13. Нужно решительно привлекать соотечественников трудового возраста и молодежь разбросанные миллионами по просторам бывшего СССР обратно в страну, обеспечивая им приемлемый старт в трудоресурсно дефицитных регионах. К сожалению, таких пунктов должно сформировать не один десяток, но при этом у нас есть огромные шансы, вылезти из этого порочного круга.
3.1. Слабое место России. Инвестиции в инфраструктуру.
Одна из задач правительства это обеспечить всплеск государственных инвестиций, в том числе и в инфраструктуру. Правда, пока вложения в последнюю рассчитаны на быструю отдачу - политическую или финансовую, поэтому неудивительно, что вопросы о реальных потребностях на годы вперед не решаются - их ведь еще никто не сформулировал.
Развитие инфраструктуры необходимо, так как ее дефицит отрицательно влияет на экономический рост. По оценке министра регионального развития Владимира Яковлева, физический износ инфраструктуры ЖКХ превышает 70%. А член правления РАО «ЕЭС России» Борис Аюев сообщает, что в 16 регионах страны дефицит энергомощностей достигает 5%. По данным Минтранса России, из-за слабости транспортной сети страна ежегодно теряет заказы на перевозку примерно 620 млн. тонн грузов по экспортно-импортным контрактам. Наконец, отечественные аграрии жалуются, что отсутствие нормальных дорог и современных перегрузочных комплексов в Сибири мешает им организовать выход на китайский и индийский рынки. Они утверждают, что при наличии этих условий Россия могла бы экспортировать дополнительно до 14 млн. тонн зерна в год.
Иными словами, говоря о потерях от нехватки инфраструктуры, можно назвать астрономическую цифру, и не очень-то погрешить против истины. При наличии «всего лишь» одной из составляющих - современной транспортной сети на уровне субъектов Федерации и районов - ВВП России мог бы расти на дополнительные один-два процентных пункта в год. Все эти проблемы связаны с историей создания самой инфраструктуры. Но времена СССР Госплан решал задачу подготовки государства к мировой войне. Поэтому, хуже всего даже не недостаточная протяженность той же дорожной сети, а то, что госплановское размещение промышленности сегодня можно оценить как откровенно неудачное, поскольку оно не соответствует экономическим потребностям страны.
С этим целиком согласны и представители бизнеса. В СССР государство реализовывало строительство инфраструктурных и промышленных объектов в условиях плановой экономики и дешевой рабочей силы, потому тщательная оценки финансово-экономической эффективности во главу угла не ставилась. В результате при изменении экономической ситуации многие из этих объектов достались нам в наследство недостроенными. Ту же картину мы можем наблюдать и в других странах, которые в недалеком прошлом шли по пути плановой экономики.
Понятно, что Россия не первая и не последняя страна мира, которая сталкивается с проблемами такого рода. Инвестиции же в инфраструктуру явно влияют на экономический рост тогда, когда ее нехватка очевидна. В этом случае ограничения в перемещении товаров и информации из-за недостаточной развитости шоссе, железных дорог, аэропортов и информационной инфраструктуры весьма ощутимо сдерживают бизнес-активность. Но вложения имеют смысл только до определенной величины, поскольку государствам с разными типами экономики нужна разная инфраструктура. Развивающимся странам со слабой инфраструктурой необходимы ежегодные капитальные сложения не менее 2-3% ВВП, а странам со сложившейся развитой инфраструктурой не имеет смысла инвестировать на решение этих задач более 1% ВВП в год.
Сложность российского случая заключается в том, что стране приходится иметь дело с необходимостью и новой индустриализации, и развития постиндустриальной экономики одновременно.
Успешный опыт решения этих двух проблем имеется. В качестве примера можно привести Евросоюз, где насыщенная инфраструктурой и преимущественно постиндустриальная западная часть оказалась под одной крышей с восточными районами, унаследовавшими все особенности социалистической эпохи.
Так, Будапешт обеспечен самой современной информационной инфраструктурой, в то время как восточная часть Венгрии остается в основном сельскохозяйственной. Аналогичное устройство наблюдается в странах Балтии, и в целом оно характерно для территорий бывшего Советского Союза.
Европейский рецепт борьбы с тяжелым наследием прост. Каждая страна - член ЕС делает отчисления в фонды по развитию, и львиная доля этих отчислений - примерно 1% ВВП Евросоюза - идет на подъем инфраструктурно бедных районов, к числу которых относится территория недавно принятых в ЕС Польши, Венгрии и стран Балтии. Основная задача этих инвестиций - выровнять инфраструктурное развитие регионов Евросоюза. И на сегодняшний день, по словам Грегора Эдеа, вложения ЕС в инфраструктуру оцениваются, как лучший способ стимулировать рост экономики союза. Россия по уровню ВВП на душу населения сейчас уверенно входит в верхнюю треть рейтинга стран с переходной экономикой, а имеющиеся финансовые ресурсы позволяют ей инвестировать во все сектора одновременно, поэтому опыт Евросоюза может быть ею востребован.
Так же в выборе инфраструктурных проектов обязательно должен участвовать бизнес, поскольку чиновники определяют их эффективность весьма некачественно. Поэтому, оптимальным для России мог бы быта механизм частно-госсударственного партнерства. Бизнесу эта идея нравится: «Русал» приводит в пример проект по созданию Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) - совместного детища «Русала» и «ГидроОГК», который предполагает достройку Богучанской ГЭС и строительство алюминиевого завода в Красноярском крае. А необходимая для этого сетевая инфраструктура будет профинансирована за счет гранта Инвестиционного фонда в размере 1,3 млрд. долларов.
Однако это скорее исключение из правил. Примерно 70% средств Иивестфонда направляется на проекты по развитию Москвы и области, а также Санкт-Петербурга и области, которые и без того являются наиболее благополучными в инфраструктурном отношении регионами. Так что необходимые ресурсы идут не туда, где они нужнее всего, а туда, где заявки умеют лучше оформить.
Вместо этого власти могли бы давать больше свободы частному капиталу, в том числе в области инфраструктуры. Например, в России сегодня практически нет современных мультимодальных комплексов, работающих на оптимальную перегрузку между видами транспорта, таких как река-железная дорога, железная дорога-шоссе, порт-шоссе. Развитие этих комплексов можно доверить частному бизнесу - такие схемы с успехом используются за рубежом. Однако государство опасается, что частный капитал может установить монополию на ключевые пункты важнейших транспортных артерий. Официальную позицию подтвердил в одном из недавних выступлений замминистра транспорта Александр Мишарин. По его словам, на строительство скоростных дорог, развитие портовых мощностей, сети аэропортов-хабов и мультимодатьпых комплексов должны идти главным образом бюджетные средства.
Но если страна таким способом избавляется от угрозы возникновения частных инфраструктурных монополий, то лишь ради того, чтобы попасть в объятия монополий государственных. Фактически государство осуществляет масштабные инвестиции в реконструкцию инфраструктуры через контролируемые им крупные компании. На фоне этих вложении, которые в основном делаются ради решения бизнес-задач. Инвест-фонд выглядит лишь каплей в море.
Сегодня правительство стремится вкладывать деньги лишь в коммерчески привлекательные объекты, которые частный бизнес мог бы вытянуть и сам. Если государственные инвестиции демонстрируют близкий к коммерчески привлекательному уровень доходности, значит, они были лишними - этими проектами должен был заниматься бизнес. Государство же должно заниматься тем, что необходимо обществу, экономике, но куда бизнес не пойдет из-за медленной окупаемости, высоких рисков и необходимости планировать на десятилетия.
К тому же, беря на себя ответственность за каждую дорогу местного значения, государство все их обрекает на хроническое недофинансирование. В мировой практике нормальной считается доля государственных капиталовложений в инфраструктуру развивающихся стран на уровне 2-3% ВВП. У нас сейчас вкладывается около 1% ВВП ежегодно. Российское правительство успокоилось из-за того, что имеет профицитный бюджет и контролирует инфляцию, но развитие страны невозможно без реконструкции транспортной сети, а для этого надо мыслить на десятилетия вперед. Российские власти если и видят эту проблему, то боятся за нее браться.
Не исключено, что нежелание властей инвестировать в инфраструктуру, не обещающую быстрых прибылей, во многом связано с предвыборной логикой. Министры экономического блока справедливо опасаются раскручивания инфляция из-за вброса в экономику дополнительных денег. Чтобы избежать взвинчивания потребительских цен, государству придется пойти на значительное сокращение расходов по социальным программам. Едва ли правительство согласится на такие меры в последний предвыборный год. Между тем ради тактического благополучия оно упускает стратегическое развитие страны, которое невозможно с имеющейся сегодня транспортной сетью. Нужны большие потрясения, чтобы правительство решилось рисковать в обстановке сладкого благополучия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14