Рис.4.6 Динамика рентабельности отраслей промышленности РБ
Еще одно важное обстоятельство, которое вытекает из приведенного графика. Рентабельность более высока в топливной промышленности, которая работает вне условий международной конкуренции, и отличается монопольной структурой рынка. В тоже время более низкие показатели рентабельности характеризуют преимущественно ориентированное на внешний рынок машиностроение. Международная экономика дает примеры иного рода. Обычно ресурсы, которые задействованы на производство не торгуемых товаров и услуг отличаются меньшей степенью отдачи ресурсов, что детерминировано различием уровня дохода потребителя в своей стране и за рубежом. У нас все наоборот или почти наоборот. [8,c44-49]
4.2 Вступление РБ во Всемирную торговую организацию
Вступление страны в организацию ожидается в следующем году, а если не в 2006-м, то в 2007 году.
Законодательство страны уже практически полностью приведено в соответствие с нормами ВТО, подчеркнул представитель МИДа. С 15 июня вступили в действие нормы Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №346-3 «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговой политики» и Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №347-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который фактически «прописывает» в законодательство в виде норм прямого действия важнейшие требования ГАТТ. В связи с этим основными принципы ГАТТ/ВТО является:
На первом месте стоит запрет какой-либо дискриминации товара. На внутреннем рынке к отечественному и импортному товарам должны применяться абсолютно одинаковые правила - начиная с налогов и заканчивая рекламой и размещением на полках магазинов.
Второе. Недопустимо товар из страны А облагать налогами или пошлинами большими, чем товар из страны Б. Все товары, проходящие по импорту, пользуются одинаковым режимом. Правда, это требование не касается интеграционных союзов и зон свободной торговли.
Третье. Ограничительные меры, прежде всего лицензирование, применяются лишь в том случае, если есть угроза жизни, здоровью граждан и принципиальным государственным интересам.
Четвертое. Сборы, которые государство взимает за оформление внешнеторговых сделок, и решения связанных с этим вопросов не могут исчисляться от цены сделки. В таких случаях должна использоваться фиксированная ставка.
Пятое. Все нормативные акты, касающиеся внешней торговли, надо сначала обсуждать с теми, чьи интересы они затрагивают, затем официально опубликовывать и только после этого они могут вступать в законную силу. Никакой нормативный акт не может вступить в действие задним числом.
Шестой принцип касается технического нормирования и регулирования. Он предусматривает, что технические стандарты, устанавливаются только там, где есть угроза жизни, здоровью людей и принципиальным государственным интересам. При введении новых стандартов государство обязательно советуется со своими торговыми партнерами. Все остальные стандарты устанавливаются предприятиями, ассоциациями добровольно.
Однако ВТО требует от страны-кандидата не только привести свое законодательство в соответствие с нормами организации, но и продемонстрировать, как работает правоприменительная практика. С последним в Беларуси существуют некоторые проблемы, и в ближайшее время правительство намерено активно заниматься их решением. Понятно, однако, что, вступая в ВТО, страна принимает на себя и обязательства в долгосрочной перспективе привести уровень тарифной защиты к стандартам этой организации. Каковы будут перспективы такого нивелирования? Ответ на это вопрос попытались дать специалисты МИДа и Института экономики НАН Беларуси, подготовившие аналитический прогноз социально-экономических последствий вступления Республики Беларусь в ВТО. Основной вывод авторов доклада довольно оптимистичен: «Создание новых рабочих мест в растущих отраслях промышленности одновременно с развитием сферы услуг и сектора национальной экономики, основанного на иностранных инвестициях, а также рост производительности труда вследствие усиления конкуренции с зарубежными производителями образуют механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспортоориентированной основе».
Содержится в докладе и экономический расчет среднесрочного экономического эффекта, который может получить наша страна от вступления в ВТО. Цена вопроса, делают вывод авторы документа, составляет порядка 250 - 270 млн. долл. в год - такой выигрыш могут получить белорусские экспортеры в случае отмены антидемпинга и иных специальных защитных и нетарифных мер стран ВТО.
В то же время либерализация правил импорта для отраслей экономики будет иметь различные последствия. Так, уже в первый год вступления в ВТО можно ожидать превышения выигрыша над потерями в топливной промышленности и черной металлургии. Как минимум не произойдет ухудшения состояния химической и нефтехимической промышленности, машиностроительного и лесного комплексов. Эти отрасли, согласно исследованиям, имеют достаточный запас финансовой прочности по отношению к последствиям либерализации конкурирующего импорта. Негативные последствия вступления в ВТО могут быть наиболее высоки в легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов.
Анализируя требования ВТО относительно сокращения государственной поддержки агропромышленного комплекса, можно сделать вывод, что реализация этих мер в Беларуси (вариант «желтой корзины») приведет к росту себестоимости сельхозпродукции не более чем на 1% в год, что вполне приемлемо. Вместе с тем следует отметить необходимость изменения системы ценообразования. Она не должна препятствовать повышению цен в соответствии с объективным ростом переменных издержек сельхозпредприятий.
Достаточно оптимистичен и прогноз по транспорту. В частности, прогнозные расчеты показывают, что в результате вступления в ВТО положительное сальдо торговли транспортными услугами составит 1260,7 долл., в том числе 93 млн. долл. - прирост, достигаемый благодаря вступлению в ВТО.
В отношении национальной банковской системы эксперты придерживаются той точки зрения, что вступление Беларуси в ВТО не окажет на нее существенного влияния, так как иностранные и белорусские банки работают в разных нишах. В частности, иностранные банки скорее всего сосредоточатся на обслуживании и кредитовании, проведении международных расчетов, привлечении средств с мировых рынков капитала, кредитовании населения. При этом большинство иностранных банков продолжит работу главным образом в Минске и областных центрах, не стремясь к развитию филиальной сети в областях. Белорусские банки сохранят доминирующее присутствие в экономике, используя свои конкурентные преимущества при работе в условиях повышенных рисков и нестабильной макроэкономической среды.
Проблемной, может стать сфера информационных и телекоммуникационных услуг.
У нас слабо развита ее техническая инфраструктура, в частности, отсутствуют операторы, оказывающие услуги IP-телефонии. РО «Белтелеком» - подведомственная Минсвязи организация - является на этом рынке чистым монополистом. Поэтому вступление Беларуси в ВТО потребует либерализации данного сегмента рынка и создания условий для конкурентного развития уже действующих поставщиков услуг.
Поскольку финансовое состояние отечественных предприятий после вступления Беларуси в ВТО в целом должно улучшиться, социальные последствия этого шага также не должны оказаться отрицательными, говорится в докладе.
Прогнозируемое для некоторых производств снижение объема реализованной продукции на 2 - 3% в результате либерализации конкурирующего импорта не образует основы для существенного роста безработицы. Ускоренное же развитие экспортоориентированных отраслей, а также малого и среднего бизнеса создаст дополнительные рабочие места. Как известно, Россия сегодня находится буквально на пороге вступления в ВТО и очень вероятно, что членом этой организации она станет раньше Беларуси. Проанализированы возможные последствия такой асинхронии для нашей страны. Прежде всего отмечается, что действующие в РФ ставки таможенных пошлин на товары, которые составляют основу белорусского экспорта в эту страну, сопоставимы со ставками таможенных пошлин, предложенных Россией на переговорах с ВТО. Если говорить о тотальном открытии российского рынка для товаров из третьих стран по завершении процесса вступления России в ВТО - начальный уровень «связывания» средневзвешенных ставок таможенных пошлин по разделам ТН ВЭД, заявленных РФ на переговорах с ВТО, превышает ныне действующий уровень ставок таможенных пошлин. Поэтому реальной угрозы потерять рынок России в результате присоединения этой страны к ВТО, для Беларуси не существует.
Вместе с тем уровень развития рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики в РФ в настоящий момент объективно выше, чем в Беларуси, что найдет свое отражение в структуре обязательств России перед ВТО. Для Беларуси будут выдвинуты дополнительные условия членства в ВТО. Следовательно, Беларусь должна стать полноправным членом ВТО.
Прогнозные расчеты показывают, что вступление в ВТО приведет к приросту всех трех исследованных показателей. При этом дополнительный прирост экспорта транспортных услуг значительно превышает прирост импорта, что можно рассматривать как чистый позитивный эффект от вступления в ВТО.
В отношении последствий вступления Беларуси в ВТО для банковского сектора разработчиками Комплексного прогноза получены следующие основные результаты. В среднесрочном периоде (5-6 лет) доля банковского рынка, контролируемая иностранными банками, приблизится к законодательно ограниченной. После перераспределения рынка отечественные коммерческие банки в привлечении ресурсов будут охватывать примерно 85-90% вкладчиков-физических лиц, в отечественных банках будет также сконцентрировано 100% коммерческих государственных предприятий и частично (порядка 50%) средства предприятий частного сектора и небанковских финансовых организаций. Доля отечественных банков на кредитном рынке будет колебаться в пределах 55-60%.
Исследованы последствия вступления республики в ВТО для сферы информационных и телекоммуникационных услуг. При вступлении в ВТО необходимо будет обеспечить равные условия конкуренции отечественных и зарубежных поставщиков информационных услуг, а также урегулировать вопросы налогообложения информационных услуг. В результате на рынке информационных услуг будет создан механизм конкурентного ценообразования. Допуск иностранных поставщиков на рынок информационных услуг Республики Беларусь в режиме коммерческого присутствия в значительной мере поможет предотвратить большой отток из страны квалифицированных кадров в области информационных услуг и электронной торговли. Вызывает опасения готовность РО «Белтелеком» и коммерческих провайдеров республики к конкуренции в области информационных услуг с иностранными предприятиями.
Исследование последствий вступления Беларуси в ВТО для финансово-экономического состояния отечественных предприятий показало, что вступление в ВТО не приведет к единовременному массовому высвобождению трудовых ресурсов в отраслях, конкурирующих с импортом. Прогнозируемое для некоторых производств снижение объема реализованной продукции на 2-3% в результате либерализации конкурирующего импорта не образует основы для существенного роста безработицы в краткосрочном плане.
Вступление в ВТО ускорит процесс структурной перестройки национальной экономики и приведения отраслевых пропорций производства товаров и услуг в соответствие с требованиями внутреннего и внешнего спроса. Это означает более четкое разделение отраслей и отдельных производств в экономике на растущие и сокращающиеся, что будет со провождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в растущие. Прогнозируется, что основная часть процесса перераспределения трудовых ресурсов будет происходить внутри промышленного сектора - между отдельными отраслями промышленности. Предварительные расчеты, учитывающие рост объемов производства после вступления в ВТО и сложившиеся в отдельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях экономики образует механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспортоориентированной основе.
Заключение
Мировое хозяйство является неотъемлемой частью нашей жизни, оно помогает разобраться в отдельных производствах и областях.
Благодаря накопленному опыту стран всего мира, учитывая ошибки истории, можно наблюдать подъём экономики отдельных хозяйств в более развитых странах. Также становление развивающихся стран экономически развитых, даст возможность им развиваться без ошибок.
Главные стороны, которые были рассмотрены в данной курсовой работе:
1. проблемы миграции в мировом хозяйстве - на современном этапе мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.
2. международная экономическая интеграция - углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства; ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; расширение региональных группировок; формирование региональных рынков; интернационализация хозяйственной жизни; создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.
3. роль Республики Беларусь в интеграционных процессах - транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных преимуществ страны в международной торговле; интернационализация производства и конкуренции и, как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности национального производителя; интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);
4. вступление РБ в ВТО - после вступления в ВТО и сложившиеся в отдельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях экономики образует механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспортоориентированной основе.
ЛИТЕРАТУРА
1.Мировая экономика: Учебник для вузов, В.К. Ломакин, Москва 2005.
2.Мировая экономика И.Э.Точицкая, Москва 2005.
3.Макроэкономика: социально ориентированный подход. Под ред.Э.А. Лутохиной, Минск 2005.
4.Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. Уч.пособие под.ред.М.И.Плотницкой,Г.В.Турбан, Минск,2006.
5.Национальная экономика Беларуси, Минск БГЭУ,2005.Под ред.В.Н.Шимова.
6.Мировая экономика: социально ориентированный подход. В.В.Козловский, Э.А.Лутохина Минск,2005.
7.Основы мировой экономики. Под.ред.И.В.Новиковой, Минск,2006.
8. Н.Новиков «Последствия европейской экономической интеграции для РБ». Журнал «Белорусский фондовый рынок» №2,февраль 2005.
9.Г.М.Лыч «Адаптация национальной экономики к глобализации мирохозяйственных связей». Журнал «Экономика и управление» №1, 2006.
10. Международная экономика. Курс лекций. Минск, «РИВШ» 2006 , Н.В.Черченко,Н.И. Суханов, А.Н.Леонович.
11.Экономическая безопасность государства. Монография. Е.Г.Моисеенко, Минск,2001.
12.В.Загашвили «В режиме глобализационной открытости». журнал
« Мировая экономика и международные отношения», 2005 №4.
13. Н. Косолапов «Безопасность международная, национальная, глобальная взаимодополняемость или противоречивость?». Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006 №9.
14.Ю.Никитина «Внешнеэкономические ориентиры Беларуси в сфере экономической безопасности». Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006 №6.
15.В.Н.Шимов «Беларусь от экономического кризиса к устойчивому росту». «Белорусский экономический журнал», 2006 №2.
16. С.С. Полоник, Я.М.Александрович, А.Б.Богданович. «Проблемы и перспективы социально экономического развития РБ». «Белорусский экономический журнал», 2006 №1.
17.С.Сидорский «Пять лет созидания и прогресса». Журнал «Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы» 2006 №1.
18. В. Найдунов «Первое полугодие: активы и пассивы». Журнал «Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы» 2006 №3.
19.Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения, - М.: Новый Юрист, 2005, ст.176
20. Новокшенова Л.В.Мировое хозяйство: учебное пособие/Трифонов Ю.В.,
М.: Юристъ, 2000, ст.312
21.// www.rudiplom.ru
22.// www.wto.ru
23.Федосов В.Н. Интеграция Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения, 2006 №6, ст.70-76
24.Сильвестров С.М. Мировое хозяйство: новые тенденции развития // Российский экономический журнал, 2005 №8, ст.63-75
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10