МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Я.КУПАЛЫ
факультет экономики и управления
кафедра международных экономических отношений
Организация приграничного сотрудничества
Дипломная работа
студента 5 курса
Зданчука В.Н.
Научный руководитель
к.э.н., профессор
Ли Чон Ку
Допущен к защите
“___” ________1997г.
Зав.кафедрой МЭО,
к.э.н., доцент А.Ф.Бодюков
Гродно 1997
Cодержание
Введение..........................................................................................................................
Глава 1. Рамки трансграничного сотрудничества............................
1.1. Исторические аспекты.................................................................................
1.2. Регионы как направляющая сила трансграничного сотрудничества.....................................................................................................................................
1.3. Главные условия сотрудничества......................................................
1.4. Специфические проблемы и направления трансграничного сотрудничества, возникающие в различных “типах” приграничных регионов.............................................................................................................
Глава 2. Опыт организации приграничного сотрудничества в Европе.
2.1. Определение понятия “приграничные регионы” ..........................
2.2. Развитие приграничного сотрудничества......................................
2.3. Перспективы приграничного сотрудничества.............................
Глава 3. Трансграничный союз Еврорегион “Неман” как форма сотрудничества с регионами стран Европейского союза........
3.1. Перспективы отношений Республики Беларусь с Европейским союзом в 1997 году..............................................................................................................
3.2. Создание трансграничного союза Еврорегион “Неман” с участием Гродненской области.................................................................................
3.3. Приоритетные направления трансграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона “Неман” по Гродненской области ..........................
3.4. Программа TACIS по трансграничному сотрудничеству........
Заключение................................................................................................................
Приложение №1. Карта трансграничного союза Еврорегион “Неман”
Приложение №2. Пагадненне аб стварэнні трансгранічнага саюза Еўрарэгіён “Нёман”................................................................................................
Приложение №3. Статут трансгранічнага саюза Еўрарэгіён “Нёман”
Приложение №4. Европейская рамочная конвенция по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ или властей...
Приложение №5. Дополнительный протокол к общей европейской конвенции о межграничном сотрудничестве между сообществами и территориальными властями.......................................................................
Приложение №6. Разъяснительный рапорт к дополнительному протоколу европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве между сообществами и территориальными органами...............................................................................................................................................
Список использованных источников....................................................
Целью данной дипломной работы является систематизация опыта организации приграничного/трансграничного сотрудничества в Европе и определение наиболее эффективной его формы для регионов Республики Беларусь. В работе дана оценка перспектив приграничного сотрудничества в Европе, отношений к вопросам европейской интеграции Республики Беларусь на 1997 год и возможностей привлечения внешней помощи зарубежных государств, международных организаций для реализации совместных проектов в рамках приграничного/трансграничного сотрудничества.
Трансграничное / приграничное сотрудничество это качественно новые контакты приграничных регионов Республики Беларусь с соседними странами, расположенными вдоль западных и северных границ. Целью этого сотрудничества является преодоление стереотипов и преодоление существующих по обе стороны границ проблем, а также ликвидация государственных границ как социального, экономического и культурного барьера. Трансграничное / приграничное сотрудничество это также средство, посредством которого власти регионов либо территориальные органы самоуправления, действуя согласно действующим компетенциям и не нарушая законодательства сотрудничающих стран, объединяют свои силы с целью решения существующих для себя проблем, несмотря на разделение их государственными границами. Цели приграничного сотрудничества, проблемы и основные направления в различных “типах” приграничных регионов определены в первой главе работы
Межрегиональное сотрудничество это более широкая форма сотрудничества, в которой участвуют власти регионов, гмин и городов, не граничащих между собой, лежащих часто в странах, отдаленных друг от друга на тысячи километров. Сотрудничают они используя подобия, сближенную экономическую специфику, инфраструктуру или общие проблемы для их совместного решения. Данное сотрудничество вмещает в себя кроме всего прочего обмен опытом, обучение, продвижение фирм, организацию выставок и ярмарок, обмен экономической информацией, культурное сотрудничество.
Развитие трансграничного/приграничного сотрудничества позволло ускорить демократические перемены, которые произошли в Центральной Европе после 1990 года. Они привели к увеличению значения и самостоятельности локальных и региональных властей, и одновременно облегчили развитие вышеупомянутого сотрудничества. Это означает, что кроме контактов на правительственном уровне, а это в основном деятельность международных смешанных комиссий по экономическому и торговому сотрудничеству, комиссий по пограничным переходам, совместных комиссий по территориальному развитию, более высокое значение начинают принимать контакты между регионами, властями областей, воеводств, уездов. На региональном и локальном уровнях подписываются соглашения о сотрудничестве, давая этим самым возможность интенсификации экономического и культурного развития регионов. Существующий опыт европейских стран подробно рассматривается во второй главе дипломной работы.
Особую форму сотрудничества приграничных территорий составляют сегодня “еврорегионы” (название является неофициальным термином). Сутью взаимодействия в рамках еврорегионов является достижение взаимного общественно - экономического роста, налаживание и развитие близкого сотрудничества между экономическими, научными, культурными и муниципальными институтами регионов. Это служит всестороннему сближению народов и ликвидации существующих предубеждений, созданию и поддержанию “климата”, благоприятствующего партнерскому сотрудничеству и обмену опытом.
Важнейшим юридическим документом, который регулирует международное сотрудничество на региональном и местном уровнях является Европейская рамочная Конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде.
Правительство Республики Беларусь придает особое внимание организации трансграничного / приграничного сотрудничества в рамках создаваемого Еврорегиона “Неман” с участием Гродненской области. Оно рассматривается как один из стабилизирующих факторов, благоприятствующих развитию отношений со странами Европейского Союза и возможным условиям экономического роста в рамках программы социально - экономического развитая Республики Беларусь до 2000 года.
Сегодня ведется активная работа по созданию Еврорегиона “Неман” в составе регионов Беларуси, Литвы, России и Польши. Основные этапы развития работы по созданию еврорегиона излагаются в третьей главе работы.
Организация Еврорегиона “Неман” как неформальной четырехсторонней структуры будет неизмеримо ценным вкладом в общеевропейское дело развития сотрудничества.
Характерной чертой Европейского континента является не только общая культура и история, но и существование большого количества границ.
Большинство исторических процессов, которые берут свое начало в средние века, привели в XIX и XX веках к возникновению различающихся моделей государств, которые преимущественно существуют в настоящее время и ведут самостоятельную политику. Немного было исключений возникновения настоящих границ, таких как границы между Испанией и Португалией, одной из самых древних в Европе. Государственные границы в течение последних трех столетий отделяли регионы и этнические группы. Создавались искусственные барьеры, а боязнь военной агрессии приводила к слабому, немногочисленному заселению приграничных территорий. Экономическая активность, торговля, а вместе с ними и население перемещалось из приграничных территорий в центр государств. Транспортные пути тянулись вдоль границы. Территории с большей плотностью населения, лежащие вблизи границ, а также хорошо развитые промышленные регионы становились причиной политических конфликтов и войн. За немногим исключением европейские приграничные пространства становились территориями слабо развитыми, имеющие недостаточно хорошую транспортную сеть. Природные границы такие как реки, озера, моря и горы дополнительно усиливали существующие барьеры. Политические концепции и амбиции отдельных милитарных блоков сделали границы "непроницаемыми". Отличающаяся политика, реализуемая по разные стороны границы, в особенности в отраслях управления, экономики, культуры и социальных дел, еще сильнее ухудшили ситуацию создавая из государственных границ барьеры разделяющие народы.
Жители приграничных регионов, наиболее вовлекаемые в исторические конфликты, чувствовали к себе боязнь и непонимание. Эти условия не благоприятствовали образованию контактов и открытому сотрудничеству приграничных регионов различных европейских государств.
Трансграничное сотрудничество на приграничных территориях имеет давние традиции. Несмотря на это в некоторых государствах Европы, таких как в Испании, Португалии и Греции, трансграничное сотрудничество могло начать развиваться только в 80-х г., в результате глубоких политических перемен, возникновения демократических систем, а также вхождения в Европейский Союз (ЕС). В странах центральной и восточной Европы аналогичный процесс начался в 1989г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12