Рефераты. Принципы и формы налоговой политики

            Недискриционная политика - автоматическое увеличение  налоговых поступлений , сокращение госрасходов в период подъема , и наоборот , уменьшение налоговых поступлений и увеличение госрасходов в период спада ,за счет существования стабилизаторов .

            Встроенный стабилизатор - любая мера , которая имеет тенденцию автоматически  увеличивать бюджетный дефицит в период спада и порождать его положительное сальдо в период подъема .

            Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП . В частности , индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений . Более того , по мере роста ЧНП и роста объема закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций , налога с оборота и акцизов . И , аналогично , увеличивается величина налогов на зарплату  по мере того , как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места . Напротив , в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать .

            Как  видим , высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры . Они открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает  ,  что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить переоценки их возможностей . Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания , но не могут им слишком помешать . Поэтому их оправдано дополнять мерами и дискреционной  фискальной политики .

            Не мало важную роль на развитие производства оказывают налоговые льготы , скидки и кредиты . Налоговые льготы предусматривает налоговый минимум , исключение из облагаемой прибыли некоторых видов доходов и расходов налогоплательщиков , частичное или полное освобождение от налогов , отсрочка уплаты налогов , налоговые скидки и кредиты .

            Налоги , будучи особой сферой производственных отношений , являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами , закономерностями развития и отличительными формами проявления . Налоги выражают реально существующие денежные отношения , проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей . Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении . Налоги -не только экономическая категория , но и одновременно финансовая категория .

                  

4. ГЛАВА 3 . 

Налоговая политика России на современном этапе причины кризиса, недостатки, направления реформы.

 

Крушение коммунизма и распад Советского Союза открыли Российской Федерации путь к созданию свободной рыночной экономики . Вместе с новой экономической структурой пришла и  новая , более сложная налоговая система . Если в прошлом каждый трудился на благо государства и все и, казавшееся налогов скорее напоминало часть производственной продукции , предназначавшиеся государству , нынешняя система напоминает ситуацию в западных странах с их налогами на доходы и на добавленную   стоимость . Однако и   при    прежней   и   при    нынешней  системах      налогообложения    в   России

по-прежнему  отсутствуют стимулы к увеличению производства и вслед за ним к повышению уровня жизни .

            Советский Союз представлял не лучшие стимулы к увеличению производства , чем это делает сегодняшняя Россия . Он в этой области полагается на идеологию . В то время как Запад уровень жизни населения за счет экономического роста , Советский Союз находился в застое . По мере того как информация о некоммунистическом образе жизни постепенно просачивалась в Советский Союз и росла нужда в инвестировании накопленного капитала , разочарование в коммунистической системе стало оказывать все возрастающее воздействие и в конце концов привело к краху СССР.

            В Советском Союзе существовал безоговорочный взимавшийся налог , о котором большинство населения вообще не знало и не подозревали о том , что оно его платит .  Рабочие и служащие никогда не осознавали , что из их зарплаты что-то вычитается , а просто получали низкую заработную плату.

 Сейчас наша  экономика  переживает трудный период в своем развитии .  В ее ориентации на рынок , на развертывание товарно-денежных отношений придается исключительное значение формирование финансовой базы государства.  И естественно, переход к рыночным  отношениям требует от государства принципиально иных методов управления.  Среди них немаловажную роль призваны сыграть налоги.

                 В основе налоговой реформы лежит  глубокая  трансформация нашего общества,  преобразование отношений собственности и покоящейся на них социально- экономической структуры в направлении рыночного хозяйства.  Переходный характер современного периода составляет его главную специфику.

             С формальной точки зрения задача представлялась достаточно сложной,  но ясной,  а именно перейти  от  централизованной планируемой экономики (крупное,  узко специализируемое, производство) к экономике рыночного типа. Основные методы этого перехода: разгосударствление и разукрупнение предприятий с включением механизмов конкуренции.

                 Развитие политической ситуации предопределило выбор варианта рыночных реформ по методу "скачка".  Это не могло не сказаться на  управляемости  ходом  преобразований  и обернулось жестоким экономическим кризисом.  Последний,  в свою  очередь , резко обострил социально-политическую обстановку в обществе .

             К невероятным техническим трудностям  реформы  добавились политические  и экономические.  В этих сложных условиях приходится формироваться налоговой системе,  которая все более вовлекается в сферу политических маневров, подвергается опасности превращения в систему пособий и на налоги возлагаются несвойственные им функции .   В итоге размывается  налоговая политика как таковая.

                             Налоговая политика, проводимая сегодня в России, формируется  в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимно связанных мер,  с одной  стороны , направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для  отраслей  и  групп предприятий ,  имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность  рассмотрения  налоговой  политики  в двух аспектах :  с точки зрения  ,  во-первых,  ее  действительного единства и  последовательности  при  реализации  целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых , действенности рычагов и инструментов реализации налоговой  политики  в  нынешних конкретно-экономических условиях.

     Такие цели налоговой политики как сдерживание  инфляционных процессов,  недопущение их взрывного характера , поддержка предпринимательской , производственной и инвестиционной активности , однако, достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда  в  той  или  иной  мере  угнетают  хозяйственную активность и провоцируют спад производства,  а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию  его  роста,  по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного , а вслед за ним - и потребительского ,  что  обязательно ведет к повышению цен.  Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых  и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае ,  если темпы инфляции не превышают 1-1,5%  в месяц.  По мере нарастания  темпов  инфляции  эффективность  регулирующих производство мер косвенного государственного  вмешательства  в экономику снижается.  Складывающаяся  на  этой основе ситуация "стагфляционной ловушки " предопределяет специфические  требования к налоговой политике как единому целому ,  и к отдельным ее инструментам и составляющим.

                 Формируемая в  настоящее  время налоговая система ( совокупность

 предусмотренных настоящим Кодексом налогов ( сборов) принципов , форм и методов их установления , изменения и отмены , уплаты и применения мер по их уплаты , а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства- перечень основных налогов ,  главные принципы построения налоговой базы ,  подход к использованию пропорциональных, прогрессивных и регрессивных налогов и др.) в целом  создает  принципиальную возможность  для выработки единой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета.  Она позволяет потенциально "развести"  стимулирующую  и фискальную функции налогообложения по различным элементам налоговой системы, сконцентрировав нагрузку  по формированию доходной базы бюджета на косвенном обложении,  а стимулирующую - на прямом.  Однако эти  возможности  в настоящее  время  не только не используются ,  но и последовательно ограничиваются.  В рамках налоговой  системы  возникают

неувязки и противоречия , снижающие ее эффективность , которые неадекватно влияют  на  хозяйственную  активность  в  условиях высоких  темпов  инфляции  и  не  позволяют  в полной мере задействовать все заложенные в ней потенции.

             К сожалению,  осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего за  счет усиления  налогового  бремени  предприятий  и населения решить проблему наполнения бюджета.  Такие меры могут принести  успех только в очень ограниченном временном промежутке ( и в условиях развитого рынка! ). В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Незначительная доля частного сектора в экономике,  крайне медленные темпы проведения  приватизации не позволяют включить механизм рыночной  конкуренции.  Вследствие  этого  при  либерализации   цен действительные  ограничения их росту задаются только границами платежеспособного спроса.  В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного  потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя ( включающая в себя его  издержки,  налоги  и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов ) нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкротства.

                 Практика показывает,  что  следствием увеличение ставок и массы изымаемых государством налогов фактически  всегда  является усиление инфляционных тенденций. Увеличение массы налогов либо напрямую приводит к росту цен ( это касается товаров первой необходимости,  спрос  на  которые неэластичен по цене,  а также невзаимозаменяемых  товаров  и  тех,  что   производится предприятиями -   монополистами   ),   либо  через  сокращение вследствие роста цен спроса ( на товары, на которые он эластичен по  цене  )  ведет  к  ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов,  что с позиций всей  экономики  чревато дальнейшим углублением  экономического кризиса и спадом производства. Иногда предприятия стремятся искусственно  удерживать низкие цены на свою продукцию с тем,  чтобы,  таким образом, с одной стороны снизить абсолютную массу  налоговых  платежей  в бюджет, а  с  другой,  путем  создания искусственного дефицита  осуществлять конечную реализацию своих товаров  при  посредничестве теневых  коммерческих  структур.  В результате все равно срабатывает стихийный механизм рынка:  потребитель  оплачивает продукт по рыночной, равновесной цене. В то же время для государства теряется смысл увеличения налогов,  поскольку  основная масса прибыли   присваивается   производителем  и  посредником бесконтрольно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.