Рефераты. Монополизация в экономике Беларуси

Противоположная ситуация складывается при высокоэластичном спросе. В этом случае установление государством нижней границы цены выше ее равновесного уровня приведет к значительному падению спроса на товар, в результате чего выручка от реализации товара по государственной цене (прямоугольник В) окажется значительно меньше выручки, теряемой в результате отказа от реализации товара по равновесно цене (прямоугольник А).

Рисунок 3:Изменение выручки при установлении нижней границы цены в зависимости от эластичности спроса

 Монополизация в экономике Беларуси

Установление государством нижней границы цены ориентирует производителей на избыточное предложение товара и на нерациональное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов. Действительно, при прочих равных условиях при цене Р8 предприятие ориентировано на объем производства QР, хотя потребители приобретут только количество товара, равное Qg. Если предприятие при планировании объемов производства будет ориентироваться на объем производства Qр, и даже при низкоэластичном спросе оно потерпит убытки значительно большие, чем увеличит выручку от продажи товара по государственным ценам (площадь прямоугольника QgDgSрQp значительно больше площади прямоугольника В). Таким образом, устанавливаемые государством цены перестают быть ориентиром для объемов производства, и их следует учитывать при определении спроса на продукцию в тех редких случаях, когда они соответствуют равновесным ценам.

Из вышеизложенного следует, что виды деятельности, которые в нормальных условиях являются достаточно прибыльными, при недостаточно продуманном административном регулировании цен могут превратиться в убыточные. В результате предприятия, которые могут достаточно просто просчитать динамику равновесных цен в долларовом эквиваленте, не способны прогнозировать действия государственных инстанций по ограничению уровня цен, ставящих их на грань разорения. Попытки административного регулирования цен или искусственно­го ограничения рентабельности, какими бы благими порывами эти меры не объяснялись, в конечном счете искажают цены, лишая субъектов хозяйствования возможности вложения средств в действительно перспективные и рентабельные виды деятельности и в конечном счете снижают эффективность всего народнохозяйственного комплекса. При отсутствии свободного ценообразования экономика приобретает административно-директивный характер, когда эффективность протекания всех хозяй­ственных процессов определяется государством, а не реальной деловой активностью субъектов хозяйствования. Причем, принятие решения органами государственного управления осуществляется прежде всего в ин­тересах субъектов хозяйствования, получивших в силу тех или иных при­чин преференции в своем виде деятельности. Эти монопольные хозяйственные структуры не только влияют на государственные решения, но и склоняют государство к авторитарным системам управления и дирек­тивному руководству экономикой. Таким образом они пытаются уничтожить имеющихся конкурентов и предотвратить возникновение новых структур, которые могли бы за счет более эффективной деятельности занять свою экономическую нишу в национальной экономике. Поэтому государственное регулирование цен на практике целесообразно только для противодействия ограничению объемов производства и завышению цен выше равновесных со стороны монополий. Классик исследования проблем рынков несовершенной конкуренции Дж. Робинсон отмечала, что "цель контроля над ценами заключается в том, чтобы вынудить монополиста произвести возможно большее количество продукции". Но стремление принудить монополистов к увеличению объемов производства не должно вести к разорению немонополизированных субъектов хозяйствования, что часто происходит при недостаточно продуманном политике регулирования цен[5,с.173-192].

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, монополии па современном этане, с одной стороны, это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат

производства и обращения.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии,  оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, моно- польные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению: экономически "хилых" предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не позволяют исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обусловливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствие монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большое вред народному хозяйству.

С другой стороны/количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них - практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной "данью" в свою пользу. Покупатели вынуждены приобретать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов. Логически доказано, что совокупность конкурентных фирм в данной отрасли произведет больше монополиста в этой же отрасли (за исключением коммунальных служб, метрополитена и т.п.)[1,с.149-150].

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Ленский Е.В. Л46. Корпоративный бизнес/Под. ред. О.Н.Сосковца.- Мн.:

«Армита - Маркетинг, менеджмент»,2001.-480 с.

2.Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред.В.Д.Камаева.-6-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС,2000.-640 с.

3.Экономическая теория: Учеб. пособие/Н.И.Базылев, С.П. Гурко, М.Н.Базылева и др.;Под ред.Н.И.Базылева,С.П.Гурко.-Мн.:БГЭУ,2002.-432 с.

4.Общество и экономика,№8-9,1998г., Ю.Меркулова, «Приватизация и демонополизация».

5.Общество и экономика,№12,1999г., А.Лученок, «Монополизм в экономике Беларуси и проблемы ценообразования».

6.Белорусский экономический журнал,№2,1999г., Г.Г.Санько, «Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике».


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.