Рефераты. Мировое хозяйство: сущность, эволюция и проблемы функционирования

финансовых корпораций, создавать транснациональные структуры, межгосударственные альянсы предприятий. Статус малой индустри­альной страны позволяет Республике Беларусь развивать стратегию проникновения в межстрановые ФПГ или ТНК путем вхождения в них белорусских предприятий. Чем в большее число международных производственно-технологических цепочек будет включена экономика Республики Беларусь, тем она будет более устойчивой и иметь больший потенциал развития.

Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь в мировой экономике является создание и развитие свободных экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной по­литики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения ино­странных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импорто­замещающих производств, внедрения современных технологий и но­вых' методов хозяйствования. Их создание и функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов стра­ны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса. Среди многих зарубежных специалистов в области мировой экономи­ки формируется убеждение в том, что дальнейшее эффективное и дина­мичное развитие мирового хозяйства все в большей степени связывается с принципом регионализма, который приходит на смену парадигме ин­тернационализации экономики. Эти позиции имели значение и для Ев­ропейского континента, особенно в связи с новой ситуацией после раз­вала СССР и СЭВ. Какие варианты региональных комбинаций могли быть смоделированы на этом  этапе? Основные модели развития могли тогда просчитываться исходя из особенностей, определяемых региональными условиями. Стратегически ориентированное интерэкономическое поведение республики должно было учитывать факторы долговременного действия. Республика в своей внешнеполитической и внешнеэкономичес­кой деятельности должна быть очень мобильна, уметь балансировать в разных новых политических и экономических ситуациях, извлекая политическую и экономическую выгоду как контактное государство. В целом более целесообразным представлялся вариант превращения республики в большую социально-экономическую зону в рамках новых структур СНГ. Благоприятный инвестиционный климат давал возмож­ность формирования структур экономической деятельности совместно с российским, украинским, казахским и иным капиталом. Республика по этой причине могла стать выгодным ареалом экономического развития на перекрестке между Востоком и Западом.

Технология вхождения в мировой рынок, нахождения ниши в нем возможна с учетом размеров и качества экономического потенциала, притом не целыми подотраслями, а отдельными, единичными, прин­ципиально важными технологиями или производствами. Именно «то­чечное» вхождение является начальным вариантом, своего рода экс­периментом, поддерживаемым государством. Затем возможны и иные варианты создания перспективных «точечных» ниш в мировой эко­номике.

В этой связи необходимо было не только определение общего направ­ления изменения специализации республики, но и проработка проблем конкурентоспособности и маркетинга каждого потенциально перспек­тивного для экспорта продукта. Такого рода отбор целесообразен был на уровне конкретных производителей. Меры национально-государствен­ной политики в этой области эффективны в том случае, если они направ­лены на снижение регламентации предприятий в области экспортно-импортных отношений, а также на создание финансово-экономических механизмов, стимулирующих структурную перестройку производства с учетом требований мирового рынка.

Внедрение передовых технологий, в особенности в тех сферах эконо­мики, которые имели реальные перспективы участия Республики Бела­русь в системе международного разделения труда, а также в отраслях, имеющих решающее значение для стабилизации обстановки на потре­бительском рынке республики, являлись ключевыми направлениями во взаимодействии страны с другими странами мира.

Перспективной формой производственной интеграции потенциалов европейского, азиатского, российского миров и нашей республики пред­ставлялось создание трансрегиональных корпораций со штаб-квартира­ми на территории республики. Сферой деятельности таких корпораций могли быть разные отрасли: агросырьевые, промышленные, научно-ин­формационные.

Однако практическое оформление такой идеи было сопряжено с ря­дом объективных трудностей, вызванных глубокими качественными из­менениями во всех сферах жизни общества:


Трансформацией социально-экономической и политической системы; последствиями катастрофы на ЧАЭС;

исполнением международных договоров по сокращению вооружений. 'Данные факторы существенно повлияли на ситуацию в Республике Беларусь и явились определяющими при формировании и осуществле­нии государственной внешнеэкономической политики. Внешнеэконо­мический аспект стал рассматриваться как фактор, обеспечивающий:

 международную поддержку курса стабилизации экономики страны и ее включение в мирохозяйственные связи;

•  снижение военных расходов и более эффективное проведение кон­версии оборонной промышленности;

•  решение проблем внешней задолженности;

•  преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС;

•  решение экологических проблем;

•  сохранение интеллектуального потенциала республики.

Объективная реальность и целевая ориентация внешнеэкономической стратегии Беларуси предопределили ряд ее направлений, каждое из которых вытекало из единой цели.

Стратегия сотрудничества в рамках СНГ была ориентирована па:  поиск и налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества на основе имеющихся и новых форм хозяйственных связей;  дальнейшее формирование договорно-правовой базы Содружества; урегулирование и предупреждение конфликтов на пространстве

согласование военно-политического взаимодействия с целью защиты внешних границ СНГ;

•  обеспечение прав национальных меньшинств;

•  отстаивание интересов граждан Республики Беларусь на террито­рии СНГ.

Республика Беларусь активно поддерживала инициативы, направ­ленные на преобразование СНГ из механизма переговоров, содействую­щих более успешному решению проблем, связанных с распадом СССР, в региональную организацию с высоким уровнем экономической интегра­ции и политического сотрудничества.

Расширение участия республики в Европейском региональном сотруд­ничестве предполагало:

•  развитие общеевропейского интеграционного процесса, прежде все­го в рамках совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), а также других интеграционных институтов (Европейский

союз, Совет Европы, НАТО);

•  развитие субрегиональных отношений, в которых Республика Бе­ларусь могла играть наиболее существенную роль в укреплении ста­бильности и развитии обоюдовыгодного сотрудничества;

•  развитие имеющихся и поиск новых форм торгово-экономических

связей.

Поддерживание и расширение взаимодействия с ведущими странами Запада было направлено на налаживание сотрудничества в областях, в ко­торых наблюдалось совпадение интересов и концепций решения проблем..Членство в ООН и других международных организациях (МВФ, МБРР, ОЭСР и т. п.) было направлено на дополнение и расширение двусторонних и региональных механизмов, обеспечивающих доступ к мировому опыту, информации, статистике, экспертным услугам и источ­никам технической и финансовой помощи.

Сотрудничество Беларуси со странами Азии, Африки и Латинской Америки ориентировано на достижение нового качества отношений, на раз­витие направлений, ранее не входивших в сферу ее активной политики. Страны данного региона, реально претендующие на роль глобальных ве­личин, представлялись важными объектами внешнеэкономической дея­тельности.[6,c302-309].


3.3 Анализ многовекторной интеграции РБ в мировом хозяйстве


К моменту распада Советского Союза Беларусь лидировала среди союзных республик по активности ввоза-вывоза товаров. За пределы республики вывозились почти половина продукции белорусской промышленности и значительная часть сельскохо­зяйственного сырья (картофеля и овощей). По многим товар­ным позициям (трактора, грузовые автомобили и т.д.) вывоз составлял 90—95 % объема производства. В свою очередь пот­ребности Беларуси в широком спектре товаров производствен­ного и потребительского назначения полностью или почти пол­ностью удовлетворялись за счет поставок из других союзных республик и из-за рубежа. БССР часто называли «сборочным цехом» Советского Союза, ее экономика формировалась как экспортоориентированная.

Республика Беларусь располагает следующими потенциаль­ными конкурентными преимуществами, облегчающими ее ин­теграцию в мирохозяйственное пространство:

•  выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

•  развитая  система транспортных  коммуникаций  и  про­изводственная инфраструктура в целом;

•  значительные земельные, водные и лесные ресурсы, нали­чие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов);

•  достаточно мощная строительная база;

•  весомый научно-технический потенциал;

•  высокий образовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившейся системе подготовки квали­фицированных кадров;

•  комплексность развития территорий;

• многовекторные  внешнеэкономические связи,  способ­ствующие расширению внешних рынков.

Не только отмеченные конкурентные преимущества, но и слабые места белорусской экономики определяют специфику участия  Республики   Беларусь  в системе мирохозяйственных связей.

Исторически и логически первой формой мирохозяйствен­ных связей является внешняя торговля. Экспорт товаров и ус­луг выступает в качестве одного из приоритетов социально-эко­номического развития страны.

Республика осуществляет внешнеторговые операции более чем со 160 странами мира. Основными торговыми партнерами Беларуси являются: Россия, Германия, Великобритания, Поль­ша, Украина, Нидерланды, Италия, Литва, Латвия, США.

Внешнеторговый оборот Республики Беларусь в 2004 г. сос­тавил 29 899,3 млн дол. США. Сальдо торгового баланса сложи­лось отрицательным, в размере 2065,7 млн дол. Внешняя торгов­ля в январе—августе 2005 г. достигла положительного сальдо в объеме 98,3 млн дол., внешнеторговый оборот товарами сложил­ся в фактических ценах в объеме 20 175,9 млн дол. и увеличился по сравнению с январем—августом 2004 г. на 9,6 %.

В товарной структуре экспорта наиболее весомо представ­лены машины, оборудование и транспортные средства (24 %), минеральные продукты„(22,7 %), продукция химической про­мышленности, каучук (включая химические волокна и нити' (16,9 %), черные, цветные металлы и изделия из них (8,6 %) а также продовольственные товары и сырье для их производства (8,4 %).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.