Рефераты. Мировое хозяйство: сущность, эволюция и проблемы функционирования

В товарной структуре импорта лидируют минеральные продукты (26,9 %), машины, оборудование и транспортные средства (23,9 %), продукция химической промышленности (13,7 %) продовольственные товары и сырье для их производства (12 %)

Важной задачей для Республики Беларусь является повышение доли высокотехнологичного экспорта в общем объем промышленного экспорта, которая в настоящее время составляет немногим более 3 % , в то время как в странах ЕС — 20 %

США — 30 % .    

Наиболее существенный вклад в экспорт инновационной продукции вносят в Беларуси отрасли — лидеры по внедрении новой техники и технологий. На долю машиностроения и металлообработки приходится примерно 55 % общего количеств созданных в промышленности передовых технологий и 36% всей  экспортируемой инновационной продукции. В этих же от­раслях патентуется наибольшее количество результатов НИОКР (химия, нефтехимия, черная металлургия).

Развитие мирового хозяйства в последние десятилетия сви­детельствует о бурном развитии сферы услуг, темпы роста меж­дународной торговли услугами в 1,5—2 раза опережают рост торговли товарами.

Внешняя торговля услугами в Республике Беларусь в 2004 г. в сумме составила 2786,6 млн дол. США. Во внешней торговле услугами сформировалось положительное сальдо в размере 712,6 млн дол. Международный оборот услуг в январе—августе 2005 г. составил 2216,1 млн дол. США, сальдо сформировалось положительное — 578,9 млн дол.

В экспорте услуг преобладали транспортные услуги (57 %), связанные с поездками (17,8 %), прочие деловые услуги, в част­ности, юридические и бухгалтерские, консультационные услу­ги в области управления, услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка (13,3 %), научно-исследовательские рабо­ты и опытно-конструкторские разработки, архитектурные, ин­женерные услуги, услуги связи (4,7 %), а также строительные услуги (4 %). Почти две трети экспорта услуг направлялось в страны дальнего зарубежья.

В импорте превалировали услуги, связанные с поездками (52,2 %), а также транспортные услуги (20,2 %).

Научно-техническая революция чрезвычайно разнообразит набор товаров и услуг, предлагаемых на мировом рынке. В част­ности, товаром становится технология, иначе говоря, комплекс научно-технических знаний о приемах и методах производства, а также формах его организации и управления.

Государственная политика в области научно-технического сотрудничества в Беларуси основана на приоритете националь­ных интересов с учетом реальной геополитической ситуации в мире и ориентирована на поддержку конкурентоспособных разработок и продвижение на мировой рынок продукции, соз­данной на основе отечественных новых высоких технологий.

В настоящее время индекс конкурентоспособности экономи­ческого роста любого государства на 50 % зависит от развития высоких технологий, без которых проблематично обеспечить устойчивый экономический рост. Расходы развитых стран на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в 10 раз больше, чем развивающихся.

По количеству выданных патентов на изобретения в расчете на  1   млн  жителей  Беларусь  имеет  одинаковый  показатель с Польшей, в 2 раза уступает России, в 5 раз — Германии, в 10 — США, в 15 раз — Японии.

Всего 20 % технологий, созданных национальными субъек­тами, патентуется за границей. При одинаковой численности населения за последние годы субъектами Чехии подано в 7 раз больше международных заявок на патентование изобретений, чем субъектами Беларуси.

В нашей республике свои технологические решения защи­щают более 50 государств. Патентная активность иностранных субъектов наиболее высока в экспортообразующих отраслях — химии, медицине, сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.

За время существования национальной патентной системы белорусскими субъектами подано только 78 заявок на междуна­родную регистрацию товарных знаков, в то время как зарубеж­ные заявители защитили в Беларуси 43 239 товарных знаков.

Интенсивное развитие мирохозяйственных связей требует высокой степени правового регулирования международных от­ношений в сфере интеллектуальной собственности. Охрана ин­теллектуальной собственности (объектов промышленной соб­ственности и авторского права) осуществляется в различных формах: это патенты исключительного права (на изобретения, промышленные образцы), свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания) и др.

Создатель признаваемого охраноспособного объекта интел­лектуальной собственности, защита которого оформлена надле­жащим образом, приобретает исключительное право на его ис­пользование, реализацию, передачу по договору (например, по лицензии).

Улучшению позиций Республики Беларусь в международ­ном научно-техническом обмене призвана содействовать госу­дарственная научно-техническая программа «Белавтотракторостроение», ориентированная на создание конкретных видов новой конкурентоспособной техники.

На постсоветском пространстве учеными НАН Беларуси и белорусских вузов в союзе с промышленниками страны разра­ботана техника, объем продаж которой только за 1999—2003 гг. составил 409,34 млн дол. При этом общие затраты на ее разра­ботку равнялись 67 млн дол. [7.c497-507]

Интернационализация хозяйственной жизни усиливает пе­ремещение между странами не только товаров, услуг, техноло­гий, но и капиталов. За последние 10 лет Беларусь привлекла около 4 млрд дол. США иностранных инвестиций. Валовой объем поступивших прямых инвестиций в 2004 г. — 897,8 млн дол. США; а за первое полугодие 2005 г. — 295,1 млн дол.

Основными инвесторами предприятий Беларуси были субъ­екты хозяйствования Швейцарии, России, Австрии, Виргин­ских островов, Германии.

К началу 2004 г. в Беларуси функционировали 2957 органи­заций с иностранными инвестициями, т.е. на 11 % больше, чем в 2002 г. Из них иностранных — 46,7 % , совместных — 53,3 % . В настоящее время разрабатываются проекты по совместно­му изготовлению медикаментов, скоростных лифтов предприя­тиями Беларуси и Москвы.

Московское предприятие ОАО «Тушино-Авто» совместно с РУП «МАЗ» и УП «Белкоммунмаш» приступили к досборке на производственных площадях ОАО «Тушинский машино­строительный завод» автобусов и троллейбусов. В рамках дан­ного проекта планировалось укомплектовать и продать в 2005 г. 200 единиц белорусской техники.

ОАО «Московские учебники и картолитография», печатаю­щее учебники для столичных школ России, намерено инвестиро­вать 2 млн евро в гомельский полиграфический комбинат «Сож». Кроме движения капиталов в предпринимательской форме, Беларусь участвует и в движении ссудного капитала. Кредиты и займы — обычные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг.

У Беларуси самый низкий среди постсоветских государств объем внешнего государственного долга. На 1 июля 2004 г. он составлял всего 662,8 млн дол. В других постсоветских странах он в несколько раз выше. В расчете на душу населения в Бела­руси приходится только 67 дол. внешнего долга, в то время как в Украине — 177, в России — 834 дол.

Если доля прямых инвестиций в иностранном капитале, привлеченном в Беларусь, составляет 51,6 %, портфельных — менее 0,1 %, то доля прочих инвестиций — 48,3 % общей сум­мы иностранных инвестиций, или 641,3 млн дол. США. Основ­ными формами привлечения прочих иностранных инвестиций были ссуды, займы, финансовый лизинг (44,3 %), иностранные кредиты (39,5 % общей суммы прочих инвестиций).

В 2000 г. при Совете Министров Республики Беларусь был создан Координационный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), в состав которого вошли: представители Немецкого экономического клуба; «Цейс—БелОМО» (Германия); «Штотц АгроСервис» (Германия); «НТК Славнефть» (РФ), «Кока-Кола» (Нидерланды); «Маерск Медикал» (Дания), «Минселко» (Тур­ция); «Рестораны Макдональдс» (США); «БаккоБисов» (Шве­ция); «СЖС» (Швейцария); представительство Международ­ной финансовой корпорации в Беларуси; представительство ПРООН в Беларуси.

В конце 2001 г. был учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), ставший преемником Ко­ординационного совета. В его работе участвует Белорусская торгово-промышленная палата. На регулярной основе происхо­дят поездки представителей деловых кругов Беларуси в другие страны, их цель — презентация инвестиционных проектов, ознакомление потенциальных иностранных партнеров с усло­виями работы в республике. Кроме того, активную роль по при­влечению иностранных инвестиций играют посольства Респуб­лики Беларусь за рубежом.

С целью стимулирования инвестиционного процесса в рес­публике были созданы рабочие группы («Совершенствование налогового законодательства и системы бухгалтерского учета», «Создание благоприятного имиджа Беларуси за рубежом», «Со­вершенствование инвестиционного законодательства», «Совер­шенствование таможенного законодательства»), которые про­анализировали соответствующие юридические акты Беларуси и разработали предложения по их доработке.

Одним из важных и непростых аспектов интернационализа­ции экономических отношений в мире является международ­ная миграция рабочей силы. Эта проблема стала актуальной и для Беларуси.

В начале XXI в. свыше 150 млн человек на планете прожи­вают вне пределов государств происхождения, более 70 млн че­ловек работают за границей. Кроме того, в настоящее время на­считывается свыше 15 млн беженцев и лиц, ищущих убежище.

Миграция вносит свой вклад в общий процесс изменения уровня населения и демографической ситуации в целом.

Если число въезжающих в страну больше числа выезжаю­щих, следствиями могут стать рост безработицы и потенциаль­ное усиление напряженности на этнической почве. Преоблада­ние числа выезжающих из страны способно повлечь за собой нехватку рабочей силы, в том числе в ключевых сферах эконо­мической деятельности.

На постсоветском пространстве самым иммиграционным го­сударством, избираемым иностранцами в качестве постоянного места жительства, является Республика Беларусь, здесь на 1000 человек приходится 2,66 мигранта  Экономический потенциал Республики Беларусь обусловли­вает экспортную ориентацию народного хозяйства, позволяет вести активную (агрессивную) внешнеэкономическую полити­ку. К ее основным направлениям, в частности, можно отнести:

•  регулирование развития внешнеэкономических  связей в выгодном для интересов государства направлении;

•  защиту отечественных  товаропроизводителей,  создание условий для поддержки их конкурентоспособности;

•  стратегическое планирование и прогнозирование разви­тия внешнеэкономических процессов;

•  финансовую, информационную, научную, правовую, дип­ломатическую, организационную и другую поддержку эффек­тивного развития внешнеэкономических связей. Основной задачей внешнеэкономической деятельности дол­жно стать восстановление и развитие связей с традиционными рынками стран ближнего зарубежья, особенно России. Респуб­лика Беларусь, строя свою внешнеэкономическую политику на принципах многовекторности, будет продолжать торгово-экономическое сотрудничество со всеми странами, включая партне­ров из дальнего зарубежья, и их региональными объединения­ми, с различными союзами и международными организациями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.