Рефераты. Россия на пути антиустойчивого развития?

— изменение экспортной политики в направлении сокращения
удельного веса в экспорте первичных природных ресурсов при увеличении удельного веса высокотехнологичной наукоемкой продукции, товаров с высокой долей добавленной стоимости и т.д.

Важнейшим направлением перехода к устойчивому экономичес­кому росту должна стать экологосбалансированная структурно тех­нологическая перестройка экономики с целью эффективного ресур­сосбережения, снижения уровня загрязнения окружающей среды. Суть такой реструктуризации экономики состоит в опережающих темпах развития на современной технологической базе всех производств в природно продуктовой вертикали (цепочке), связанных с преобразо­ванием природного вещества и получением на его основе конечного продукта ("послеприродные стадии"), по сравнению с природоэксп луатирующими сырьевыми отраслями. В целом она позволит суще­ственно снизить природоемкость производимой продукции и услуг и уменьшить нагрузку на окружающую среду, сократить общую по­требность в природных ресурсах.

С учетом опыта развитых стран природоемкость в нашей стра­не можно снизить как минимум в 2 — 3 раза. Для России уменьше­ние показателей природоемкости на макроуровне явится важным свидетельством начала перехода от сформировавшегося техноген­ного типа экономического развития к более устойчивому. Структур­но технологическая рационализация экономики даст возможность высвободить 30 — 50% неэффективно используемых природных ре­сурсов при увеличении конечных результатов, существенном сни­жении уровня загрязнения. Можно значительно сократить добычу и площади разработок энергетических ресурсов, полезных ископа­емых, территории обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, вырубку леса и т.д. за счет улучшения использования и углубления переработки природных и сырьевых ресурсов и существенно повы­сить уровень благосостояния населения. Так, в соответствии с Энер­гетической программой России (1997 г.) на основе распростране­ния достаточно простых энергосберегающих технологий в промышленности, жилищно-коммунальном секторе, на транспорте и пр. можно сберечь 40 — 50% потребляемой сейчас энергии.

Мировой опыт свидетельствует о значительной экономии первич­ных природных ресурсов, снижении природоемкости в результате ре­сурсосберегающей структурной перестройки и технологических изме­нений. В большинстве стран ОЭСР расход энергии на единицу ВВП, потребление на душу населения таких базовых материалов, как сталь, дерево, медь, стабилизировались, а в некоторых странах даже снизились при повышении эффективности конечных экономических результа­тов. Так, в 1970 — 1990 гг. энергоемкость промышленной продукции стран членов ОЭСР уменьшилась на 35%. Некоторые страны при быстром экономическом росте практически не увеличили потребление энергии в последние 20 — 30 лет. Например, в Дании при общем сокращении потребления энергии по сравнению с 1970 г. ВНП возрос в 1,5 раза.

Таким образом, для уменьшения нагрузки на окружающую сре­ду, снижения показателей природоемкости необходимы технологи­ческие изменения, осуществление технологического "скачка", рекон­струкция экономики на базе наукоемких, ресурсосберегающих техно­логий. На этом направлении имеются огромные резервы. В докладе Римскому клубу "Фактор четыре" ("Factor Four", 1997)[6] показано, как можно увеличить производство вдвое при сокращении наполо­вину объемов привлекаемых ресурсов. По имеющимся оценкам, мож­но снизить мировое потребление энергии в 2 раза при современной промышленной инфраструктуре, а в условиях новой инфраструктуры, базирующейся на имеющихся технологиях, — на 90%. Для России это означает, что, например, потребление энергии может быть сокра­щено в 3 — 6 раз на основе традиционных (даже не новейших) запад­ных технологий при росте конечных результатов.

Для снижения природоемкости конструктивным представляется подход "наилучшей имеющейся технологии" (best available technology), задающий высокие научно технические стандарты для используемого оборудования. Сейчас этот подход широко используется в развитых странах. Например, в США и Англии власти задают такие стандарты путем выбора наиболее совершенной технологии, которая коммерчески приемлема, легко контролируется и имеет разумную цену. Снижению удельных затрат природных ресурсов и загрязнений на единицу ко­нечной продукции также будет способствовать широкое распростране­ние международных стандартов ISO 14000 по управлению качеством окружающей среды и ISO 9000 по управлению качеством продукции.

Существенную роль в переходе к устойчивому развитию, прове­дении структурно технологических изменений играют рыночные ме­ханизмы. Речь идет о создании эффективных косвенных и прямых экономических инструментов и регуляторов для развития эколого-адаптированных видов деятельности, предпринимательства, привле­чения инвестиций. Следовательно, должны быть сформированы бо­лее благоприятные по сравнению с природоэксплуатирующей деятельностью условия для развития ресурсосберегающих предприятий в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфра­структуре. Государство должно проводить эффективную селектив­ную экономическую политику для изменения структуры инвестиций как в отдельные сектора экономики, так и внутри них на основе макроэкономического регулирования, индикативного планирования с помощью налоговых инструментов, льгот, кредитов, субсидий, тамо­женных тарифов, платежей и пр.

Экологическая реструктуризация налоговой системы

В реструктуризации налоговой системы в рамках всей экономи­ки можно выделить два важных аспекта: увеличение удельного веса "природных" налогов и создание налоговых стимулов для рацио­нального использования и экономии природных ресурсов, а также снижения уровня загрязнения. Необходимо изменить пропорции и повысить долю налогов природоэксплуатирущего сектора экономики в общей их сумме. Такая мера будет способствовать адекватному от­ражению роли огромного природного потенциала в российской эко­номике, более рациональному использованию природных ресурсов, изъ­ятию природной ренты в пользу общества.

Идущая сейчас в стране в научной и политической сферах ожив­ленная дискуссия о сверхприбылях природоэксплуатирующих ком­паний, природной ренте, необходимости изменения пропорций в рас­пределении сверхдоходов между компаниями и государством сви­детельствует о "перезревшей" актуальности этих проблем. В частно­сти, президент РФ отметил возможность дополнительного изъятия 30% сверхприбыли у сырьевых гигантов в пользу государства, что составило бы 3 млрд. долл.[7] В России сверхприбыль делится между государством и добывающими компаниями в соотношении 50:50, тогда как в мире до 80% такого дохода идет государству.

Современные системы налогов в мире и в России сосредоточе­ны прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, с до­бавленной стоимости и пр., то есть основной упор делается на труд и капитал. По оценкам академика Д. Львова, прямо и косвенно только на труд приходится около 70% бюджетных поступлений. При сохра­нении общей суммы налогов (фискальная нейтральность) целесооб­разно изменить пропорции в сторону увеличения удельного веса на­логов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за пра­во пользования природными ресурсами, "зеленых" налогов, налогов на экологически неблагоприятную деятельность, приводящую к за­грязнению окружающей среды. В мире для изъятия сверхдоходов у сырьевых структур используются дифференцированные налоги на добычу полезных ископаемых и регулирование экспортной пошли­ны, доказавшие свою эффективность.

Экологизация налоговой системы должна способствовать прове­дению рассмотренной выше структурно технологической политики, в частности, переносу центра тяжести с использования первичных при­родных материалов на применение вторичных рециклируемых мате­риалов и отходов. Это приведет не только к снижению экологической деградации, но и повышению занятости, так как утилизация и рецик­лирование — более трудоемкие технологии по сравнению с добычей природных ресурсов.

Принципы экологической реструктуризации налоговой системы получают все большее распространение в мире. Здесь пионерами яв­ляются европейские страны, девять из которых снизили налоги на личный доход и зарплату, повысив налоги на экологически деструк­тивную деятельность (см. табл. 4).

Таблица     4

Экологическая реструктуризация налоговых систем в некоторых европейских странах

 

Страна,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.