Рефераты. Опыт зарубежных стран в области менеждмента

8) Ситуационный подход - его сущность заключается в увязке конкретных приемов и концепций с определенными ситуациями. Успех или неудача этого подхода зависит от того, на сколько правильно определены переменные ситуации, то есть этот подход дал возможность применения науки конкретным ситуациям.


IV. Национальные особенности менеджмента.

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях.

Американская модель - заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах:

  • рациональная организация производства продукции;
  • снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и т.д.
  • фирма рассматривается, как закрытая система, цели и задачи считаются заданными и стабильными.

Японская модель - результат системы, оценивается специалистами, как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации. Особенности этой модели проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.

Маркетинговая модель - определяются следующими моментами:

  • ставка на человека самореализующегося;
  • фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;
  • эта модель основана на системном и ситуационном подходе;
  • фирма, как открытая система.

Американская модель

Японская модель

Маркетинговая модель

Найм работников на относительно короткое время

Пожизненный найм

Долгосрочный найм

Индивидуальное принятие решений

Коллективное принятие решений

Индивидуальная ответственность

Коллективная ответственность

Индивидуальная ответственность

Быстрое развитие и продвижение

Медленное развитие и продвижение

Явный точный контроль

Механизмы косвенного контроля

Косвенный неформальный контроль с точными формализованными критериями

Способствует развитию специализированной карьеры работника

Способствует развитию неспециализированной карьеры работника

Умеренно-специализированное развитие карьеры работника

Избирательное диверсифицированное отношение к работнику, как к таковому

Целостный подход к работнику, как к личности

Целостный подход, рассматривая семью

Характерной чертой новых систем российского внутрифирменного управления является ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала.

Характеристика российской модели управления.

  • Создание новых форм организаций, (финансово-промышленные группы, ассоциации, корпорации, холдинги и т.д.).
  • Концентрация производства.
  • Создание малых предприятий.
  • Увеличение затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.
  • Комплексная автоматизация и компьютеризация производственных процессов.
  • Повышение качества и надежности новых изделий.
  • Разработка стратегий и тактики борьбы за лидерство.
  • Определение приоритетных областей инвестиций.
  • Развитие кадрового потенциала.
  • Децентрализация и сокращение уровня в аппарате управления.


Американский опыт управления бизнесом.

"Наша компания неотступно стремится иметь

душу маленькой компании - и скорость маленькой

компании - в теле нашей большой компании"

Джек Уелш, СЕО GE

Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии. При этом, американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные процессы, с другой стороны, сами были подвержены внешнему влиянию других национальных культур.

Американский опыт может быть для нас интересен по двум причинам. Во-первых, с точки зрения копирования, применения приемов, методов, технологий и концепций управления с учетом их адаптации к местным условиям. Во-вторых, он может быть полезен, так как способен помочь более глубоко осмыслить и понять их управленческую психологию, мотивационную базу принятия решений, для более эффективного взаимодействия и развития сотрудничества с ними.

В этом исследовании используются три ракурса на американский опыт управления бизнесом - с точки зрения личности, корпорации и общества.

Американский менеджмент основывается на индивидуальной, предпринимательской инициативе. Прежде всего, его можно представить как брак индивидуализма и конкуренции заложенный в американской бизнес идеологии.

Индивидуализм отражает преимущество такой социальной конструкции, в которой каждый заботиться сам о себе. Американский менеджер имеет релевантное позиционирование своего места и роли в управленческой системе. Это не только благодаря профессионализму и компетенции, но осознанию себя частью деловой культуры, традиций и опыта полученного на внутреннем и международном рынках. США на протяжении последних десятилетий постепенно уступают доля в мировом ВВП в объемах международной торговли ЕС, Японии. Этот процесс сопровождался обострением конкуренции на глобальных рынках. При этом, шло изучение опыта и моделей американского, японского и европейского менеджмента и усиление их взаимного влияния. Так, после Второй Мировой Войны, Едвард Деминг приехал в Японию, как консультант по качеству и продуктивности. Он разработал и внедрил концепцию управления, в которой главенствующую роль отводилось решению проблем улучшения качества. В 1951 году в Японии был учрежден и с тех пор регулярно присуждался лучшей компании добившейся самого высокого качества - Приз Деминга. В США идеи и подходы Деминга, также стремительно набирали популярность - была учреждена ежегодная премия Деминга по качеству.

Разрабатывая концепцию повышения конкурентоспособности, американцы большое внимание уделяют развитию науки и технологий. По оценкам аналитиков, отрыв в сфере исследования и коммерциализации высоких технологий от таких преследователей, как ЕС, Япония, составляет пять-шесть лет. Большое внимание придают в США сфере образования, которая стала локомотивом социально-экономического развития Американского общества. Теоретики систем управления качеством разработали и успешно внедряют на практике модели постоянного совершенствования бизнес процессов.

Американский менеджмент, в духовной составляющей полагается на христианскую религию протестантской конфессии. При этом, он в своих доктринах сумел объединить и сочетать в себе, более того, синхронизировать философию свободы творчества, использующей веру в Иисуса Христа, и необходимость приоритетности научного знания, как главного фактора в достижении успеха экономического развития.

         показательным является позиционирование одного из видных управленческих авторитетов президента и исполнительного директора американской корпорации General Electric Джека Уэлша (Jack Welch) сформулировавшего в управлении шесть золотых правил:

  1. Необходимо воспринимать действительность такою, как она есть, а не такой, какой она была или такой как ее хотелось бы видеть.
  2. Необходимо быть искренним со всеми.
  3. Необходимо не управлять, а направлять.
  4. Необходимо внедрять изменения раньше, чем они станут вынужденными.
  5. Если нет конкурентного преимущества, нельзя вступать в конкуренцию.
  6. Нужно самому контролировать свою долю, иначе кто-нибудь другой начнет это делать.

Позиционирование и компетентность


"Я твердо верю в удачу. И я заметил:

чем больше я работаю, тем я удачливее"

Томас Джеферсон, президент США

 

"Я никогда не говорю: "Мне нужно, чтобы вы это сделали". Я говорю: "Мне интересно, сумеете ли вы это сделать"

Генри Форд.

США на заре своего развития продемонстрировали незаурядные качества, причем американцы трудились интенсивнее и дольше англичан. В конце 19 века американцы занимались в основном копированием английского опыта в организации и предприимчивостью пытались овладеть искусством управления промышленного производства. Благодаря высоким ежегодным темпам роста ВВП, США вышли в лидеры. Американцы действовали со всей изобретательностью, и прежде всего это касалось самих себя. По словам основателя одной из влиятельных консультационных фирм Алена Макензи "Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным". Трогательное и почтительное отношение к самоменеджменту у американцев объясняется тем, что он не просто помогает быть успешным, но и учит быть победителем во всех сферах жизни.

Одним из ключевых факторов успеха американского лидерства была высокая культура управления временем. Это культура как часть американской управленческой культуры формировалась в период после Второй мировой войны. Для понимания позиционирования рядового американца, попробуем представить, из чего состоит формула успеха и воплощения американской мечты? Американцы представляют свою жизнь, как самый интересный и занимательный бизнес в мире. Это можно сравнить с портфельным инвестором, которому все равно, куда инвестировать средства, лишь бы достигнуть оптимального соотношения риска и доходности. Каждое утро у них на счету появляется 86400 долларов США. И если ими грамотно не распорядиться, то к концу дня это эта сумма списывается. Поэтому в соответствии со своими бюджетными представлениями ежедневно предстоит решать инвестиционно-потребительскую задачу. Можно забить гвоздь и получить оплату этого гвоздя. Можно сделать что-нибудь творческое, как например написать несколько страниц романа и в будущем получать неоднократные гонорары за авторские права. А на следующее утро появляется такая же сумма. Это сумма эквивалент количества времени в секундах в сутках. Деловой американец даже процесс питания соединяет с бизнесом. Приходя на деловой завтрак ранним утром, американец уже мыслями на работе, и если на нем заключается сделка, то это служит повышенным тонусом и душевным подъемом на весь день. Американцы неоднократно за день приходится играть роль либо потенциальных, либо реальных, поставщиков и клиентов. Они подсознательно оценивают изобретательность предложения товаров, работ, услуг. При этом, мысленно меняясь местами с поставщиком услуг. Иногда, когда при этой подмене возникают новые взгляды, идеи, решения, происходит трансформация их в уже существующий бизнес или открытие нового бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.