— изменение экспортной политики в направлении сокращения удельного веса в экспорте первичных природных ресурсов при увеличении удельного веса высокотехнологичной наукоемкой продукции, товаров с высокой долей добавленной стоимости и т.д.
Важнейшим направлением перехода к устойчивому экономическому росту должна стать экологосбалансированная структурно технологическая перестройка экономики с целью эффективного ресурсосбережения, снижения уровня загрязнения окружающей среды. Суть такой реструктуризации экономики состоит в опережающих темпах развития на современной технологической базе всех производств в природно продуктовой вертикали (цепочке), связанных с преобразованием природного вещества и получением на его основе конечного продукта ("послеприродные стадии"), по сравнению с природоэксп луатирующими сырьевыми отраслями. В целом она позволит существенно снизить природоемкость производимой продукции и услуг и уменьшить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах.
С учетом опыта развитых стран природоемкость в нашей стране можно снизить как минимум в 2 — 3 раза. Для России уменьшение показателей природоемкости на макроуровне явится важным свидетельством начала перехода от сформировавшегося техногенного типа экономического развития к более устойчивому. Структурно технологическая рационализация экономики даст возможность высвободить 30 — 50% неэффективно используемых природных ресурсов при увеличении конечных результатов, существенном снижении уровня загрязнения. Можно значительно сократить добычу и площади разработок энергетических ресурсов, полезных ископаемых, территории обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, вырубку леса и т.д. за счет улучшения использования и углубления переработки природных и сырьевых ресурсов и существенно повысить уровень благосостояния населения. Так, в соответствии с Энергетической программой России (1997 г.) на основе распространения достаточно простых энергосберегающих технологий в промышленности, жилищно-коммунальном секторе, на транспорте и пр. можно сберечь 40 — 50% потребляемой сейчас энергии.
Мировой опыт свидетельствует о значительной экономии первичных природных ресурсов, снижении природоемкости в результате ресурсосберегающей структурной перестройки и технологических изменений. В большинстве стран ОЭСР расход энергии на единицу ВВП, потребление на душу населения таких базовых материалов, как сталь, дерево, медь, стабилизировались, а в некоторых странах даже снизились при повышении эффективности конечных экономических результатов. Так, в 1970 — 1990 гг. энергоемкость промышленной продукции стран членов ОЭСР уменьшилась на 35%. Некоторые страны при быстром экономическом росте практически не увеличили потребление энергии в последние 20 — 30 лет. Например, в Дании при общем сокращении потребления энергии по сравнению с 1970 г. ВНП возрос в 1,5 раза.
Таким образом, для уменьшения нагрузки на окружающую среду, снижения показателей природоемкости необходимы технологические изменения, осуществление технологического "скачка", реконструкция экономики на базе наукоемких, ресурсосберегающих технологий. На этом направлении имеются огромные резервы. В докладе Римскому клубу "Фактор четыре" ("Factor Four", 1997)[6] показано, как можно увеличить производство вдвое при сокращении наполовину объемов привлекаемых ресурсов. По имеющимся оценкам, можно снизить мировое потребление энергии в 2 раза при современной промышленной инфраструктуре, а в условиях новой инфраструктуры, базирующейся на имеющихся технологиях, — на 90%. Для России это означает, что, например, потребление энергии может быть сокращено в 3 — 6 раз на основе традиционных (даже не новейших) западных технологий при росте конечных результатов.
Для снижения природоемкости конструктивным представляется подход "наилучшей имеющейся технологии" (best available technology), задающий высокие научно технические стандарты для используемого оборудования. Сейчас этот подход широко используется в развитых странах. Например, в США и Англии власти задают такие стандарты путем выбора наиболее совершенной технологии, которая коммерчески приемлема, легко контролируется и имеет разумную цену. Снижению удельных затрат природных ресурсов и загрязнений на единицу конечной продукции также будет способствовать широкое распространение международных стандартов ISO 14000 по управлению качеством окружающей среды и ISO 9000 по управлению качеством продукции.
Существенную роль в переходе к устойчивому развитию, проведении структурно технологических изменений играют рыночные механизмы. Речь идет о создании эффективных косвенных и прямых экономических инструментов и регуляторов для развития эколого-адаптированных видов деятельности, предпринимательства, привлечения инвестиций. Следовательно, должны быть сформированы более благоприятные по сравнению с природоэксплуатирующей деятельностью условия для развития ресурсосберегающих предприятий в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфраструктуре. Государство должно проводить эффективную селективную экономическую политику для изменения структуры инвестиций как в отдельные сектора экономики, так и внутри них на основе макроэкономического регулирования, индикативного планирования с помощью налоговых инструментов, льгот, кредитов, субсидий, таможенных тарифов, платежей и пр.
Экологическая реструктуризация налоговой системы
В реструктуризации налоговой системы в рамках всей экономики можно выделить два важных аспекта: увеличение удельного веса "природных" налогов и создание налоговых стимулов для рационального использования и экономии природных ресурсов, а также снижения уровня загрязнения. Необходимо изменить пропорции и повысить долю налогов природоэксплуатирущего сектора экономики в общей их сумме. Такая мера будет способствовать адекватному отражению роли огромного природного потенциала в российской экономике, более рациональному использованию природных ресурсов, изъятию природной ренты в пользу общества.
Идущая сейчас в стране в научной и политической сферах оживленная дискуссия о сверхприбылях природоэксплуатирующих компаний, природной ренте, необходимости изменения пропорций в распределении сверхдоходов между компаниями и государством свидетельствует о "перезревшей" актуальности этих проблем. В частности, президент РФ отметил возможность дополнительного изъятия 30% сверхприбыли у сырьевых гигантов в пользу государства, что составило бы 3 млрд. долл.[7] В России сверхприбыль делится между государством и добывающими компаниями в соотношении 50:50, тогда как в мире до 80% такого дохода идет государству.
Современные системы налогов в мире и в России сосредоточены прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, с добавленной стоимости и пр., то есть основной упор делается на труд и капитал. По оценкам академика Д. Львова, прямо и косвенно только на труд приходится около 70% бюджетных поступлений. При сохранении общей суммы налогов (фискальная нейтральность) целесообразно изменить пропорции в сторону увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами, "зеленых" налогов, налогов на экологически неблагоприятную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды. В мире для изъятия сверхдоходов у сырьевых структур используются дифференцированные налоги на добычу полезных ископаемых и регулирование экспортной пошлины, доказавшие свою эффективность.
Экологизация налоговой системы должна способствовать проведению рассмотренной выше структурно технологической политики, в частности, переносу центра тяжести с использования первичных природных материалов на применение вторичных рециклируемых материалов и отходов. Это приведет не только к снижению экологической деградации, но и повышению занятости, так как утилизация и рециклирование — более трудоемкие технологии по сравнению с добычей природных ресурсов.
Принципы экологической реструктуризации налоговой системы получают все большее распространение в мире. Здесь пионерами являются европейские страны, девять из которых снизили налоги на личный доход и зарплату, повысив налоги на экологически деструктивную деятельность (см. табл. 4).
Таблица 4
Экологическая реструктуризация налоговых систем в некоторых европейских странах
Страна,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8