Рефераты. Шпаргалка к госэкзамену (экономическая специальность) 2002г.

1. командный метод. Используются механизмы: а) административные – приказ, распоряжение, указание и т.д. б) нормативные – законы, положения, инструкции. в) экономические – процент выплаченной прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху, г) социально-психологические – выговор, награждение грамотой, благодарность.. при этом методе управления отношения между субъектом и объектом как власти и подчинения.  Достоинства 1. обеспечивает единство воли руководства в достижении цели, 2 требует крупных материальных затрат, 3 в малых организациях быстрая реакция на изменение внешней среды. Недостатки 1 подавляется творческая инициатива, 2 отсутствуют действенные стимулы труда, 3 в крупных организациях – обюрокрачивается аппарат управления требуется большая система контроля.

2. экономический. Механизмы – договорной процент отчисленной прибыли, договорная цена продукта, договорная заработная плата, материальные санкции, предусмотренные договором. Отношения договорные – товарно-денежные. Свобода субъекта и объекта, достаточная для реализации их интересов. Выполнение договорных обязательств. Достоинства стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал, на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки – неудовлетворенны многие потребности лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

3. социально-психологический метод. Механизмы договорные – убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед работниками. Нет материальной основы. Условия реализации – одна  из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его. Достоинства -  включаются механизмы трудовой мотивации (нематериальные потребности), практически не требуются материальные затраты. Недостатки – не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей, трудно прогнозируются результаты.








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Мотивация как функция управления. Способы воздействия на подчиненных.

Стимул-  внешний раздражитель, склоняющий к действию. Мотив- внутренняя психологическая причина, определяющая выбор направленности поведения, социально-психологическая причина, которая тормозит или раскручивает поведение человека.

Мотивация: 1 внутренняя психологическая установка человека на действие с определенной активностью или бездействие. 2 в смысле стимулирования – настраивать работников на эффективную деятельность. Мотивации: давать работнику возможность удовлетворять свои экономические потребности за счет достижения целей организации.

Два способа мотивации 1 принуждение – нет сильной мотивации, провоцируется агрессивность. 2 побуждение - позволяет вызвать мощную мотивацию к желаемым действиям.

Внешняя мотивация – создана за счет внешних стимулов. Внутренняя мотивация – человек настроен на труд, считая что иначе нельзя. Ожидание – личный прогноз развития событий. Какие усилия затрачу, то и получу. Менеджер должен укрепить уверенность работника,  учитывать его ожидание.

Групповая мотивация. Групповой дух подчиняется преобладающим групповым интересам. В зависимости от удовлетворенности группового сознания в коллективе преобладают групповые и индивидуальные мотивы поведения, что соответствует сплоченности или не сплоченности группы.  «Коллектив-команда» - когда гармония общих и индивидуальных мотивов, а на основе их ассимиляция (проблемы коллектива- это личные проблемы).

Способы формирования группового сознания – 1 вера в цель, 2 доверие членов друг другу, 3 оптимальный стиль руководства, 4 участие в управлении. Оценка рабочим трудовой ситуации. Оценка ситуации – высокая удовлетворенность трудовой ситуацией – стремление сохранить ситуацию (если неудовлетворенность, то стремление изменить). Для эффективности мотивации надо: 1 искать неудовлетворенность трудовой ситуацией, 2 создавать стимулы к работе. Дилемма, что поощрять – старания или результат. Старания нужны, но оцениваются субъективно, а результат важен и объективен. Результат нужно вознаграждать, старания поощрять. Россия: вознаграждать материально, поощрять – морально.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Разновидности стилей руководства: командно-административный, демократический, пассивно-либеральный.

Стиль руководства – форма, модели, правила, приемы (когда руководитель решает вопрос о выборе системы методов управления). Методы и стиль связаны между собой как содержание и форма. Метод отчасти влияет на стиль, а стиль изменяет результаты метода. Плохой стиль губит хороший метод.

Три типа стиля руководства. 1 авторитарный. Характерные черты- преимущественное использование командных методов, ориентация на задачу или на себя; централизация полномочий; подавление инициативы; жесткий контроль; высокое мнение о себе; навязывание своей воли; устранение неугодных; нетерпимость к критике; грубость, нетактичность, невыдержанность. Достоинства: обеспечивает точность, оперативность выполнения команд. Недостатки: подавляет инициативы, не создает эффективных стимулов к труду, недовольство персонала отношением к нему. 2 демократический стиль руководства. Основные черты: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, поощрение инициативы, адекватность самооценки, полное информирование, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость. Недостатки: активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации. Достоинств может и не быть если исполнители не хотят или не могут работать творчески. 3 пассивный стиль: бессистемность в применении методов управления; ориентация на себя; не использование полномочий; самотек дел; бесконтрольность подчиненных; уход от принятия решений; бессистемность стимулирования; безразличие к критике, отсутствие заботы о персонале. Достоинства – абсолютная свобода исполнителей. Недостатки – те же что и достоинства. 4 либеральный (пассивный + демократический). Упор на социально- психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, поощрение инициативы, адекватность самооценки, полное информирование, высокая нравственность, широкая гласность , предпочтение поощрениям, забота помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность вежливость. Достоинства – создание условий для творческой инициативы, мобилизируются резервы. Недостатки – активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Сущность и задачи контроля в системе управления. Принципы эффективного контроля.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Этапы контроля: 1 установка параметров подлежащих контролю. 2 измерение параметров организации.      3 обработка проведенных измерений. 4 анализ результатов и внесение корректировок в работу.

Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней так и внешней. Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Контроль необходим для поддержания успеха. Контроль эффективен тогда когда всеобъемлем.

Характеристики эффективного контроля. 1 стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержания их. 2 ориентация на результаты. Конечная цель контроля – решить задачи, стоящие перед организацией, т.е. контроль эффективен тогда, когда организация фактически достигает поставленных целей. 3 соответствие делу, т.е. должен соответствовать виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. 4 своевременность контроля заключается в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, и во временном интервале (точно вовремя). 5 гибкость контроля. Контроль, как и планы должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. 6 простата контроля. Наиболее эффективный контроля – простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Большая экономия и меньше затраты (меньше целей). Сложность ведет к беспорядку. 7 экономичность контроля. Контроль должен стоить меньше, чем он дает для достижения целей. 8 к контролю необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший контроль – самоконтроль. Для того чтобы повысить надежность контроля, необходимо расширять границы полномочий персонала.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Маркетинговая деятельность предприятия. Формирование стратегии конкуренции.

Маркетинговая служба занимается расчетом: -доли предприятия на рынке,  -- его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия предполагает проведение оценки конкурентоспособности основных видов продукции и оценки эффективности использования всех видов ресурсов. Отдел выясняет основные тенденции изменения структуры постоянных клиентов предприятия, прогнозируя их платежеспособность на ближайший период. Занимается ассортиментной политикой, а в частности выявляются те виды инноваций, которые пока не могут быть реализованы на предприятие, как и те которые реализуются на предприятии. Отдел маркетинга занимается пред и послепродажным обслуживанием клиентов. Анализ затрат на сервисное обслуживание. Отдел маркетинга занимается анализом системы сбыта, рекламы и прдвижения товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе организации маркетинга. Должно быть эффективное функционирования службы сбыта, творчески организована реклама и продвижение товаров и услуг. Оценка эффективности сбыта, рекламы и продвижения товаров делается на основе корреляции прибыли от затрат на рекламу, сбыт, продвижение.

Процесс выбора стратегии конкуренции состоит из 3-х этапов. 1 разработка. Разработка стратегии позволяет достичь поставленных целей. Причем количество стратегий должно быть больше. 2 доводка. Стратегия дорабатывается до уровня адекватного целям развития предприятия и формируется общая стратегия.3 оценка. Анализ альтернативы в рамках выбранной стратегии. Происходит накопление общей стратегии с конкретным содержанием.

Классификация стратегий. 1 глобальные а) минимизация издержек (устанавливается оптимальный объем производства), б) фокусирование (обслуживание узкого сегмента потребителей), в) дифференциация (большая номенклатура товара 1-го функционального назначения и обслуживается большое количество потребителей), г) инновации (создание новых товаров, технологий, высокий риск, сверх прибыль), д) оперативное реагирование (на изменения во внешней среде, подделка продукции других фирм). 2 портфельные а) диверсификации (создание совместных предприятий, приобретение предприятий, создание предприятий с нуля), б) несвязанной диверсификации (различной отрасли предприятия), в) откачка капитала и ликвидация (продажа, ликвидация, банкротство), г) изменение курса и реструктуризация (установление прибыльности в убыточных сферах), д) международная диверсификация (на множестве национальных рынков). 3 функциональные а) наступательные и оборонительные (фактор внезапности при наступлении), б) вертикальной интеграции (внедрение предприятия на рынок поставщиков или посредничество, в) отраслевого лидера, г) для слабых организаций в состоянии кризиса.

По 4-м признакам классифицируют стратегии: 1) уровень принятия решения, 2) стадии жизненного цикла, 3) относительная сила отраслевой позиции, 4) степень агрессивности фирмы в конкурентной борьбе.


 

 

 

 

 

 

26. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Система контроля с обратной связью.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Существуют следующие виды контроля: 1 предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Основные средства осуществления предварительного контроля – реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется в трех областях по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. 2текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом являются подчиненные сотрудники. Заключительный контроль. Он основывается на обратной связи. Управляющие системы в организации имеют разомкнутую обратную связь, т.е. руководящий работник являющийся по отношению к системе внешним элементом может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы и характер ее работы.


6. Коммуникации в системе управления: элементы и этапы коммуникационного процесса.

Коммуникации- передача информации от одного субъекта к другому (личности группы). Межличностная коммуникация. Модель коммуникационного процесса.

отправитель          формулировка значения                 носитель послания           форма послания             послание                передача

канал             приемы               воспроизводство послания             интерпретация послания                оценка послания                принятие значения                     получатель

Коммуникационная сеть—соединяет определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью инфопотоков                           

Начальник


Коллега               руководитель группы                 коллега

Коллега            начальник                              Подчиненный

Коллега             подчиненный

     Существует вертикаль, горизонталь, и диогналь связи. Вертикаль: связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненному. Горизонталь: между равными уровнями индивидов (частями организации). Внешняя связь: поставщики, потребители, конкуренты. Коммуникационный стиль – способ спомощью которого индивид предпочитает строить комуникационное взаимодействие с др.. невербальная коммуникация-информация посылается отправителем без слов – эмоции участника коммуникационного процесса. 37% - тональность голоса, 55% - выражение лица.

         











3. Организация как субъект управления. Понятие организации. Формальные и неформальные организации, их зависимость от внешней среды.

14. Структура бизнес-плана, характеристика основных разделов.

Бизнес-план. резюме. 1 .План маркетинга (рынки сбыта, спрос, конкуренты). 2. План производства (технологии, оборудование, инструменты, площадь, транспорт, контроль качества). 3. Инвестиционный план (необходимость инвестирования, размер инвестиций, источник инвестиций). 4. Организационный план (организационная структура управления, расходы на аппарат управления, должностные лица).5. Юридический план (организационно правовая форма, документы: устав, лицензии, патент). 6. Финансовый план (ликвидность, рентабельность и др.). оценка рисков деятельности.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.