В товарной структуре импорта лидируют минеральные продукты (26,9 %), машины, оборудование и транспортные средства (23,9 %), продукция химической промышленности (13,7 %) продовольственные товары и сырье для их производства (12 %)
Важной задачей для Республики Беларусь является повышение доли высокотехнологичного экспорта в общем объем промышленного экспорта, которая в настоящее время составляет немногим более 3 % , в то время как в странах ЕС — 20 %
США — 30 % .
Наиболее существенный вклад в экспорт инновационной продукции вносят в Беларуси отрасли — лидеры по внедрении новой техники и технологий. На долю машиностроения и металлообработки приходится примерно 55 % общего количеств созданных в промышленности передовых технологий и 36% всей экспортируемой инновационной продукции. В этих же отраслях патентуется наибольшее количество результатов НИОКР (химия, нефтехимия, черная металлургия).
Развитие мирового хозяйства в последние десятилетия свидетельствует о бурном развитии сферы услуг, темпы роста международной торговли услугами в 1,5—2 раза опережают рост торговли товарами.
Внешняя торговля услугами в Республике Беларусь в 2004 г. в сумме составила 2786,6 млн дол. США. Во внешней торговле услугами сформировалось положительное сальдо в размере 712,6 млн дол. Международный оборот услуг в январе—августе 2005 г. составил 2216,1 млн дол. США, сальдо сформировалось положительное — 578,9 млн дол.
В экспорте услуг преобладали транспортные услуги (57 %), связанные с поездками (17,8 %), прочие деловые услуги, в частности, юридические и бухгалтерские, консультационные услуги в области управления, услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка (13,3 %), научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки, архитектурные, инженерные услуги, услуги связи (4,7 %), а также строительные услуги (4 %). Почти две трети экспорта услуг направлялось в страны дальнего зарубежья.
В импорте превалировали услуги, связанные с поездками (52,2 %), а также транспортные услуги (20,2 %).
Научно-техническая революция чрезвычайно разнообразит набор товаров и услуг, предлагаемых на мировом рынке. В частности, товаром становится технология, иначе говоря, комплекс научно-технических знаний о приемах и методах производства, а также формах его организации и управления.
Государственная политика в области научно-технического сотрудничества в Беларуси основана на приоритете национальных интересов с учетом реальной геополитической ситуации в мире и ориентирована на поддержку конкурентоспособных разработок и продвижение на мировой рынок продукции, созданной на основе отечественных новых высоких технологий.
В настоящее время индекс конкурентоспособности экономического роста любого государства на 50 % зависит от развития высоких технологий, без которых проблематично обеспечить устойчивый экономический рост. Расходы развитых стран на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в 10 раз больше, чем развивающихся.
По количеству выданных патентов на изобретения в расчете на 1 млн жителей Беларусь имеет одинаковый показатель с Польшей, в 2 раза уступает России, в 5 раз — Германии, в 10 — США, в 15 раз — Японии.
Всего 20 % технологий, созданных национальными субъектами, патентуется за границей. При одинаковой численности населения за последние годы субъектами Чехии подано в 7 раз больше международных заявок на патентование изобретений, чем субъектами Беларуси.
В нашей республике свои технологические решения защищают более 50 государств. Патентная активность иностранных субъектов наиболее высока в экспортообразующих отраслях — химии, медицине, сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.
За время существования национальной патентной системы белорусскими субъектами подано только 78 заявок на международную регистрацию товарных знаков, в то время как зарубежные заявители защитили в Беларуси 43 239 товарных знаков.
Интенсивное развитие мирохозяйственных связей требует высокой степени правового регулирования международных отношений в сфере интеллектуальной собственности. Охрана интеллектуальной собственности (объектов промышленной собственности и авторского права) осуществляется в различных формах: это патенты исключительного права (на изобретения, промышленные образцы), свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания) и др.
Создатель признаваемого охраноспособного объекта интеллектуальной собственности, защита которого оформлена надлежащим образом, приобретает исключительное право на его использование, реализацию, передачу по договору (например, по лицензии).
Улучшению позиций Республики Беларусь в международном научно-техническом обмене призвана содействовать государственная научно-техническая программа «Белавтотракторостроение», ориентированная на создание конкретных видов новой конкурентоспособной техники.
На постсоветском пространстве учеными НАН Беларуси и белорусских вузов в союзе с промышленниками страны разработана техника, объем продаж которой только за 1999—2003 гг. составил 409,34 млн дол. При этом общие затраты на ее разработку равнялись 67 млн дол. [7.c497-507]
Интернационализация хозяйственной жизни усиливает перемещение между странами не только товаров, услуг, технологий, но и капиталов. За последние 10 лет Беларусь привлекла около 4 млрд дол. США иностранных инвестиций. Валовой объем поступивших прямых инвестиций в 2004 г. — 897,8 млн дол. США; а за первое полугодие 2005 г. — 295,1 млн дол.
Основными инвесторами предприятий Беларуси были субъекты хозяйствования Швейцарии, России, Австрии, Виргинских островов, Германии.
К началу 2004 г. в Беларуси функционировали 2957 организаций с иностранными инвестициями, т.е. на 11 % больше, чем в 2002 г. Из них иностранных — 46,7 % , совместных — 53,3 % . В настоящее время разрабатываются проекты по совместному изготовлению медикаментов, скоростных лифтов предприятиями Беларуси и Москвы.
Московское предприятие ОАО «Тушино-Авто» совместно с РУП «МАЗ» и УП «Белкоммунмаш» приступили к досборке на производственных площадях ОАО «Тушинский машиностроительный завод» автобусов и троллейбусов. В рамках данного проекта планировалось укомплектовать и продать в 2005 г. 200 единиц белорусской техники.
ОАО «Московские учебники и картолитография», печатающее учебники для столичных школ России, намерено инвестировать 2 млн евро в гомельский полиграфический комбинат «Сож». Кроме движения капиталов в предпринимательской форме, Беларусь участвует и в движении ссудного капитала. Кредиты и займы — обычные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг.
У Беларуси самый низкий среди постсоветских государств объем внешнего государственного долга. На 1 июля 2004 г. он составлял всего 662,8 млн дол. В других постсоветских странах он в несколько раз выше. В расчете на душу населения в Беларуси приходится только 67 дол. внешнего долга, в то время как в Украине — 177, в России — 834 дол.
Если доля прямых инвестиций в иностранном капитале, привлеченном в Беларусь, составляет 51,6 %, портфельных — менее 0,1 %, то доля прочих инвестиций — 48,3 % общей суммы иностранных инвестиций, или 641,3 млн дол. США. Основными формами привлечения прочих иностранных инвестиций были ссуды, займы, финансовый лизинг (44,3 %), иностранные кредиты (39,5 % общей суммы прочих инвестиций).
В 2000 г. при Совете Министров Республики Беларусь был создан Координационный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), в состав которого вошли: представители Немецкого экономического клуба; «Цейс—БелОМО» (Германия); «Штотц АгроСервис» (Германия); «НТК Славнефть» (РФ), «Кока-Кола» (Нидерланды); «Маерск Медикал» (Дания), «Минселко» (Турция); «Рестораны Макдональдс» (США); «БаккоБисов» (Швеция); «СЖС» (Швейцария); представительство Международной финансовой корпорации в Беларуси; представительство ПРООН в Беларуси.
В конце 2001 г. был учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), ставший преемником Координационного совета. В его работе участвует Белорусская торгово-промышленная палата. На регулярной основе происходят поездки представителей деловых кругов Беларуси в другие страны, их цель — презентация инвестиционных проектов, ознакомление потенциальных иностранных партнеров с условиями работы в республике. Кроме того, активную роль по привлечению иностранных инвестиций играют посольства Республики Беларусь за рубежом.
С целью стимулирования инвестиционного процесса в республике были созданы рабочие группы («Совершенствование налогового законодательства и системы бухгалтерского учета», «Создание благоприятного имиджа Беларуси за рубежом», «Совершенствование инвестиционного законодательства», «Совершенствование таможенного законодательства»), которые проанализировали соответствующие юридические акты Беларуси и разработали предложения по их доработке.
Одним из важных и непростых аспектов интернационализации экономических отношений в мире является международная миграция рабочей силы. Эта проблема стала актуальной и для Беларуси.
В начале XXI в. свыше 150 млн человек на планете проживают вне пределов государств происхождения, более 70 млн человек работают за границей. Кроме того, в настоящее время насчитывается свыше 15 млн беженцев и лиц, ищущих убежище.
Миграция вносит свой вклад в общий процесс изменения уровня населения и демографической ситуации в целом.
Если число въезжающих в страну больше числа выезжающих, следствиями могут стать рост безработицы и потенциальное усиление напряженности на этнической почве. Преобладание числа выезжающих из страны способно повлечь за собой нехватку рабочей силы, в том числе в ключевых сферах экономической деятельности.
На постсоветском пространстве самым иммиграционным государством, избираемым иностранцами в качестве постоянного места жительства, является Республика Беларусь, здесь на 1000 человек приходится 2,66 мигранта Экономический потенциал Республики Беларусь обусловливает экспортную ориентацию народного хозяйства, позволяет вести активную (агрессивную) внешнеэкономическую политику. К ее основным направлениям, в частности, можно отнести:
• регулирование развития внешнеэкономических связей в выгодном для интересов государства направлении;
• защиту отечественных товаропроизводителей, создание условий для поддержки их конкурентоспособности;
• стратегическое планирование и прогнозирование развития внешнеэкономических процессов;
• финансовую, информационную, научную, правовую, дипломатическую, организационную и другую поддержку эффективного развития внешнеэкономических связей. Основной задачей внешнеэкономической деятельности должно стать восстановление и развитие связей с традиционными рынками стран ближнего зарубежья, особенно России. Республика Беларусь, строя свою внешнеэкономическую политику на принципах многовекторности, будет продолжать торгово-экономическое сотрудничество со всеми странами, включая партнеров из дальнего зарубежья, и их региональными объединениями, с различными союзами и международными организациями
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10