Таким образом, современный мир стремительно движется к новой, синтезированной модели развития. Ее характеризуют не только качественное обновление технологической базы производства, широкое внедрение ресурсе- и энергосберегающих технологий, но и принципиально важные сдвиги в структуре, содержании и характере процессов производства и потребления. Мировое сообщество постепенно преодолевает несостоятельный комплекс «борьбы двух систем». Но слом биполярной модели международных отношений выявил другой острейший конфликт в мире — между центральной (Север) и периферийными частями (Юг) в структуре мирового хозяйства. Проблема выживания делает необходимой органичную интеграцию этих двух частей на основе их взаимной адаптации и активных связей.
III. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.
3.1 Анализ внешних угроз РБ на пути её становления
Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.
Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:
v конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;
v объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП:
v товарную диверсификацию экспорта и импорта;
v долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;
v внешнюю задолженность.
Республика Беларусь в последние годы имеет отрицательное
сальдо внешней торговли товарами. В 2003 г. оно составило
1540т6 млн дол. США, увеличившись, по сравнению с 2000 г., в
1,4 раза.[11,с104]
Основной источник формирования внешнеторгового дефицита — существенное превышение ввоза промежуточных товаров (энергоносителей, сырья, материалов и комплектующих)над их вывозом. По группе промежуточных товаров отрицательное сальдо составило 2019,4 млн дол. США, в том числе по энергетическим товарам — 930 млн дол. Поставки инвестиционных товаров осуществлялись практически в равных объемах: экспорт (преимущественно транспортные средства) — млн дол., импорт (в основном различные виды машин и оборудования) — 1245,5 млн дол. Экспорт потребительских товаров превысил их импорт на 528 млн дол. США. Уличению отрицательного товарного сальдо во многом способствовал рост цен на нефть и газ, поставляемые из России. 003 г. ситуация в торговле с Российской Федерацией, в отличие от условий внешней торговли в целом, определялась значительным превышением индекса средних цен импорта (113ТВ %) над индексом средних цен экспорта (108,1 %) при обратном соотношении индексов физического объема (113,9 % — по экспорту, 112,1 % — по импорту). Приведенные данные указывают на то, что в 2003 г. на российский рынок Республика Беларусь поставила продукции больше, чем приобрела. Однако сальдо торговли Беларуси с Россией в 2003 г. осталось отрицательным и составило 2660,6 млн дол. США, тогда как со всеми странами вне СНГ в целом было положительным (1012 млн дол. США).
Серьезную угрозу внешнеэкономической безопасности республики представляет низкая диверсификация экспорта и импорта товаров. Несмотря на то, что в 2003 г. белорусские товары поставлялись на рынки 138 государств и импортировалась продукция из 144 стран, основными торговыми партнерами Беларуси являются: Россия — 58 % всего объема товарооборота, Германия — 5,8, Великобритания — 4,7, Польша — 3,6, Укра-3,3, Нидерланды — 2,4, Италия и Литва — 2, Латвия — 1,2 % . На долю этих государств приходится 84,3 % белорусского экспорта и 86 % импорта.
Отрицательное сальдо торгового баланса Республики Бела последние годы связано не столько с недостаточной конкурентоспособностью белорусских товаров на внешних рынках, сколько с высоким удельным весом в общем импорте энергоресурсов и комплектующих изделий.
Серьезные угрозы экономической безопасности и политическому имиджу любой страны создают размер внешнего долга и тенденция к его росту. Государство вынуждено затрачивать на погашение долга значительные бюджетные средства. Безопасным уровнем внешнего долга в мировой практике принято считать такой, на обслуживание которого направляется не более 25 % общих валютных поступлений страны. Внешний государственный долг Республики Беларусь на 01.01.2004 г. составил 735,4 млн дол. США при утвержденном лимите 2,9 млрд дол. США, по сравнению с 2003 г. он снизился на 9,6 %. Внешний долг небольшой и не представляет угрозы экономической безопасности страны.
Экономическая безопасность тесно взаимосвязана с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами национальной безопасности. Угрозы экономической безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Для оценки реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Они должны быть научно обоснованы и официально признаны. В нашей стране впервые пороговые значения и показатели социально-экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в марте 1997 г. Расширенное исследование проблем экономической безопасности осуществлялось в НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь (с 1997 г. в рамках Государственной научно-технической программы. «Экономика и социальная политика»), а также в Институте экономики Национальной академии наук Беларуси и Институте национальной безопасности Республики Беларусь.
Важнейшие показатели экономической безопасности определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (табл. 2.1).
Таблица 3.1
Показатели экономической безопасности Республики Беларусь
Показатель
Порогоое значение показателя
Значение показателя в Республик Беларусь
Вероятные соц.-полит, экономические и экологические последствия в случае выхода за порогоовые значения
2002г.
2010г.
2020г.
1
2
3
4
5
6
Валовый внутренний продукт (ВВП) по паритету поку- пательной способно- сти на душу населения,тыс.дол. США
Не менее 12
14,2
24,7
Депрессивное состояние экономики, соц.нестабильность, утечка капиталов
Дефицит консолидированного государственного бюджета к ВВП,%
Не более 3
0,2
Не более 2
Проблемы с источниками по- крытия дефицита, возрастание затрат на обслуживание государственного долга
Степень износа активной части основных производ- ственных фондов,%
Не более 60
75
65
60
Снижение конкурентоспособности и качества продукции,рост энергоемкости,затрат на ремонт и ликвидацию аварий
Объем инвестиций к ВВП,%
Не менее 20
17,2
23-24
26-27
Замедление экономического роста,падение конкуренто- способности
Уровень инфляции ИПЛ( декабрь к декабрю предыдущего года),%
Не более 40
34.8
8--10
4--6
Снижене инвестиционной активности макроэкономическая нестабильность,демоне- тизация и долларизация экомомики
Уровень рентабельности в среднем по экономике,%
Не менее 10
8,7
12--17
15--20
Ухудшение финансового состояния реального сектора экономики ,пореря основных и оборотных средств
Доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их рознечного товарооборота,%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10