Рефераты. Мировое хозяйство: сущность, эволюция и проблемы функционирования



 

Рис.4.6 Динамика рентабельности отраслей промышленности РБ

 

Еще одно важное обстоятельство, которое вытекает из приведенного графика. Рентабельность более высока в топливной промышленности, которая работает вне условий международной конкуренции, и отличается монопольной структурой рынка. В тоже время более низкие показатели рентабельности характеризуют преимущественно ориентированное на внешний рынок машиностроение. Международная экономика дает примеры иного рода. Обычно ресурсы, которые задействованы на производство не торгуемых товаров и услуг отличаются меньшей степенью отдачи ресурсов, что детерминировано различием уровня дохода потребителя в своей стране и за рубежом. У нас все наоборот или почти наоборот. [8,c44-49]



4.2 Вступление РБ во Всемирную торговую организацию


Вступле­ние страны в организацию ожи­дается в следующем году, а если не в 2006-м, то в 2007 году.

Законодательство страны уже практически полностью приве­дено в соответствие с нормами ВТО, подчеркнул представитель МИДа. С 15 июня вступили в действие нор­мы Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №346-3 «О мерах по защите экономических интересов Рес­публики Беларусь при осущест­влении внешней торговой поли­тики» и Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №347-3 «О государствен­ном регулировании внешнетор­говой деятельности», который фактически «прописывает» в законодательство в виде норм прямого действия важнейшие требования ГАТТ. В связи с этим основными принципы ГАТТ/ВТО является:

На первом месте стоит за­прет какой-либо дискримина­ции товара. На внутреннем рын­ке к отечественному и импортно­му товарам должны применяться абсолютно одинаковые правила - начиная с налогов и заканчивая рекламой и размещением на пол­ках магазинов.

Второе. Недопустимо товар из страны А облагать налогами или пошлинами большими, чем товар из страны Б. Все товары, прохо­дящие по импорту, пользуются одинаковым режимом. Правда, это требование не касается ин­теграционных союзов и зон сво­бодной торговли.

Третье. Ограничительные ме­ры, прежде всего лицензирование, применяются лишь в том случае, если есть угроза жизни, здоровью граждан и принципиальным госу­дарственным интересам.

Четвертое. Сборы, которые го­сударство взимает за оформление внешнеторговых сделок, и реше­ния связанных с этим вопросов не могут исчисляться от цены сделки. В таких случаях должна использо­ваться фиксированная ставка.

Пятое. Все нормативные ак­ты, касающиеся внешней тор­говли, надо сначала обсуждать с теми, чьи интересы они затра­гивают, затем официально опуб­ликовывать и только после этого они могут вступать в законную силу. Никакой нормативный акт не может вступить в действие за­дним числом.

Шестой принцип касается тех­нического нормирования и регу­лирования. Он предусматривает, что технические стандарты, устанавливаются только там, где есть угроза жизни, здоровью людей и принципиальным госу­дарственным интересам. При введении новых стандартов госу­дарство обязательно советуется со своими торговыми партнера­ми. Все остальные стандарты ус­танавливаются предприятиями, ассоциациями добровольно.

Однако ВТО требует от стра­ны-кандидата не только привес­ти свое законодательство в со­ответствие с нормами организа­ции, но и продемонстрировать, как работает правоприменитель­ная практика. С последним в Беларуси су­ществуют некоторые проблемы, и в ближайшее время правительство намерено активно заниматься их решением. Понятно, однако, что, вступая в ВТО, страна принимает на себя и обязательства в долгосрочной перспективе привести уровень тарифной защиты к стандар­там этой организа­ции. Каковы будут перспективы тако­го нивелирования? Ответ на это воп­рос попытались дать   специалисты МИДа и Институ­та экономики НАН Беларуси, подго­товившие    анали­тический  прогноз социально-эконо­мических последс­твий    вступления Республики   Бела­русь в ВТО. Основной вы­вод авторов докла­да довольно опти­мистичен: «Созда­ние новых рабочих мест  в  растущих отраслях промыш­ленности одновре­менно с  развити­ем сферы услуг и сектора нацио­нальной  экономики,  основанно­го на иностранных инвестициях, а также рост производительности труда вследствие усиления кон­куренции с зарубежными произ­водителями образуют механизм, посредством которого будет реа­лизована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ус­корение долгосрочного экономи­ческого роста на экспортоориентированной основе».

Содержится в докладе и эко­номический расчет среднесроч­ного экономического эффек­та, который может получить на­ша страна от вступления в ВТО. Цена вопроса, делают вывод ав­торы документа, составляет по­рядка 250 - 270 млн. долл. в год - такой выигрыш могут получить белорусские экспортеры в слу­чае отмены антидемпинга и иных специальных защитных и нетарифных мер стран ВТО.

В то же время либерализа­ция правил импорта для отраслей экономики будет иметь различ­ные последствия. Так, уже в пер­вый год вступления в ВТО можно ожидать превышения выигрыша над потерями в топливной про­мышленности и черной металлур­гии. Как минимум не произойдет ухудшения состояния химичес­кой и нефтехимической промыш­ленности, машиностроительно­го и лесного комплексов. Эти от­расли, согласно исследованиям, имеют достаточный запас финан­совой прочности по отношению к последствиям либерализации конкурирующего импорта. Нега­тивные последствия вступления в ВТО могут быть наиболее высоки в легкой, пищевой промышлен­ности и промышленности строи­тельных материалов.

Анализируя требования ВТО относительно сокращения госу­дарственной поддержки агро­промышленного комплекса, можно сделать выво­д, что реализация этих мер в Беларуси (вариант «желтой кор­зины») приведет к росту себес­тоимости сельхозпродукции не более чем на 1% в год, что впол­не приемлемо. Вместе с тем следует отметить необходи­мость изменения системы це­нообразования. Она не должна препятствовать повышению цен в соответствии с объективным ростом переменных издержек сельхозпредприятий.

Достаточно оптимистичен и прогноз по транспорту. В частнос­ти, прогнозные расчеты показыва­ют, что в результате вступления в ВТО положительное сальдо тор­говли транспортными услугами составит 1260,7 долл., в том числе 93 млн. долл. - прирост, достигае­мый благодаря вступлению в ВТО.

В отношении национальной банковской системы эксперты придерживаются той точки зрения, что вступле­ние Беларуси в ВТО не окажет на нее существенно­го влияния, так как иностранные и бе­лорусские банки работают в разных нишах. В частнос­ти, иностранные банки скорее все­го сосредоточатся на обслуживании и кредитовании, проведении международных рас­четов, привлечении средств с ми­ровых рынков капитала, кредито­вании населения. При этом боль­шинство иностранных банков про­должит работу главным образом в Минске и областных центрах, не стремясь к развитию филиальной сети в областях. Белорусские бан­ки сохранят доминирующее при­сутствие в экономике, используя свои конкурентные преимущес­тва при работе в условиях повы­шенных рисков и нестабильной макроэкономической среды.

Проблемной, может стать сфера ин­формационных и телекоммуни­кационных услуг.

У нас слабо развита ее техни­ческая инфраструктура, в частнос­ти, отсутствуют операторы, оказы­вающие услуги IP-телефонии. РО «Белтелеком» - подведомственная Минсвязи организация - являет­ся на этом рынке чистым монопо­листом. Поэтому вступление Бела­руси в ВТО потребует либерали­зации данного сегмента рынка и создания условий для конкурент­ного развития уже действующих поставщиков услуг.

Поскольку финансовое состо­яние отечественных предприятий после вступления Беларуси в ВТО в целом должно улучшиться, со­циальные последствия этого шага также не должны оказаться отри­цательными, гово­рится в докладе.

Прогнозиру­емое для некото­рых производств снижение объ­ема реализован­ной продукции на 2 - 3% в результа­те либерализации конкурирующего импорта   не   образует основы для существенного роста безработицы. Ускоренное же развитие экспортоориентированных отраслей, а также малого и среднего бизнеса создаст допол­нительные рабочие места. Как известно, Россия сегодня находится буквально на пороге вступления в ВТО и очень веро­ятно, что членом этой организа­ции она станет раньше Беларуси. Проанализированы воз­можные последствия такой асинхронии для нашей страны. Пре­жде всего отмечается, что дейс­твующие в РФ ставки таможен­ных пошлин на товары, которые составляют основу белорусского экспорта в эту страну, сопостави­мы со ставками таможенных пош­лин, предложенных Россией на переговорах с ВТО. Если говорить о тотальном откры­тии российского рынка для това­ров из третьих стран по заверше­нии процесса вступления России в ВТО - начальный уровень «свя­зывания» средневзвешенных ста­вок таможенных пошлин по раз­делам ТН ВЭД, заявленных РФ на переговорах с ВТО, превышает ныне действующий уровень ста­вок таможенных пошлин. Поэто­му реальной угрозы потерять ры­нок России в результате присо­единения этой страны к ВТО, для Бе­ларуси не существует.


Вместе с тем уровень разви­тия рыночных механизмов регу­лирования и саморегулирования экономики в РФ в настоящий момент объективно выше, чем в Беларуси, что найдет свое отра­жение в структуре обязательств России перед ВТО. Для Белару­си будут выдви­нуты дополнительные условия членства в ВТО. Следователь­но, Беларусь должна стать полно­правным членом ВТО.

Прогнозные расчеты показывают, что вступление в ВТО приведет к приросту всех трех исследованных показателей. При этом дополнительный прирост экспорта транспорт­ных услуг значительно превышает прирост импорта, что можно рассматривать как чис­тый позитивный эффект от вступления в ВТО.

В отношении последствий вступления Беларуси в ВТО для банковского сектора разработчиками Комплексного прогноза полу­чены следующие основные результаты. В сред­несрочном периоде (5-6 лет) доля банковско­го рынка, контролируемая иностранными бан­ками, приблизится к законодательно ограни­ченной. После перераспределения рынка отечественные коммерческие банки в привле­чении ресурсов будут охватывать примерно 85-90% вкладчиков-физических лиц, в оте­чественных банках будет также сконцентрировано 100% коммерческих государственных предприятий и частично (порядка 50%) сред­ства предприятий частного сектора и небан­ковских финансовых организаций. Доля оте­чественных банков на кредитном рынке будет колебаться в пределах 55-60%.

Исследованы последствия вступления республики в ВТО для сферы информацион­ных и телекоммуникационных услуг. При вступлении в ВТО необходимо будет обеспе­чить равные условия конкуренции отечествен­ных и зарубежных поставщиков информаци­онных услуг, а также урегулировать вопросы налогообложения информационных услуг. В результате на рынке информационных услуг будет создан механизм конкурентного ценооб­разования. Допуск иностранных поставщиков на рынок информационных услуг Республи­ки Беларусь в режиме коммерческого присут­ствия в значительной мере поможет предотв­ратить большой отток из страны квалифици­рованных кадров в области информационных услуг и электронной торговли. Вызывает опа­сения готовность РО «Белтелеком» и коммер­ческих провайдеров республики к конкурен­ции в области информационных услуг с ино­странными предприятиями.

Исследование последствий вступления Беларуси в ВТО для финансово-экономичес­кого состояния отечественных предприятий показало, что вступление в ВТО не приведет к единовременному массовому высвобождению трудовых ресурсов в отраслях, конкурирую­щих с импортом. Прогнозируемое для некото­рых производств снижение объема реализован­ной продукции на 2-3% в результате либера­лизации конкурирующего импорта не обра­зует основы для существенного роста безработицы в краткосрочном плане.

Вступление в ВТО ускорит процесс струк­турной перестройки национальной экономи­ки и приведения отраслевых пропорций про­изводства товаров и услуг в соответствие с требованиями внутреннего и внешнего спро­са. Это означает более четкое разделение от­раслей и отдельных производств в экономике на растущие и сокращающиеся, что будет со провождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в рас­тущие. Прогнозируется, что основная часть процесса перераспределения трудовых ресур­сов будет происходить внутри промышленно­го сектора - между отдельными отраслями промышленности. Предварительные расчеты, учитывающие рост объемов производства пос­ле вступления в ВТО и сложившиеся в от­дельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях эконо­мики образует механизм, посредством которо­го будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение дол­госрочного экономического роста на экспортоориентированной основе.

Заключение

Мировое хозяйство является неотъемлемой частью нашей жизни, оно помогает разобраться в отдельных производствах и областях.

Благодаря накопленному опыту стран всего мира, учитывая ошибки истории, можно наблюдать подъём экономики отдельных хозяйств в более развитых странах. Также становление развивающихся стран экономически развитых, даст возможность им развиваться без ошибок.

Главные стороны, которые были рассмотрены в данной курсовой работе:

1.                               проблемы миграции в мировом хозяйстве - на современном этапе мировое сообщество переходит к координа­ции усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллек­тивному регулированию миграционных потоков. Организационно-ин­ституциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономиче­ские организации) и национальном (в основном промышленно разви­тыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграци­онные потоки.

2.                               международная экономическая интеграция - углубление международного разделения труда, специали­зации и кооперации производства; ускорение научно-технического прогресса, развитие и внед­рение информационных технологий; расширение региональных группировок; формирование региональных рынков; интернационализация хозяйственной жизни; создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

3.                               роль Республики Беларусь в интеграционных процессах -  транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных преимуществ страны в международной торговле; интернационализация производства и конкуренции и, как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности национального производителя; интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);

4.                               вступление РБ в ВТО - пос­ле вступления в ВТО и сложившиеся в от­дельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях эконо­мики образует механизм, посредством которо­го будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение дол­госрочного экономического роста на экспортоориентированной основе.







ЛИТЕРАТУРА

1.Мировая экономика: Учебник для вузов, В.К. Ломакин, Москва 2005.

2.Мировая экономика И.Э.Точицкая, Москва 2005.

3.Макроэкономика: социально ориентированный подход. Под ред.Э.А.  Лутохиной, Минск 2005.

4.Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. Уч.пособие под.ред.М.И.Плотницкой,Г.В.Турбан, Минск,2006.

5.Национальная экономика Беларуси, Минск БГЭУ,2005.Под ред.В.Н.Шимова.

6.Мировая экономика: социально ориентированный подход. В.В.Козловский, Э.А.Лутохина Минск,2005.

7.Основы мировой экономики. Под.ред.И.В.Новиковой, Минск,2006.

8. Н.Новиков «Последствия европейской экономической интеграции для РБ». Журнал «Белорусский фондовый рынок» №2,февраль 2005.

9.Г.М.Лыч «Адаптация национальной экономики к глобализации мирохозяйственных связей». Журнал «Экономика и управление» №1, 2006.

10. Международная экономика. Курс лекций. Минск, «РИВШ» 2006 , Н.В.Черченко,Н.И. Суханов, А.Н.Леонович.

11.Экономическая безопасность государства. Монография. Е.Г.Моисеенко, Минск,2001.

12.В.Загашвили «В режиме глобализационной открытости». журнал

 « Мировая экономика и международные отношения», 2005 №4.

13. Н. Косолапов «Безопасность международная, национальная, глобальная взаимодополняемость или противоречивость?». Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006 №9.

14.Ю.Никитина «Внешнеэкономические ориентиры Беларуси в сфере экономической безопасности». Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006 №6.

15.В.Н.Шимов «Беларусь от экономического кризиса к устойчивому росту». «Белорусский экономический журнал», 2006 №2.                                     

16. С.С. Полоник, Я.М.Александрович, А.Б.Богданович. «Проблемы и перспективы социально экономического развития РБ». «Белорусский экономический журнал», 2006 №1.        

17.С.Сидорский «Пять лет созидания и прогресса». Журнал «Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы» 2006 №1.                      

18. В. Найдунов «Первое полугодие: активы и пассивы». Журнал «Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы» 2006 №3.

19.Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения, - М.: Новый Юрист, 2005, ст.176

20. Новокшенова Л.В.Мировое хозяйство: учебное пособие/Трифонов Ю.В.,      

М.: Юристъ, 2000, ст.312

21.// www.rudiplom.ru

22.// www.wto.ru

23.Федосов В.Н. Интеграция Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения, 2006 №6, ст.70-76

24.Сильвестров С.М. Мировое хозяйство: новые тенденции развития // Российский экономический журнал, 2005 №8, ст.63-75


                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.