|
Не более 30 |
27,4 |
23-25 |
20-23 |
Зависимость от зарубежных
поставок |
|
Доля заработной платы в |
Не менее 60 |
48,5 |
55 |
66 |
Снижение мотивационных стимулов,замедлнние роста призводительности труда |
|
Коэффициент диф- |
Не более 10 |
5,9 |
5,8 |
5,8 |
Антаганизм социальной |
|
Уровень безработици |
Не более 10 |
3 |
3,0-3,5 |
2,4-3,0 |
Рост социально уязвимых |
|
Снижение энергоем- |
-1 |
-5,3 |
-4,4 |
-4,9 |
Усиление энергетической |
|
Удельный вес затрат |
4--5 |
2 |
2,3 |
2,5 |
Загрязнение природной среды |
Как видно из таблицы, в настоящее время некоторые показатели экономической безопасности в нашей стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени износа активной части основных производственных фондов, валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, доли заработной платы в доходах населения и уровня рентабельности экономики. Реализация Национальной стратегии устойчивого развития позволит уже в 2010 г. почти по всем важнейшим экономическим показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений. [5,с824-831]
3.2 Анализ внешнеэкономических задач и приоритетов РБ на пути к устойчивому развитию
Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей материального производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта.
О наращивании внешнеэкономических связей Республики Беларусь и изменении структуры ее экспорта свидетельствуют данные, приведены рис. 3.1 и 3.2
Рис.2.1 Динамика показателей внешней торговли товарами и услугами
- Экспорт в Россию
- Экспорт в страны СНГ (без России)
- Экспорт в страны вне СНГ
Рис.3.2. Изменение структуры экспорта Беларуси в 1997-2005гг.
Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнеторговая политика будет строиться на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и либерализации внешнеторговых связей.
Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь — эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений.
В связи с этим важнейшими задачами, требующими решения, должны стать:
• создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта;
• расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями;
• участие страны в международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.
В ближайший период (до 2010 г.) необходимо будет:
• привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами и принципами; совершенствовать правовые условия, механизмы привлечения и эффективно использовать иностранные и внутренние инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции и экологических стандартов; снизить ресурсо-, энерго- и материалоемкость продукции на основе использования современных технических идей и решений; : принять системы сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами, установить требования к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения;
повысить уровень информированности национальных товаропроизводителей об изменениях конъюнктуры мировых рынков;
• рационализировать импортные закупки и развить импортозамещающие экологически чистые производств.
В соответствии с реализацией принципа многовекторности в международном сотрудничестве определены следующие приоритеты:
• углубление сотрудничества с интеграционными объединениями стран Содружества Независимых Государств в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание Единого экономического пространства в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ);
включение страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции; расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Укрепление интеграционного процесса со странами СНГ будет способствовать более быстрому вхождению Республики Беларусь в мировое сообщество.
Для расширения взаимоотношений с Европейским союзом необходимо проводить работу по эффективному включению белорусской экономики в европейские международные экономические, финансовые, научные, «экологические структуры, содействовать углублению такого сотрудничества, развивать межрегиональные хозяйственные связи, принимать активное участие в многостороннем политическом и экономическом диалоге в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской патентной организации, Европейской конференции министров транспорта и других международных и региональных организаций.
Следует расширить внешнеэкономическое сотрудничество с соседними государствами — кандидатами в Европейский союз, что обусловлено географической близостью и делает привлекательным развитие трансграничного сотрудничества.
Перспективным является расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, особенно с быстро развивающимися Китаем и Индией.
В целях реализации задач внешнеэкономической политики Республики Беларусь в процессе глобального перехода к устойчивому развитию предусматривается улучшить взаимодействие со всеми уровнями и структурными звеньями системы регулирования международного социально-эколого-экономического сотрудничества, в частности участвовать в реализации программ ООН по развитию человеческого потенциала (Программа развития ПРООН), Программы по окружающей среде (ЮНЕП), а также сотрудничать с Глобальным экологическим фондом (ГЕФ).
Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику невозможна без участия в многосторонней торговой системе Всемирной торговой организации (ВТО). Продолжение процесса вступления страны в ВТО предопределяет необходимость совершенствования нормативно-правовой базы внешней торговли в направлении либерализации в соответствии с нормами и правилами этой организации (сокращение объемов квотирования и лицензирования экспорта, отмена экспортных пошлин и замена их внутренними налогами, ослабление внешнеторгового режима, сокращение субсидирования импорта, совершенствование применения мер нетарифного регулирования).
Для расширения внешнеэкономической деятельности предстоит активизировать участие Республики Беларусь в работе международных экономических и финансовых организаций: Международного валютного фонда, группы Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям. Сотрудничество с этими экспертными международными организациями обеспечит накопление опыта в области внешнеэкономической деятельности, необходимого для ускорения процесса либерализации торговли и закрепления Республики Беларусь на мировых рынках.
Перспективная форма интеграции экономики Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей — формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК), обеспечивающих внедрение социально-эколого-экономических передовых разработок. Для этого предусматривается развивать интеграционные отношения с участием межгосударственных финансовых и не-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.