Рефераты. Национальная экономика. Цели и результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Стабильность макроэкономики России.

 

Макроэкономика в России не стабильна.

 «Мягкотелая» политика правительства пока не позволяет говорить о макроэкономической стабильности в стране

Министр финансов Алексей Кудрин считает, что пока рано говорить о макроэкономической стабильности в России. Такое заявление он сделал на встрече с журналистами. Нынешнюю финансовую политику правительства он назвал «мягкотелой». Она, по его словам, «шаг за шагом» уводит страну от горизонта стабильности. Зато министр с удовлетворением отметил, что в бюджетном послании президент страны поддержал предложения всего экономического блока правительства по важнейшим реформам налогово-бюджетной политики. Хотя министр поскромничал. Многие из этих предложений давно отстаивает сам г-н Кудрин: сбалансированность бюджета на долгосрочной основе, использование в ближайшие три года средств стабфонда исключительно на досрочное погашение внешнего госдолга, повышение результативности бюджетных расходов. А именно эти меры – ключ к достижению стабильности.

Заявление министра финансов об отсутствии макроэкономической стабильности не сенсационное, но заслуживает внимания. Так как многие чиновники, в том числе глава правительства, придерживаются иного мнения. Уже давно они говорят о макроэкономической стабильности в России как о свершившемся факте. Вероятно, причиной таких разногласий, как всегда, является вопрос терминологии. Кто-то считает, что инфляция в стране уже предсказуема, другие убеждены, что предсказуемость роста цен лишь на ближайшие месяцы недостаточна: чтобы говорить о настоящей стабильности, инфляция должна быть на уровне 2-3%.

Бюджетная комиссия при правительстве РФ, возглавляемая премьер-министром Михаилом Фрадковым, наконец одобрила проект основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2007 г. и на период до 2009 г., разработанный МЭРТ. В данном документе удвоены темпы роста цен на газ: в 2007 г. они увеличатся на 15%, в 2008 г. – на 14% и на 13% – в 2009 г. Частично удовлетворены просьбы энергетиков: ожидается, что цены будут расти чуть быстрее – на 10% в следующем году, а затем на 8 и 7,5%. Тарифы на железнодорожный транспорт повысятся до 8% (ранее прогнозировался рост до 7,5%). Такие послабления привели к повышению прогнозов по инфляции на 0,5% в год: в 2007 г. рост потребительских цен составит 6,5-8% (вместо 6-7,5%), в 2008 г. – 4,5-6% (4-5,5%), а в 2009 г. – 4,5-5,5% (4-5%). Повышение тарифов вынудило правительство увеличить планку и по укреплению российской валюты: вместо 27,6 руб. в 2007 г. доллару в России позволят стоить 26,5 руб. В последующие годы предполагается, что за доллар будут давать 26,9-27,3 руб.

Министр финансов, отстаивающий жесткую финансово-бюджетную дисциплину, такую политику правительства назвал «мягкотелой». «Это желание сегодня потратить больше и расплатиться дополнительным укреплением рубля. Вот такая политика, я считаю, должна перестраиваться», – сказал он. Министр посетовал, что многие говорят о наступлении макроэкономической стабильности: «Да, она не наступила! Отступаем шаг за шагом! И в инфляции отступаем, и в укреплении рубля отступаем!». От такой «мягкотелости», по словам министра, страдает, прежде всего, промышленность: укрепление рубля стимулирует импорт, который ударяет по внутреннему производителю.

Алексей Кудрин вновь указал, что снижение инфляции является залогом экономического роста. Так, обсуждался вопрос развития отечественной промышленности. Одна из главных ее проблем – нехватка средств на модернизацию оборудования. Министр заметил, что для повышения темпов роста инвестиций необходима низкая ставка кредитования. Для этого в свою очередь нужно значительное снижение инфляции: «Чтобы в России опустить ставку кредитования и расширить количество проектов для кредитования, должна быть инфляция максимум 3-4%, тогда ставка кредитования будет 5-7%. Под такую ставку реально вся промышленность будет модернизироваться».

Тем не менее, министр финансов настроен оптимистично. Дополнительное повышение тарифов естественных монополий, по его мнению, не исключает возможности снижения в 2007 г. инфляции до нижней планки – 6,5%. Кроме того, в долгосрочной перспективе уже будут действовать монетарные меры по снижению инфляции, а значит, инфляция на уровне 5% в трехлетнем периоде вполне достижима. С оценкой макроэкономической ситуации министра соглашается главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Он отмечает, что стране, достигшей стабильных макроэкономических показателей, инфляция находится в пределах 2-3%, она прогнозируема на годы, а не на месяцы, как в России. При этом проблемой в развитых странах считается ошибка в прогнозе на 0,25 п.п.

Эксперт отмечает, что наращивание государственных расходов в номинальном выражении на 20-25% в последние годы поддерживало довольно высокий фон инфляции. В нынешнем году, особенно в марте, апреле и мае сложилась относительно низкая инфляция (по прогнозу МЭРТ за 5 месяцев 2006 г. инфляция составит 5,8%, против 7,3% за аналогичный период 2005 г.). Причина, по словам г-на Гавриленкова, в том, что финансирование бюджетных расходов (вернее, их осваивание бюджетополучателями) примерно на 25% отстает от графика. «Это косвенно подтверждает слова Кудрина, что когда сдерживаем расходы – инфляция низкая», – заметил Евгений Гавриленков. Однако и о серьезной дестабилизации в России говорить не приходится. Залогом этого являются высокие цены на нефть, Стабилизационный фонд.

Между тем среди чиновников пока нет единого мнения, как решить все насущные экономические, социальные и демографические проблемы одновременно. На заседании правительства премьер-министр РФ Михаил Фрадков дал задание Алексею Кудрину и вице-премьеру Александру Жукову найти баланс в финансовой политике, который обеспечит экономический рывок. Обращаясь к ним, премьер сказал: «Насчет рубля и инфляции – баланс ищите оптимальный, который обеспечит экономический рывок. Мы ищем сложные, пока еще непонятные схемы, как сделать конкурентной экономику», – продолжил он. А на замечание Кудрина о повышенном прогнозе инфляции и большем укреплении рубля, г-н Фрадков ответил: «Работайте – значит, в других местах надо улучшать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Бюджетные доходы и расходы, их влияние на развитие экономики РФ.

 

Бюджет – обозначает расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащим исполнению индивидуальным или коллективным объектом. Бюджет государственный – система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Определяющая роль бюджета в социально-экономическом развитии страны предполагает необходимость строго аргументированной характеристики его сущности. Сущность бюджета выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существованием основного централизованного денежного фонда страны.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.