§ Недостаток оборотных средств;
§ Нехватка производственных площадей. Пример: МП «Элин» занимается пошивом модельной одежды. По словам руководителя этой фирмы, все попытки приобрести простаивающую производственную площадь безуспешны вследствие пассивности и элементарного нежелания помочь ответственных работников муниципалитета.
§ Крайне высокая арендная плата. Пример: за право аренды участка под АЗС площадью 1,072 га мэрия требует оплатить сбор в объеме 3,2 млн рублей (при стоимости АЗС примерно 3 млн и стоимости подготовки земельного участка примерно 0,9 млн руб.) Арендная же плата помещений в центре города достигает 140 рублей за кв.м в месяц.
§ Трудности со сбытом продукции. Рынки сбыта сужаются вследствие обнищания широких масс населения и неплатежеспособности многих предприятий.
§ Недостаток квалифицированных, профессионально подготовленных кадров.
§ Недостаток профессиональных знаний и навыков, особенно в областях маркетинга, финансов, отчетности, составления бизнес-планов.
§ Отсутствие информации о местонахождении различных структур, занимающихся деятельностью по поддержке МП и их возможностях.
§ Очень высокие цены на качественную рекламу. Например, рекламный щит размером 3 на 6 метров обойдется как минимум в 3-4 тысячи рублей, минута в эфире программы «Дорогое удовольствие» стоит 2.800 рублей, стоимость же каждой секунды рекламного ролика составляет 50 рублей.
На данном этапе предприятие достигает в своей деятельности определенных результатов, как то: имеет свое место на рынке, клиентуру, его продукция или услуги пользуются спросом, реализация приносит прибыль, т.е. предприятие растет и развивается. Но и здесь у предпринимателей возникает ряд определенных серьезных проблем.
§ Жесткая конкуренция.
§ Информационный рынок отличается хаотичностью развития, дороговизной и низким качеством (неактуальностью) предоставляемой информации. До сих пор в среде предпринимателей преобладают такие источники информации как личные связи, знакомства, кустарные базы данных по материалам печати и рекламы.
§ Недостаток лекций, семинаров, тренингов, деловых игр для предпринимателей, необходимых для повышения уровня их профессиональных знаний и навыков.
§ Недостаток достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов.
§ Бессистемный характер проверок со стороны контрольно-ревизионных структур: различные органы требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того, чтобы наладить обмен данными.
Можно сделать следующий вывод: без помощи властных структур малые предприятия не смогут работать и развиваться в полную силу, т.к. они находятся под тяжелым прессом вышеописанных проблем, которые сами не в состоянии решить. И власти, заинтересованные в развитии данного сектора экономики, должны создавать структуры, занимающиеся поддержкой МП, чтобы помочь ему в преодолении препятствий, возникающих на пути предпринимателей. Этому и посвящена следующая глава данной дипломной работы.
В Новосибирской области создан ряд организаций, чья деятельность связана с поддержкой малого предпринимательства, а именно:
- Официальное представительство фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,
- Учебно-деловой центр Морозовского проекта,
- МАРП (Межрегиональная Ассоциация Руководителей Предприятий),
- МАСС (Межрегиональная Ассоциация Сибирское Соглашение,
- «Общество развития Новосибирска» и другие организации.
Всего 27 организаций.
Ниже представлено описание трех в перспективе наиболее значимых, по мнению автора, структур, действующих в г. Новосибирске.
Новосибирский Областной Фонд Поддержки Малого Предпринимательства в соответствии с Федеральными законами «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и «О некоммерческих организациях» является некоммерческой организацией в форме государственного учреждения, осуществляющей финансовое обеспечение государственной поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области и не имеющей основной целью своей деятельности извлечение прибыли.
Учредителем НОФПМП является администрация Новосибирской области.
Основной целью деятельности НОФПМП является реализация проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.
Основные задачи НОФПМП:
- Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки МП и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
- Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых, областных и муниципальных программ развития и поддержки МП, проектов в области МП, демонополизации экономики, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
- Поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
- Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.
Для достижения своей основной цели НОФПМП осуществляет следующие функции:
* Является заказчиком областной программы поддержки МП в Новосибирской области;
* Осуществляет финансирование мероприятий областной программы государственной поддержки МП;
* Оказывает финансовую помощь на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении различных программ поддержки МП;
* Предоставляет субъектам МП кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы без приобретения лицензии на ведение банковской деятельности;
* Осуществляет контроль за целевым использованием субъектами МП финансовых средств, выделяемых НОФПМП или получаемых при его содействии, приостанавливает финансирование в случае выявления нарушений субъектами МП целевого использования указанных средств;
* Принимает долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки МП и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
* Взаимодействует с государственными и муниципальными фондами поддержки МП на основе принципов равенства, взаимной экономической заинтересованности и ответственности;
* Осуществляет финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
* Финансирует проведение конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью НОФПМП;
Надзор за деятельностью НОФПМП осуществляет Попечительский совет. В период с 1995 г. по 1.01.99 прошло 18 заседаний Попечительского совета, на которых было рассмотрено для возможного финансирования 72 проекта. По решению ПС были профинансированы:
На возвратной основе – 14 проектов на сумму 8,537 млн. рублей;
На безвозвратной основе – 9 проектов на сумму 2,245 млн. рублей.
Всего 23 проекта на сумму 10,782,5 млн. рублей.
По приоритетным направлениям, определенным в областной программе поддержки малого предпринимательства, выделенные финансовые средства распределились следующим образом:
Оказание социально-бытовых услуг населению – 37%
Производство и переработка с\х продукции – 16%
Развитие инфраструктуры в сфере поддержки МП – 8%
Строительство объектов жилищного назначения – 10%
Производство ТНП – 27%
Производство лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание медицинских услуг – 2%.
Средства на финансирование проектов реально были сформированы из следующих источников:
Ассигнования из Областного бюджета – 91%
Возвратные средства НОФПМП – 9%.
Финансирование проектов на возвратной основе осуществлялось при условиях:
- срок – до 3 лет (в основном, до 1,5лет)
- процентная ставка - 50% учетной ставки рефинансирования ЦБ
- форма предоставления – безналичное перечисление на расчетный счет, оплата стоимости оборудования по представленным счетам
- погашение задолженности:
а) отсрочка выплаты процентов,
б) ежемесячная выплата процентов,
в) возврат основной суммы долга по истечении срока договора, допускается досрочное погашение кредита
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7