Рефераты. Монополизация в экономике Беларуси

Чрезмерно рыночно ориентированные представления о возможных путях решения экономических проблем привели к тому, что в 1991-1995 годах в Республике Беларусь была предпринята попытка перехода на принципы формирования оптовых и розничных цен на основе равновесных цен. Ожидалось, что, выйдя на равновесный уровень, цены вынудят производителей работать на принципах свободной конкуренции, обес­печат перераспределение ресурсов в наиболее эффективные сферы и быстро обеспечат выход национальной экономики на мировой уровень. В 1992-1993 годы было отменено регулирование цен на промышленные товары, а в ноябре 1994 года официально отказались от регулирования цен на продукты питания и другие товары повседневного спроса.

Однако последовавший за тем быстрый рост цен стал вызывать у населения республики сильное недовольство. В ходе социологического опроса, проведенного НИСЭПИ в июне 1997 г., только 23,1% респондентов высказались за свободные цены, остальные поддерживали либо установление цен государством (27,2%), либо формирование цен на основе издержек (31,6%)'. В результате с августа 1996 года начался возврат к централизованному государственному регулированию ценообразования. Сначала было разрешено местным органам власти применять ценовой контроль в отношении "социально значимых товаров", а затем приняты меры по ограничению роста цен в стране не более чем на 2% в месяц. Для борьбы с ростом цен в 1997 г. республиканским Комитете**1., цен проверено свыше 5 тысяч субъектов хозяйствования, 42 процента из которых оштрафовано более чем на 55 миллиардов рублей. Около двух тысяч руководителей привлечены к административной ответственности и наказаны в целом на 400 миллионов рублей. Вместо рыночных прин­ципов  ценообразования  в республике активизировалась  разработка нормативов затрат на единицу продукции. Такой подход противоречил мировой практике, в соответствии с которой в периоды сильной инфляции, быстро растущих издержек на заработную плату, резких и частых колебаний затрат на сырье многие промышленные фирмы считают необходимым отойти от политики твердых цен и перейти к тактике скользящего ценообразования.

Эффективность примененной в 1998 г. методики регулирования цен оказалась низкой, и цены в республике к концу года фактически вышли из-под государственного контроля. Например, с 20 декабря 1998 г. по 2января 1999 г. средняя стоимость потребительского набора из 25 продуктов, цены на которые находились под особо жестким контролем государства, выросли в среднем по республике на 22,9%, а в г. Минске - на 25%. При этом в определенной степени стали игнорироваться основополагающие постулаты ценообразования, которыми руководствовались и при социализме. Один из них гласит, что "ценообразование должно быть ориентировано на объективные экономические законы, определяющие движение цен в товарном хозяйстве... В противном случае оно теряет объективную основу, что чревато негативными последствиями для экономики. Неэффективное государственное регулирование динамики цен привело к тому, что в начале 1999 года 1 литр отечественной минеральной воды стал стоить в три-четыре раза дороже 1 литра молока, а один литр бензина по цене стал эквивалентен 5 литрам молока. В результате произошло резкое падение рентабельности практически во всех отраслям национальной экономики.

Несмотря на выявившуюся невозможность удержания цен административными методами, сторонники жесткого государственного регулирования ценообразования по-прежнему уверены в правильности свою подходов и обосновывают свою позицию тем, что "высокая монополизация белорусской экономики с доминированием государственных предприятии позволяла торговле и товаропроизводителям диктовать цены на пределе платежеспособности потребителей. Следовательно, для борьбы с монополистами вполне обоснованной является практика установления административного ограничения роста цен. Между тем ответ на вопрос о степени монополизации белорусской экономики, о ее причинах и влиянии не столь очевиден.

О высокой степени монополизации постсоциалистических стран говорят в основном те исследователи, которые имеют только самое обще представление об экономических процессах во вновь образованных государствах. При этом высокую степень монополизации часто объясняют историческими причинами: в Советском Союзе за годы директивного управления экономикой, не совместимой с идеей конкуренции, сложилась система высокомонополизированных производств, при которой нормой было сосредоточение выпуска какого-либо вида продукции на нескольких или даже на одном предприятии, к которому были административно "прикреплены" потребители. Такая система ставила покупателей в полную зависимость от поставщиков-монополистов. После распада СССР прежние монополисты продолжают доминировать на рынках, и, по мнению " сторонников концепции сверхмонополизированности бывших советских республик, высокая степень монополизированное экономики сохраняется. В то же время ряд авторов, изучающих реальное положение дел в экономике, делают не столь однозначные выводы. В частности, в докладе ГКАП РФ "Развитие конкуренции на рынках Российской Федерации" в отношении экономики Российской Федерации показано, что уровень мо­нополизации различных рынков в  России  существенно различается. Б.Айкс и Р.Ритерман показали, что олигополистическую структуру (не более 4-х компаний в отрасли) имеют только 26% отраслей промышлен­ности России, охватывая лишь 1% общего количества промышленных предприятий, и в этих отраслях работают менее 2% общего числа занятых в промышленности3. В отношении монополизации достаточно сложна  реальная ситуация и в Республике Беларусь.

Наиболее крайний случай монополизации рынка, на котором опре­деленный товар производится лишь одним предприятием, не характерен для белорусской экономики. Такое положение характерно в основном для так называемых "естественных монополий", господство которых на рынке: обусловлено технологическими особенностями в виде использования сетевых структур (трубопроводов, линий электропередач, железнодорожных путей и т.п.). Деятельность в таких сферах требует крупных капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, а также связано со значительными текущими издержками. Поэтому необходимым условием выживания предприятий в таких отраслях является получение существенной экономии на масштабах за счет достижения таких объемов производства, при которых происходит резкое снижение удельных издержек на единицу продукции. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у одного или нескольких производителей, реально не конкурирующих друг с другом и имеющих в отрасли монопольную власть. В условиях Беларуси такими монополистами являются или чисто государственные предприятия, или предприятия смешанной формы собственности, деятельность которых всесторонне контролируется государством. В реестре предприятий-монополистов числится примерно 70 предприятий республиканской собственности, относящихся к сфере "естественных монополий"1. Очевидно, что во избежание неблагоприятных последствий для потребителей уровень цен в этих отраслях также должен достаточно жестко контролироваться государством. Независимые предпринимательские структуры в таких отраслях практически отсутствуют.

В республике более распространены предприятия, являющиеся монополистами на рынке Беларуси, но продукция которых ориентирована на экспорт. Такая ситуация характерна и в целом для мирового разделения труда. В международной литературе по стратегической торговле обычно предполагается, что рынок отдельных стран характеризуется несовершен­ной конкуренцией прежде всего из-за высоких затрат входа на рынок. В то же время на международных рынках предполагаются совершенноконкурентные условия, при которых капитал мобилен и фирмы используют разницу в налогообложении в различных странах в своих интересах.

В Беларуси локальными монополистами, действующими на мировых рынках в полностью конкурентных условиях, являются прежде всего ав­томобильные заводы, тракторный, моторный и ряд других предприятий. Цена на их продукцию на внешних рынках устанавливается исходя из спроса и предложения на них. Поэтому цену на продукцию таких произ­водителей следует контролировать преимущественно на внутреннем рын­ке. Причем государственный контроль за ценами должен быть не единственным методом борьбы с монополизмом. В частности, в условиях формирования достаточно развитых рыночных отношений эффективным средством ослабления монополистических тенденций является импорт товаров из других стран. В результате, например, ввезенные из-за границы в достаточном количестве иностранные холодильники могут резко ограничить монополистические тенденции на внутреннем рынке производственного объединения "Атлант". Поэтому мы не согласны с авторами, считающими, что для монополий, успешно действующих на внешних рынках, нельзя применять антимонопольные санкции, так как такие монополии непосредственно поднимают конкурентоспособность национальной экономики. Считаем, что к таким монополиям нельзя применять меры по деконцентрации производства, но для них вполне применимы мероприятия по созданию конкуренции на внутреннем рынке - такие меры позволят, с одной стороны, лучше удовлетворять внутриреспубликанский потребительский спрос, а с другой стороны, вынудят производителей более серьезно относиться к качеству всей своей продукции, так как у них не будет возможности направлять более качественные изделия на внешний рынок, а брак продавать отечественным потребителям.

Для отраслей, в которых функционируют предпринимательские структуры, более характерными являются условия монополистической конкуренции. При этом на рынке определенного товара присутствует, как правило, ряд достаточно крупных предприятий и значительное число менее сильных фирм, которые пытаются конкурировать с доминирующими предприятиями. Последние же в основном и диктуют ценовую политику на основные производимые в республике товары.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.