Рефераты. Организация приграничного сотрудничества

Второй причиной появления институциональных приграничных отноше­ний является транснациональное измерение любой общей проблемы пригра­ничном регионе. Окончательным решением в перспективе станет расширение в соответствии с внутренним законодательством сферы ответственности приграничных сообществ, независимо от местной ответственности суб-го­сударственных образований. Европейские институты также как и прави­тельства государств пытаются разработать новые инструменты сотрудни­чества на международном уровне- инструменты, направленные на признание сферы ответственности, в рамках которой приграничные сообщества смогут устанавливать прямые приграничные отношения и создавать инструменты для сотрудничества между национальными правительствами, где пригранич­ные сообщества играли бы соответствующую роль.

Государствами признается тот факт, что определенные специфические вопросы с четко обозначенными сферами и пределами ответственности, ко­торые хотя и кажутся ''международными’’ или по крайней мере пригранич­ными или транснациональными, могут не подпадать под исключительное ве­дение государства- осуществлять международные отношения, а входить в прямую компетенцию внутригосударственных структур, по крайней мере в случаях правоприменения. Государства, таким образом, берут на себя обязательства посредством международного соглашения, т.е. договора меж­ду государствами, признать, что приграничные сообщества в пределах внутригосударственной законодательной системы поделены компетенцией регулировать отношения непосредственно и, если необходимо, заключать законные сделки с приграничными сообществами, расположенными на терри­тории другого государства, подписавшего соответствующий договор [[7]]. Международные соглашения способствуют перераспределению власти вмеждународных публичных отношениях между центральным правительством и приграничными сообществами.

Однако, пока не видно, чтобы уже существующими соглашениями такая цель была достигнута.

В контексте данного подхода показательны три соглашения: соглаше­ние 1977 года в рамках Северного Совета; Европейская рамочная конвен­ция 1980 года и Бенилюкская конвенция 1986 года.

Европейская рамочная конвенция[7] обусловила появление ряда бо­лее поздних изменений в развитии приграничного сотрудничества, являясь основополагающим документом для возможных форм приграничных отношений.

Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве была подписана в Мадриде 21 мая 1980 года. Она стала завершением упорной ра­боты Совета Европы. Парламентской Ассамблее отводилась роль фундамента нового строения, в котором процесс европейского строительства сыграл бы известную роль в приграничных территориях [[8]].

"Принципы, перечисленные в данном тексте, могут послужить базисом новой доктрины международного права, регулирующего отношения соседей, связанные с пересечением границы, а также разделение ответственности между местными властями[8].

Рамочная конвенция сама по себе не имеет целью охватить все аспекты приграничного сотрудничества, специально подчеркивая, что ее положения” не будут препятствовать договаривающимся сторонам с обоюдного согласия обращаться за помощью к другим формам приграничного сотрудничества [[9]] . В этом случае остается открытой дверь для последующего развития, обеспечивающая успех применения концепции, то есть ратификацию государствами и извлечение из нее пользы приграничными сообществами. Именно так будет решаться воп­рос о ценности данного инструмента.

Первым важным моментом рамочной конвенции является установление связи между приграничным сотрудничеством и всеми отношениями соседей. Во-вторых, положение рамочной конвенции не носит слишком императивного характера. Структура конвенции необычна: состоит из довольно краткого соглашения, практики применения международного договорного права и пе­речня приложений в виде "типовых и рамочных соглашений, статутов (ус­тавов) и контрактов", которые "имеют исключительно рекомендательную, а не договорную ценность” [[10]]. Конвенция вносит ясность в вопрос о том, что каждое государство должно развивать приграничное сотрудничество между территориальными сообществами, и что такое сотрудничество может принимать форму прямых соглашений, заключаемых между этими сообщества­ми под патронажем властных полномочий правительств.

В конвенции различаются две основные формы сотрудничества:

а) согласованные действия и обмен информацией

б) заключение соглашений и договоренностей, включающих установле­ние специфических юридических связей ( ст.2 пор.1).

Конвенция о приграничном сотрудничестве рассматривает Европейские государства как одно целое. Поэтому она должна быть подписана и рати­фицирована всеми новыми государствами - членами Совета Европы, а также государствами со специальным статусом гостя при институтах Совета Ев­ропы.

С подписанием рамочной конвенции были предложены новые типовые соглашения, имеющие статус приложения или протокола к рамочной конвен­ции [[11]].

Рыночные институты всех государств исторически и политически свя­заны и отратифицированы в системе внутренней организации, которая поз­воляет решать повседневные приграничные проблемы на базе.

Задача межрегиональных и межтерриториальных организаций обычно зак­лючается в совместном исследовании приграничными сообществами общих проблем, возникающих из практики, с тем, чтобы выработать согласован­ные решения. В этой связи эти организации не являются специализирован­ными. Такие структуры обычно рассматриваются в качестве рабочих групп или "Еврорегионов".

Данные структуры могут возникать на основе муниципальных и межмуни­ципальных инициатив или инициатив исходящих от региональных и межреги­ональных образований Межмуниципальное движение по организации пригра­ничного сотрудничества включает “Еврорежью” в “Гронау” (Германия), ко­торое с 1973 года объединяет местные власти Голландии и Германии.

По общему правилу, соглашения по образованию этих структур, не вклю­чает в себя преамбулы и декларации принципов, а фокусируют влияние на описание членов организации, ее структур и рабочих процедур. В любом случае, хо­рошо известно, что структура и характерные черты этих органов направле­ны на решение вопросов в основных пяти сферах деятельности, которые либо перечислены при их создании, либо вытекают из действий входящих в их членов. Эти сферы деятельности, присутствующие во всех межрегиональ­ных соглашениях или протоколах, посвященных созданию этих приграничных органов, сводится к следующему;

 - экономика и занятость;

 - транспорт( туризм) и телекоммууникация;

 - культура и образование;

 - вопросы здравоохранения и социального обеспечения;

 - пространственное планирование ;

 - окружающая среда.

Иногда стороны с более специфическими задачами решают вопросы секторального характера, такие как вопросы сельского хозяйства и пище­вой промышленности, исследований и технологических новшеств, энергети­ки и водообеспечения, политики в отношении горных районов и т.д.

Ориентирование исключительно на внутреннее право, или его применение к приграничным отношениям, когда это позволяет законодательство или конституция, по многим причинам, как доказано практикой пригранич­ного сотрудничества, не является адекватными задачами управления этими регионами. Во-первых, задачи таких ассоциаций по определению трансна­циональные. Во-вторых, национальное законодательство весьма редко на­целено на поощрение развития приграничного сотрудничества. Большинство участников приграничного сотрудничества таким образом обращаются к международному праву, может оно представить решение или нет.

При такой ситуации неудивительно, что структуры приграничного сотрудничества, которые получили развитие вдоль границы, в Западной Европе, должны иметь тесные связи с рамочной конвенцией Совета Евро­пы[9]. Хотя некоторые из этих структур существовали задолго до принятия рамочной конвенции , большинство из них появилось именно после подписания Модридской инвестиции, и все такие структуры в большей или меньшей степени ссылаются на нее[10].

Так как ситуация относительно правового веса и сферы решений, принимаемых этими рабочими комитетами, остается достаточно двусмыслен­ной,постоянная конференция местных и региональных органов власти в

1991 году от имени приграничных сообществ приняла резолюцию 227(1991) "О внешних отношениях местных и региональных властей", рекомендующую Комитету министров Совета Европы: "разработать дополнительный прото­кол,расширяющий сферу применения Европейской грамотой конвенции о

приграничном сотрудничестве между территориальными сообществами и властями, и признать:

1) право местных и региональных администраций осуществлять приграничные отношения;

2) в качестве юридических лиц национального законодательства органы приграничного сотрудничества;

3) законность актов этих органов в национальном законодательстве.

2.3. Перспективы приграничного сотрудничества.

Политическое, экономическое и социально-культурное значение приг­раничных регионов непрерывно растет, так как будучи отнюдь не просто периферийными территориями государств, они представляют собой зачатки меняющейся Европы. Кроме всего прочего, они являются камнем преткнове­ния прогресса или стагнации европейского роста. Так как геополитика и интеграция являются двумя ключевыми словами для будущего приграничных регионов Европы, первое, что должно быть сделано- это определение об­щих секторальных перспектив.

Перспективы развития приграничного сотрудничества в контексте ев­ропейского роста систематически описываются как ''благоприятные'', ''глобально позитивные'' или просто ''отличные''. Это развитие состы­куется с общим происходящим курсом европейского строительства, различ­ными процессами приграничной интеграции, способствующими появлению Ев­ропы с регионами. С точки зрения интеграции, происходящие изменения стимулируются, в значительной степени, созданием европейского рынка с 1 января 1993 года, определенным в Едином Акте и созданием с 1 января 1994 года общей европейской экономической зоны, включая 12 и еще 6 государств Европейской Ассоциации Свободной Торговли / ЕАСТ/ - Швейцария является исключением с 1 февраля 1994 года.

Приграничное сотрудничество распространяется по Европе и оно не­обратимо. Результатом распространения приграничного сотрудничества становится возникновение полноценных, многомерных, приграничных реги­онов и практическое исчезновение функций международных границ, которые в будущем будут соединять, а не разделять территории. Приграничные территории повсюду в Европе существуют на договорной, а не конфликтной основе. Необратимость инициатив приграничного сотрудни­чества пополняемых почти везде вдоль европейских границ также гаранти­руются систематическим развитием в Европе институтов разных видов и решений по всей Европе задач, направляемых на усиление приграничного сотрудничества, а также важностью приграничных регионов для государств и для европейских институтов в Брюсселе и Страсбурге, как показателей и символов Европейского союза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.