Рефераты. Принципы и формы налоговой политики

            5 )    Снижать ставки по основным видам налогов при отмене значительной части налоговых льгот , нередко неэффективных и создающих либо лазейки в законодательстве , либо  неодинаковые экономические условия в различных секторах хозяйства ,  препятствуя тем самым рациональному использованию ресурсов .

            6)     Постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов в целях ликвидации нормативных просчетов , допускающих легальное уклонение от их уплаты .

            7)     Уменьшать число налогов , сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения .

 

 

3. ГЛАВА 2 . 

Налоговая политика , ее теоретические основы .

 

П .1 . Сущность , цели и принципы налоговой политики .

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в  области налогового регулирования ,  направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

                 Налоговая политика как специфическая область человеческой   деятельности относится  к  категории  надстройки.  Между нею и экономическим базисом общества существует тесная  взаимосвязь. С одной стороны , налоговая политика порождается экономическими отношениями ; общество не свободно в выработке и проведении  политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны , возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика ,  как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью:  у нее специфические законы и  логика развития.  В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику,  состояние финансов.  Это влияние может быть  различно:  в  одних случаях посредством проведения

политических мероприятий создаются благоприятные  условия  для развития экономики, в других - оно тормозится.

                 Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее   соответствие   закономерностям  общественного  развития , постоянный учет выводов  финансовой  теории.  Нарушение  этого важнейшего требования  приводит  к  большим потерям в народном хозяйстве.

                 Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование налоговой  политики  и  создание   налоговой системы  происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности ,  ценообразования,  реформированием банковской сферы,  денежно-кредитной

политики и т . п . . Поэтому в любой конкретный временной промежуток  каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных  решений  по другим направлениям реформы.

                На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы : общая экономическая ситуация в стране ,  характеризующаяся темпами роста (падения) производства ; уровень инфляции ; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства ,  находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором .

                 Разрабатывая налоговую  политику,  видимо  полезно  обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой .  В теории и  практике  налогового  регулирования  развитых стран Запада  налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской  концепцией  функциональных  финансов. Согласно  этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса,  который должен удерживаться на уровне , обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и  капитала при сохранении стабильности цен ( при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).  Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и  уменьшением  экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение  государственных  расходов) налоговая  политика  наряду  с  выполнением  регулирующих функций стала средством обеспечения без дефицитности бюджета. В условиях развитой  экономики  эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени ,  ложащегося на производителей  и физических  лиц  ,  а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и  целенаправленного снижения налогов .

            Переход российской экономики на рыночные основы предполагает формирование принципиально иной , нежели это было в условиях административно - командной системы,  налоговой политики . Это ,  однако , отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных моделей , эффективных только в условиях развитого рынка.  Теоретическая база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и  использования налоговых  систем должны быть переосмыслены и адаптированы  к нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и кризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать,  и в немалой степени с помощью налоговой политики.

                 Следует также иметь в виду ,  что  установление  высокого уровня   налогового  изъятия  с  целью  решения  прежде  всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться  основой  налоговой  стратегии  на сколько-нибудь продолжительный период.  Использование принципа формирования налогов от доходной части бюджета с целью достижения его без дефицитности неизбежно ведет к установлению  завышенных  норм  налогообложения . При  этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки и ростом  поступлений  в  бюджет.  Совокупный

уровень  налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер . Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения,  поскольку препятствует  созданию  новых предпринимательских  структур  и  обрекает  на  массовые банкротства уже существующие.  В результате продолжается спад производства,  а значит,  резко сокращаются поступления в бюджет , что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной  стратегии:  иного выхода ,  кроме дополнительной эмиссии денег,  в этих условиях не предвидится.  Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц,  при котором налоги не оказывают угнетающего  воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность,  а также на жизненный уровень населения, одновременно  обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентоспособных предприятий  и  отраслей,  закрепляющей существующую нерациональную структуру производства.  С другой стороны,  необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага,  влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и  стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

                 В основе формирования налоговой политике лежат таким  образом , две взаимно увязанные методологические посылки : использование налоговых платежей  для  формирования  доходной  части бюджетов различных  уровней  и  решение фискальных задач  государства; использование  налогового  инструмента   в   качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности .

                 И если до недавнего времени считалось,  что высокий  уровень  налогов  и  степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют,  как правило,  высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения,  то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада  является  снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц .

            Когда повышаются налоги , чистые доходы граждан снижаются . Каждый в отдельности должен работать больше , чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов . Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того , чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте . Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда , дополнительным увольнениям , росту безработицы . Даже , если иногда складывается впечатление , что работник трудится с большей отдачей , стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов , производительность труда его в действительности снижается ,тормозя экономический рост страны в целом .

 

П. II. Фискальная политика.

Представление о том , что фискальные действия правительства могут иметь важное стабилизирующее воздействие на экономику , стало приобретать все более широкое признание в период “ Великой депрессии “ 30 - х годов .  Кейнсианская теория занятности играла ключевую роль в том , что целительным фискальным мероприятиям придается  такое значение .

            Всем известно ,что первоочередной задачей государственного сектора является стабилизации экономики .

            Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП  к его потенциальному уровню и поддержать низкие стабильные темпы инфляции .

            Такая стабилизация  отчасти реализуется средствами фискальной политики , т. е. через манипулирование государственным бюджетом - расходами и  налогообложением для достижения установленных целей .

            Фундаментальное цель фискальной политики состоит в том , чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию . Во время спада необходимо проводить стимулирующую фискальную политику , т. е. снижение налоговых ставок  или  увеличение госрасходов . Во время проведения стимулирующей фискальной политики мы наблюдаем дефицит бюджета , который компенсируется в период подъема , когда налоговые ставки повышаются , а госрасходы уменьшаются .

Другими словами , если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии .

            И , наоборот если в экономике имеет место вызванная  избыточным спросом инфляция , этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика, которая включает : уменьшение правительственных расходов , или увеличение налогов . Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета , если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией .

            Монетаристы , отвергают дискреционную фискальную политику  . Они  , в силу существования лагов и ошибок прогнозирования , считают , что уровень госрасходов и налогов может меняться без изменений законодательства ( в отличии от кейнсианцев ) . Параметры фискальной политики изменяются автоматически при перемене экономических условий .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.