Рефераты. Мировое хозяйство: сущность, эволюция и проблемы функционирования

  Таким образом, современный мир стремительно движется к новой, синтезированной модели развития. Ее характеризуют не только качественное обновление технологической базы производства, широкое внедрение ресурсе- и энергосберегающих технологий, но и принципиально важные сдвиги в структуре, содержании и характере процессов производства и потребления. Мировое сообщество постепенно преодолевает несостоятельный комплекс «борьбы двух систем». Но слом биполярной модели международных отношений выявил другой острейший конфликт в мире — между центральной (Север) и периферийными частями (Юг) в структуре мирового хозяйства. Проблема выживания делает необходимой органичную интеграцию этих двух частей на основе их взаимной адаптации и активных связей.

III. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.

3.1 Анализ внешних угроз РБ на пути её становления

Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.

Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить со­хранение экономического суверенитета страны, рост конкурен­тоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых эко­номических процессов. К числу важнейших факторов, опреде­ляющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

v    конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;

v    объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП:

v    товарную диверсификацию экспорта и импорта;

v    долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

v    внешнюю задолженность.

Республика Беларусь в последние годы имеет отрицательное

сальдо внешней торговли товарами.  В  2003 г.  оно составило

1540т6 млн дол. США, увеличившись, по сравнению с 2000 г., в

1,4 раза.[11,с104]


Основной источник формирования внешнеторгового дефи­цита — существенное превышение ввоза промежуточных това­ров (энергоносителей, сырья, материалов и комплектующих)над их вывозом. По группе промежуточных товаров отрица­тельное сальдо составило 2019,4 млн дол. США, в том числе по энергетическим товарам — 930 млн дол. Поставки инвестици­онных товаров осуществлялись практически в равных объе­мах: экспорт (преимущественно транспортные средства) —  млн дол., импорт (в основном различные виды машин и оборудования) — 1245,5 млн дол. Экспорт потребительских товаров превысил их импорт на 528 млн дол. США. Уличению отрицательного товарного сальдо во многом способствовал рост цен на нефть и газ, поставляемые из России. 003 г. ситуация в торговле с Российской Федерацией, в отличие от условий внешней торговли в целом, определялась значительным превышением индекса средних цен импорта (113ТВ %) над индексом средних цен экспорта (108,1 %) при об­ратном соотношении индексов физического объема (113,9 % — по экспорту, 112,1 % — по импорту). Приведенные данные ука­зывают на то, что в 2003 г. на российский рынок Республика Беларусь поставила продукции больше, чем приобрела. Однако сальдо торговли Беларуси с Россией в 2003 г. осталось отрица­тельным и составило 2660,6 млн дол. США, тогда как со всеми странами вне СНГ в целом было положительным (1012 млн дол. США).

Серьезную угрозу внешнеэкономической безопасности рес­публики представляет низкая диверсификация экспорта и им­порта товаров. Несмотря на то, что в 2003 г. белорусские товары поставлялись на рынки 138 государств и импортировалась про­дукция из 144 стран, основными торговыми партнерами Беларуси являются: Россия — 58 % всего объема товарооборота, Германия — 5,8, Великобритания — 4,7, Польша — 3,6, Укра-3,3, Нидерланды — 2,4, Италия и Литва — 2, Латвия —  1,2 % . На долю этих государств приходится 84,3 % белорусского экспорта и 86 % импорта.

Отрицательное сальдо торгового баланса Республики Бела­ последние годы связано не столько с недостаточной конкурентоспособностью белорусских товаров на внешних рынках, сколько с высоким удельным весом в общем импорте энер­горесурсов и комплектующих изделий.

Серьезные угрозы экономической безопасности и полити­ческому имиджу любой страны создают размер внешнего долга и тенденция к его росту. Государство вынуждено затрачивать на погашение долга значительные бюджетные средства. Безо­пасным уровнем внешнего долга в мировой практике принято считать такой, на обслуживание которого направляется не бо­лее 25 % общих валютных поступлений страны. Внешний госу­дарственный долг Республики Беларусь на 01.01.2004 г. составил 735,4 млн дол. США при утвержденном лимите 2,9 млрд дол. США, по сравнению с 2003 г. он снизился на 9,6 %. Внешний долг небольшой и не представляет угрозы экономической безо­пасности страны.

Экономическая безопасность тесно взаимосвязана с демогра­фическими, социальными, экологическими, информационны­ми и оборонными аспектами национальной безопасности. Угрозы экономической безопасности — это негативные фак­торы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздей­ствие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономи­ческие условия жизнедеятельности человека. Для оценки реального состояния экономической безопас­ности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Они должны быть научно обоснованы и официально признаны. В нашей стране впервые пороговые значения и показатели социаль­но-экономической безопасности были определены в Националь­ной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Бела­русь в марте 1997 г. Расширенное исследование проблем эконо­мической безопасности осуществлялось в НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь (с 1997 г. в рамках Государ­ственной научно-технической программы. «Экономика и соци­альная политика»), а также в Институте экономики Нацио­нальной академии наук Беларуси и Институте национальной безопасности Республики Беларусь.

Важнейшие показатели экономической безопасности опреде­лены в Национальной стратегии устойчивого социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на период до 2020 го­да (табл. 2.1).




                                                                                                                                    Таблица 3.1

Показатели экономической безопасности Республики Беларусь

Показатель

Порогоое значение
показателя

Значение показателя в
Республик Беларусь

 

 

Вероятные соц.-полит, 
экономические и
экологические
последствия в случае
выхода за порогоовые
значения

 

 

2002г.

2010г.

2020г.

 

1

2

3

4

5

6

Валовый внутренний
продукт (ВВП) по паритету поку-
пательной способно-
сти на душу населения,тыс.дол. США

Не менее 12

6

14,2

24,7

Депрессивное состояние экономики,
соц.нестабильность, утечка капиталов

Дефицит консолидированного
 государственного
бюджета к ВВП,%

Не более 3

0,2

Не более 2

Не более 2

Проблемы с источниками по-
крытия дефицита, возрастание затрат
на обслуживание государственного долга

Степень износа активной части основных производ-
ственных фондов,%

Не более 60

75

65

60

Снижение конкурентоспособности
 и качества продукции,рост
энергоемкости,затрат на ремонт
 и ликвидацию аварий

Объем инвестиций к ВВП,%

Не менее 20

17,2

23-24

26-27

Замедление экономического
 роста,падение конкуренто-
способности

Уровень инфляции ИПЛ( декабрь к декабрю предыдущего года),%

Не более 40

34.8

8--10

4--6

Снижене инвестиционной
активности макроэкономическая
 нестабильность,демоне-
тизация и долларизация
 экомомики

Уровень рентабельности  в среднем по экономике,%

Не менее 10

8,7

12--17

15--20

Ухудшение финансового
состояния реального
сектора экономики ,пореря
 основных и оборотных средств

Доля импорта
продовольственных  товаров в общем объеме их рознечного товарооборота,%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.