|
Проблема трансграничного сотрудничества требует совместных усилий регионов граничных стран для успешного преодоления кризисных ситуаций.
Пятый план Европейской Комиссии “К сбалансированности” подчеркнул и признал более широкую ответственность стран членов Европейского Союза направлять и решать трансграничные проблемы в Центральной и Восточной Европе, включая те, которые связаны с водой. Осуществляя это, некоторые страны с экономикой переходного периода, включая Эстонию, Латвию и Литву, подписали Соглашение об ассоциированном статусе с Европейской Комиссией для того, чтобы гармонизировать их законодательство, имея ввиду желание быть действительным членом. Другие, как Беларусь и Российская Федерация, находится в процессе ратификации Соглашений о партнерстве и сотрудничеству с Европейской Комиссией. Особенный акцент должен быть поставлен на гармонизации природоохранных стандартов окружающей среды Программы TACIS и PHARE являются подходящими для управления и охраны трансграничных водоемов и озер как внутри СНГ, так и между СНГ и другими странами.
В рамках Конвенции по охране и использованию трансграничных водоемов и международных озер (Хельсинки, 1992 г.), в дальнейшем “Конвенция ЕЭК по водам”, деятельность находится на пути гормонизирования правовых (регулирующих, административных, экономических, финансовых и технических подходов к предотвращению, контролю и снижению загрязнения вод и укреплению возможности стран исполнять ее условия.
Примеры включают в себя деятельность многосторонних рабочих групп как по контролю загрязнения вод из точечных источников и диффузных источников сельского хозяйства, так и по мониторингу и оценке. Их результат требует теперь внедрения через многосторонние опытные проекты. Конвенция ЕЭК по водам была подписана Эстонией, Латвией, Литвой и Российской Федерацией и ратифицирована пока Эстонией и Российской Федерацией.
В связи с этим необходимо отметить две другие конвенции ЕЭК, которые тоже имеют отношение к проблемам трансграничных вод: Конвенция по оценке воздействий на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, 1991), подписанной Белоруссией и Российской Федерацией, и Конвенцию по трансграничным последствиям промышленных аварий (Хельсинки, 1992г.), подписанный Эстонией, Латвией, Литвой и Российской Федерацией и ратифицированный Российской Федерацией.
Предполагается, для реализации в рамках Еврорегиона “Неман”, литовской стороной проект для межгосударственного PHARE-TACIS проекта с консультационным содействием ЕЭК - “Охрана и управление трансграничных вод между Белоруссией, Латвией, Литвой, Российской Федерацией и Эстонией” позволит оптимально использовать существующие и уже спланированные двусторонние договоры между сторонами.
Межхозяйственное соглашение по охране окружающей среды между Республикой Беларусь и Латвией;
Межправительственное соглашение об охране окружающей среды между Республикой Беларусь и Российской Федерацией;
Межправительственное соглашение о взаимодействии по охране окружающей среды между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством охраны окружающей среды Литовской Республики;
Договор об охране вод между Эстонией и Российской Федерацией;
Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Литовской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписание намечено в 1996г.)
Предполагаемая программа будет иметь связь с действующей программой HELCOM (Хельсинской комиссии по охране окружающей среды Балтийского моря) относительно источников загрязнения на суше с программой по охране окружающей среды для бассейна реки Дунай, национальными программами PHARE-TACIS. Она также будет иметь связь с деятельностью и проектами, субсидируемыми по соглашению между национальными Правительствами и договорами, Международными Финансовыми Организациями (МФО) (Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Организациями Объединенных наций) улучшить управление окружающей средой ( и пр. управление сточными водами) так и с двусторонними проектами содействия предпринятыми сторонами - донорами из Западной Европы. Проект будет создан на опыте и результатах, полученных из действующих проектов, таких как двусторонние проекты между Эстонией и Швецией, Россией и Швецией по мониторингу оценки для Чудского озера, сотрудничеству между Латвией, Литвой, Швецией для бассейна реки Лелупе и проекту между Латвией, Нидерландами и .Аргентиной по охране окружающей среды США, по созданию станции мониторинга своевременного оповещения в Педруе. Другие примеры работы, которые будут приняты во внимание, - это предпроектные исследования Литовского побережья и бассейна реки Неман по западу Северного Инвестиционного Банка, приготовленные Консультационной группой Konsult Water Projects AB “Kruger Consult As”. Она также использует общий Литовско - Американский научно-исследовательский проект по предопределению и влиянию загрязняющих веществ на окружающую среду . Кроме того, она заимствует опыт сотрудничества между Латвией и Литвой по бассейну реки Лелупе, которое субсидируется Швецией. Она также примет во внимание выполняемую работу по обнаружению утечки в Риге, Лиепае и Таллине, которое выполняется Комиссией Европейского Содружества, Программой PHARE и соответствующими Правительствами. В заключение, надо отметить, что Проект Всемирного Банка по охране окружающей среды г.Шауляй, касающийся загрязнений, поступающих из верховья бассейна реки Лелупе находится в подготовительной стадии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.