объектах, их свойствах, характеристиках, состояниях.

o       Второе: под показателем понимают инструмент исследования, в качестве которого выступает специально конструируемая модель, предназначенная для измерения исследуемых объектов и их свойств.

o       Третье: показатели – это числа, являющиеся результатом исследования, характеризующие ту или иную особенность общественных явлений.

Результаты измерения и анализа обусловлены не только спецификой экономической величины, но и моделью отношений, зафиксированной в показателях; их экономической интерпретацией; выбором основных и производственных величин и отношением между ними; размеренностью величин; а также условиями измерения.

 

1.5.   Сравнение в экономическом анализе.

 

         Основным приемом экономического анализа выступает сравнение. Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходств и различий между ними.

         Предмет сравнения – измеренные значения экономических величин. Исходные данные и исчисляемые на их основе показатели должны быть сравнимы. Без сравнимости показателей не может быть гарантированна правильность решений, принимаемых на их основе.

         Причинами несравнимости показателей могут выступать:

Ø     различия в закономерностях развития исследуемых явлений;

Ø     различия условий, в которых находятся исследуемые явления;

Ø     различия в методах сбора и обработки информации;

Ø     различия в методах исчисления статистических показателей;

Ø     различия в структуре исследуемых объектов;

Ø     разные степени развития исследуемых объектов;

Ø     различие в единицах измерения;

Ø     различие в используемых в расчетах ценах;

Ø     различие территорий, на которых находятся объекты;

Ø     данные относятся к разным периодам или моментам времени;

Ø     неудачный выбор базы для сравнения и т.д.

Сравнимые величины – это прежде всего однородные величины. Одна из важнейших проблем и задач экономического анализа состоит в выявлении качественной однородности исследуемых объектов и их свойств, которая обеспечивает их количественную сравнимость. Однородные показатели – это показатели, имеющие одинаковые назначение, форму выражения, размеренность, тип шкалы, отображающие однородные экономические величины.

Кроме разнородности величин и показателей причиной несравнимости может стать влияние внешних факторов как экономического, так и неэкономического характера. В этих случаях для проведения сравнения необходимо исключать влияние выявленных факторов путем корректировок, таких как пересчет оборотов в одинаковые цены и пр.

Сравнение объектов возможно путем построения модели в виде обобщающего (интегрального) показателя, включающего в себя показатели, описывающие отдельные аспекты состояния и поведения объекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.