Рефераты. Роль местных властей в создании условий для устойчивого развития малого бизнеса

За 9 месяцев 1998 года малыми предприятиями было произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 4,916 млрд. рублей, в том числе по основному виду деятельности - 4,52 млрд. рублей (91,94%).18.1%  областного объема продукции и услуг. Треть этого объема составляет валовой доход предприятий торговли и общественного питания, 20,9% - объем промышленной продукции, 19,77% - объем произведенных строительных работ.

Так, за отчетный период малыми предприятиями в промышленности произведено 9,4% промышленной продукции.

Инвестиции малых предприятий в основной капитал в январе-июне составил 194,5 млн. рублей, из них 70,17% составили инвестиции малых предприятий частной формы собственности. Более половины общего объема инвестиций в основной капитал осуществили предприятия торговли и общественного питания.

Основная доля инвестиций направлена на развитие предприятий торговли и общественного питания – 68,9%. В промышленные предприятия вложено 9,4% общего объема финансовых средств.            

Развитие малого предпринимательства в Новосибирской области способствует решению проблемы занятости, увеличению количества товаров и услуг.

Анализ развития малого предпринимательства Новосибирской области показывает, что потенциал НСО в сфере развития малого предпринимательства далеко не исчерпан. 

Помочь предпринимателям устранить недостатки или минимизировать их последствия и поддержать уже функционирующие малые предприятия - очень важная и актуальная задача для местных властей. Ведь малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку производства с минимумом потерь, вовлечь местные ресурсы для выпуска товаров, создать новые рабочие места, получить государству большие средства в форме налоговых поступлений. И сейчас, в условиях России, находящейся в стадии развития рыночных отношений, именно энергичное развитие сектора МП должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Настоящая работа посвящена описанию роли местных властей в создании условий для устойчивого развития малого бизнеса.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  разработка предложений по повышению эффективности механизмов регулирования деятельности малых предприятий.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: предприятия малого бизнеса.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: деятельность малых предприятий.

Г Л А В А 1. Проблемы МП на разных стадиях развития. 

В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как::

-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

-ускорить научно-технический прогресс;

-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

Но, как выяснилось на депутатских слушаниях Новосибирского Областного Совета по теме "Роль малых предприятий. Меры по их развитию", проведенных в мае 1998 года, представители администрации и сами предприниматели имеют по некоторым вопросам противоположные точки зрения. Оказалось, что местные властные структуры имеют весьма нечеткое представление о том, какими именно видами поддержки заниматься, на выполнении каких именно функций специализироваться.

Для того чтобы комплексы мер по поддержке МП были реальной помощью предпринимателям, необходима точная информация о наиболее важных проблемах в малом бизнесе вообще и на разных этапах его развития. Причем эта информация должна максимально отражать мнения и пожелания самих предпринимателей. Это и должно помочь местным властям концентрировать внимание на самых серьезных моментах, более всего волнующих предпринимателей и вследствие этого мобилизовать все ресурсы для постоянной и полноценной помощи малому бизнесу.

Автором было проведено анкетирование руководителей малых предприятий г. Новосибирска, которые присутствовали на семинаре «Проблемы малого предпринимательства в НСО», проведенном в Новосибирском Областном Совете 18.03.99. Предпринимателям предлагалось заполнить анкету, построенную  автором на базе анкеты, результаты которой были опубликованы в журнале «Предпринимательство в России» №2, 1997г. Анкетирование позволило собрать такие данные, как::

-         оценка  предпринимателями деятельности местных властей;

-         оценка реальной поддержки  МП со стороны властей;

-         выделить наиболее важные проблемы предпринимателей, в том числе на каждой стадии развития;

-         получить информацию о том, что именно предприниматели ждут от местных властных структур;

Анкету заполнили 24 руководителя малых предприятий, чьи фирмы находились в следующих сферах деятельности:

Торговля – 5 респондентов (20,8%),

Производство – 5 респондентов (20,8%),

Оказание социально-бытовых услуг населению – 3 респондента (12,5%),

Научно-техническая сфера – 4 респондента (16,6%),

Образование – 3 респондента (12,5%),

Медицинское обслуживание – 2 респондента (8,3%),

Автоуслуги – 2 респондента (8,3%).

На день заполнения анкеты данные предприятия находились на следующих стадиях развития:

Стадия организации предприятия – 5 респондентов (20,8%),

Стадия старта деятельности – 10 респондентов (41,6%),

Стадия развития и становления предприятия – 9 респондентов (37,5%);

По мнению опрашиваемых,  помощь властных структур в первую очередь необходима в решении следующих проблем:

Чрезмерно высокие налоги – 22 респондента (91,6%),

Несовершенство законодательства –  24 респондента (100%),

Отсутствие финансовой поддержки со стороны властей – 16 респондентов (66,6%),

Невозможность получения кредитов и займов – 11 респондентов (45,8%),

Недостаточность деловой информации – 16 респондентов ( 66,6%),

Приобретение дополнительных профессиональных знаний –  17 респондентов (70,8%),

На первое место по значимости были поставлены следующие проблемы:

Несовершенство законодательства – 24 респондента (100%),

Несовершенство налоговой системы – 24 респондента (100%),

Несовершенство финансово-кредитной системы – 20 респондентов (83,3%),

Безопасность деятельности предприятия – 17 респондентов ( 70,8%),

Основными проблемами, с которыми предприниматели сталкиваются на стадии организации предприятия, являются

Поиск свободной ниши на рынке – 6 респондентов (25%),

Поиск партнеров – 3 респондента (12,5%),

Недостаточность стартового капитала –  11 респондентов (45,8%),

Сложность процесса регистрации предприятия – 16 респондентов (66,6%),

Несовершенство системы лицензирования –  9 респондентов (37,5%),

Несовершенство процедуры сертификации – 5 респондентов (20,8%),

Основные проблемы, возникающие на стадии старта деятельности:

Недостаток оборотных средств – 15 респондентов (62,5%),

Нехватка производственных площадей – 9 респондентов (37,5%),

Высокая арендная плата – 20 респондентов (83,3%),

Трудности со сбытом продукции –  11 респондентов (45,8%),

Недостаток профессионально подготовленных кадров – 18 респондентов (75%),

Недостаток профессиональных знаний и навыков –22 респондента (91,6%),

Отсутствие информации о местонахождении  структур, занимающихся деятельностью по поддержке МП – 16 респондентов (66,6%),

Высокие цены на качественную рекламу – 11 респондентов (45,8%).

В числе наиболее важных проблем стадии развития и становления малого предприятия были названы:

Жесткая конкуренция – 13 респондентов (54,1%),

Неразвитость информационного рынка – 10 респондентов (41,6%),

Недостаток лекций, семинаров для предпринимателей – 16 респондентов (66,6%),

Недостаток информации о правах и полномочиях контролирующих органов – 8 респондентов (33,3%),

Бессистемный характер проверок со стороны контрольно-ревизионных структур – 16 респондентов (66,6%).

Всего лишь 1 респондент обращался за помощью  в НОФПМП.

Повысить свои профессиональные навыки и знания есть необходимость у 22 респондентов (91,6%). В области маркетинга – 19 респондентов (79,1%), финансов – 18 респондентов (75%),  отчетности – 18 респондентов (75%), в составлении бизнес-планов – 16 респондентов (66,6%). Также, в области рекламы – 4 респондента (16,6%), планирования – 3 респондента (12,5%).

16 респондентов (66,6%) оценивают работу местных властных структур с малым бизнесом отрицательно, 4 (16,6%) – скорее отрицательно, чем положительно, а 4 респондента затруднились ответить на этот вопрос.

Опрашиваемые отметили и некоторые положительные моменты в деятельности властных структур, а именно: 2 респондента назвали  проведение семинаров для предпринимателей, 2 респондента отметили выгодность закона об упрощенном налогообложении, согласно которому стоимость патента  равна нулю,  1 респондент – 30% скидку на арендную плату и 1 респондент отметил низкую цену процедуры сертификации.

Самые главные пожелания предпринимателей властным структурам были таковы:

Улучшить законодательную базу – 23 респондента (95,8%), улучшить финансово-кредитную  и налоговую базы – 19 респондентов (79,1%), уделять больше внимания начинающим предпринимателям – 14 респондентов (58,3%), не собирать деньги по любому поводу – 8 респондентов (33,3%), поддерживать производство – 7 респондентов (29,1%).

По результатам анкетирования (образец анкеты прилагается) и опроса предпринимателей г. Новосибирска и изучения необходимых материалов, автору представляется возможным выделить наиболее серьезные проблемы, более всего  волнующие предпринимателей.


Всего выделено 4 группы проблем:

1.      Общие проблемы;

2.      Проблемы фазы организации малого предприятия;

3.      Проблемы стадии старта деятельности;

4.      Проблемы стадии развития и становления предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.