Предприятие
в процессе своей хозяйственной деятельности может предъявлять к сторонним
организациям следующие виды претензий:
-
к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по
выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних) несоответствиям цен
и тарифов, обусловленных договором или предусмотренных прейскурантом, а также
при выявлении арифметических ошибок, когда завышение цен либо арифметические
ошибки предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того,
как записи по счетам ТМЦ или затрат были совершены;
-
к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим
материалы предприятия, за обнаруженные несоответствия качества стандартам,
техническим условиям, заказу;
-
к поставщикам, транспортным организациям за недостачу груза
в пути сверх норм естественной убыли;
-
за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков,
в суммах, признанных или присужденных арбитражным судом;
-
к учреждениям банков по суммам, ошибочно списанным (перечисленным)
по счетам предприятия;
-
по санкциям (штрафы, пени, неустойки), взыскиваемым с поставщиков,
подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг
за несоблюдение договорных обязательств в размерах, признанных плательщиками
или присужденных арбитражным судом.
Претензию
предъявляют в письменной форме, ее подписывает руководитель предприятия или его
заместитель. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие
предъявленные заявителем требования, или надлежаще заверенные копии, либо
выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны.
Претензия
рассматривается в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен
соглашением сторон, - по требованиям заказчиков и поставщиков. При неполучении
затребованных документов к указанному сроку претензию рассматривают на
основании имеющихся документов. Ответ о результатах рассмотрения претензии дают
в письменной форме. Если в ответе о признании претензии не сообщается о
перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с
отметкой об исполнении (принятии к исполнению), заявитель вправе по истечении
20 дней с момента получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на
списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в
случаях, установленных законодательством, пени за просрочку платежа. При полном
или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа
на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.
Для
учета расчетов по претензиям предусмотрен счет 63 «Расчеты по претензиям», по
дебету которого отражаются возникающие к сторонним организациям претензии, а по
кредиту – поступление платежей в корреспонденции со счетами учета денежных
средств. Суммы, которые, как выяснилось в последствии, взысканию не подлежат,
относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету
счета 63 «Расчеты по претензиям».
Аналитический
учет по счету 63 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным
претензиям.