Рефераты. Монополизация в экономике Беларуси

Верхняя граница обычно устанавливается для обеспечения роста потребления определенного товара и уменьшения прибыли предприятий-монополистов. Однако установление верхней границы цены ниже равновесного уровня ведет к формированию избыточного спроса и дефициту этого товара. Для избежания дефицита государственные органы наряду с контролем за ценами вынуждены прибегать к контролю и за объемами производства.

Рисунок 1: Цена и объем производства при государственном регулировании

 Монополизация в экономике Беларуси

На рисунке 1 графически показаны последствия воздействия госу­дарственного контроля над ценами и над объемом производства. При кривой спроса D и кривой предложения S цена Ро представляет собой равновесную цену при объеме производства Q0. Однако белорусские органы государственного управления могут решить, что равновесные цены являются чрезмерно высокими для отечественных потребителей и потому устанавливают верхний предел цены на товар на уровне P1 при наличии самостоятельности производителей в регулировании собствен­ных объемов производства, при таком уровне цены на рынок будет представлен объем товара, равный Q1. В свою очередь, потребители предъявят спрос на товар по регулируемой государством цене в объеме Qg. В том случае, если государство контролирует цены, но не объем производ­ства, образуется дефицит товара в натуральном выражении равный Qg –Q1, а в стоимостном выражении - площади заштрихованного треугольника. Для избежания дефицита товара государство будет вынуждено наряду с регулированием ценообразования заняться и контролем объемов производства. Проще всего планировать объемы производства на государственных предприятиях, которым можно приказать производить товар в объеме Qg в соответствии с кривой Sg. В результате спрос и предложение товара будут сбалансированы, но это произойдет за счет снижения доходности производства этого товара.

При активном вмешательстве государства в процессы ценообразования предпринимательские структуры и государственные предприятия могут ориентироваться на разные объемы производства. Поскольку предприниматели заинтересованы в первую очередь в максимально доходной работе, то объемы их производства и механизм ценообразования также ориентированы на получение максимальной прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, совокупность предпринимательских структур, производящая определенный товар, должна стремиться к такому объему производства, при котором средний предельный доход равен средним предельным издержкам. На рисунке 2 такое совпадение происходит при объеме производства, равном Q, соответственно уровень цены будет равен Р.

Рисунок 2:Влияние объема производства, цены и спроса на доходность хозяйственной деятельности

 Монополизация в экономике Беларуси


 

Если предприятия произведут меньшее количество продукции (Qо) то, хотя цена товара на рынке будет выше, чем при объеме производств; Q, тем не менее предприятия в среднем недополучат доход в размере равном площади сегмента А. В случае же производства товара в размере большем, чем Q, предприятия потеряют часть дохода вследствие превышения средними предельными издержками среднего предельного дохода если при объеме производства Q1 потеря дохода составит величину равную площади сегмента В, то при объеме производства Qg потеря дохода будет равна общей площади сегментов В, С и D. Поскольку при объеме производства Qg товар будет продаваться по средней цене Pg, которая ниже предельных издержек, то площадь заштрихованного сегмента С характеризует не просто недополучение прибыли, а прямые убытки производителей от выпуска товара.

Предпринимательские структуры будут ориентироваться на совокупный объем производства Q, позволяющий им получить максимальные доходы.   В то же время государственные предприятия в своей деятельности не обязательно ориентированы на достижение максимальной доходности и при определении объемов производства могут руководствоваться требованиями органов государственного управления по максимальному насыщению потребительского рынка, обеспечению максимальной занятости и т.д.

Поведение таких предприятий похоже на действия традиционных социалистических предприятий, объем производства, на которых регулируется не ценой, а стремлением максимально использовать имеющиеся мощности. Как отмечал Я.Корнаи, "к напряженному использованию своих мощностей традиционное социалистическое предприятие подстегивают производственный план, погоня за валом, давление ожи­дающих в очереди потребителей". При увеличении объема производства в интервале Q-Q1 государственные  предприятия способы оказать достаточно эффективное воздействие на снижение средней цены на товар. Однако подобные действия по мере приближения объема производства к Q1 создают угрозу для безубыточной работы прежде всего самих государственных предприятий: частнопредпринимательские структуры обычно принимают более эффективные меры по снижению собственных предельных издержек. В результате государственные производители товара могут оказаться убыточными даже до достижения объема производства Q1 Государственные предприятия могут быть вынуждены увеличивать объемы производства и сверх величины Q1, а убытки покрывать за счет дотаций. В этом случае в сложном положении окажутся и негосударственные предприятия, деятельность которых также может оказаться убыточной, что вынудит их переключиться на выпуск других видов товаров или же вообще вывести предпринимательский капитал за пределы республики. Таким образом, стремление наращивать объемы производства на государственных предприятиях сверх экономически обоснованной величины может привести к росту убыточности государственного сектора экономики, а также выводу предпринимательских капиталов за пределы республики. С другой стороны, экономически продуманное регулирование объемов производства на государственных предприятиях позволяет рыночными методами снизить уровень цен и уменьшить доходность предпринимательской деятельности.

Занижение цен на отдельные товары по сравнению со средневзвешенными ценами позволяет увеличивать доходы от их реализации за границей. Эти дополнительные доходы формируются у фирм, имеющих внешнеэкономические лицензии на реализацию товаров, на которые установлен верхний предел цены. Вполне понятно, что для предотвращения массового вывоза товаров с заниженной государством ценой, лицензии и квоты на экспорт указанных товаров должно иметь ограниченное количество фирм, являющихся фактическими монополистами во внеш­неэкономической деятельности.

Размер доходов, получаемых внешнеэкономическими фирмами-монополистами, зависит от уровня цен, по которым эти товары будут продаваться в зарубежных странах..

Поскольку по фиксированным ценам вынуждены продавать свои товары не только государственные предприятия, но и негосударственные структуры, введение монополии во внешнеэкономической деятельности позволяет внешнеэкономическим фирмам-монополистам перераспределять доходы в свою пользу, ослабляя при этом финансовый потенциал непосредственных производителей.

При установлении нижней границы цен для поддержки низкоэффективных предприятий важно исходить не из желания поддержать наиболее слабые предприятия, а руководствоваться необходимостью поддерживать достаточную доходность в среднем по отрасли. При этом нецелесообразно ориентироваться на уровень издержек "слабых" предприятий, так как в этом случае "сильные" и "средние" производители получат за счет потребителей необоснованно большие прибыли. В свою очередь, потребители переложат дополнительные издержки на своих потребителей и так далее по цепочке. Хотя в любом случае установление нижней границы цены на товар приведет к общему росту цен в стране, однако при границе цены на уровне издержек "слабых" предприятий произойдет значительно большее ускорение темпов инфляции по сравнению с вариантом фиксирования цены на уровне среднеотраслевой рентабельности.

Нижнюю границу цены можно устанавливать только на товары с низким эластичным спросом. На рисунке 3 показано, что в этом случае выручка предприятия при продаже товара по установленной государством цене Рg возрастает значительно больше (прямоугольник В) по сравнению с выручкой, теряемой при отказе от продажи товара по равновесной цене Ро (прямоугольник А).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.