Рефераты. Мировое хозяйство: сущность, эволюция и проблемы функционирования

Не более 30

27,4

23-25

20-23

Зависимость от зарубежных поставок
продовольствия,
возможность насыщения
рынка недоброкачественной
продукцией

Доля заработной платы в
доходах населения,%

Не менее 60

48,5

55

66

Снижение мотивационных стимулов,замедлнние роста призводительности труда

Коэффициент диф-
ференциации доходов(10% высокодоходных
групп и 10% низкодо-
ходных групп населения)раз

Не более 10

5,9

5,8

5,8

Антаганизм социальной
структуры

Уровень безработици
на конец года
(к численноти эконо-
мически активного
населения),%

Не более 10

3

3,0-3,5

2,4-3,0

Рост социально уязвимых
категорий населения,
усиление социальной
напряженности в обществе

Снижение энергоем-
кости ВВП (среднего-
довое),%

-1

-5,3

-4,4

-4,9

Усиление энергетической
зависимости вследствии
увеличения потребления ТЭР

Удельный вес затрат
на охрану природы в ВВП,%

4--5

2

2,3

2,5

Загрязнение природной среды



Как видно из таблицы, в настоящее время некоторые показа­тели экономической безопасности в нашей стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени износа активной части основных производственных фондов, валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, доли зара­ботной платы в доходах населения и уровня рентабельности эко­номики. Реализация Национальной стратегии устойчивого раз­вития позволит уже в 2010 г. почти по всем важнейшим эконо­мическим показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений. [5,с824-831]


3.2 Анализ внешнеэкономических задач и приоритетов РБ на пути к устойчивому развитию

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей материального производства и сферы услуг на внешний рынок и суще­ственной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта.

О наращивании внешнеэкономических связей Республики Беларусь и изменении структуры ее экспорта свидетельствуют данные, приведены рис. 3.1 и 3.2






Рис.2.1 Динамика показателей внешней торговли товарами и услугами

 

                      

 


             - Экспорт в Россию

 - Экспорт в страны СНГ (без России)

 - Экспорт в страны вне СНГ


Рис.3.2. Изменение структуры экспорта Беларуси в 1997-2005гг.

 

Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнеторговая политика будет стро­иться на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и ли­берализации внешнеторговых связей.

Основная цель внешнеэкономической политики Республики Бела­русь — эффективное участие в международном разделении труда на ос­нове использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социаль­ной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природ­ного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынеш­него и будущих поколений.

В связи с этим важнейшими задачами, требующими решения, долж­ны стать:

•  создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющих­ся и новых рынках сбыта;

•  расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими органи­зациями;

•  участие страны в международном сотрудничестве по решению про­блем перехода к устойчивому развитию.

В ближайший период (до 2010 г.) необходимо будет:


•  привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами и принципами; совершенствовать правовые условия, механизмы привлечения и эффективно использовать иностранные и внутренние инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции и экологических стандартов; снизить ресурсо-, энерго- и материалоемкость продукции на основе использования современных технических идей и решений; : принять системы сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами, установить требования к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также  безопасности применения;

повысить уровень информированности национальных товаропро­изводителей об изменениях конъюнктуры мировых рынков;

•  рационализировать импортные закупки и развить импортозамеща­ющие экологически чистые производств.

В соответствии с реализацией принципа многовекторности в между­народном сотрудничестве определены следующие приоритеты:

• углубление сотрудничества с интеграционными объединениями стран Содружества Независимых Государств в рамках Союзного госу­дарства Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание Единого экономи­ческого пространства в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ);

включение страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции; расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной  Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Укрепление интеграционного процесса со странами СНГ будет способствовать более быстрому вхождению Республики Беларусь в мировое сообщество.

Для расширения взаимоотношений с Европейским союзом необходимо проводить работу по эффективному включению белорусской экономики в  европейские международные экономические, финансовые, научные, «экологические структуры, содействовать углублению такого сотрудниче­ства, развивать межрегиональные хозяйственные связи, принимать активное участие в многостороннем политическом и экономическом диалоге в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской патентной организации, Европейской конференции министров транспорта и других международных и региональных организаций.

Следует расширить внешнеэкономическое сотрудничество с соседни­ми государствами — кандидатами в Европейский союз, что обусловлено географической близостью и делает привлекательным развитие транс­граничного сотрудничества.

Перспективным является расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, особенно с быстро развивающимися Китаем и Индией.

В целях реализации задач внешнеэкономической политики Республи­ки Беларусь в процессе глобального перехода к устойчивому развитию предусматривается улучшить взаимодействие со всеми уровнями и структурными звеньями системы регулирования международного социально-эколого-экономического сотрудничества, в частности участвовать в реализации программ ООН по развитию человеческого потенциала (Программа развития ПРООН), Программы по окружающей среде (ЮНЕП), а также сотрудничать с Глобальным экологическим фондом (ГЕФ).

Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику невозмож­на без участия в многосторонней торговой системе Всемирной торговой организации (ВТО). Продолжение процесса вступления страны в ВТО предопределяет необходимость совершенствования нормативно-право­вой базы внешней торговли в направлении либерализации в соответ­ствии с нормами и правилами этой организации (сокращение объемов квотирования и лицензирования экспорта, отмена экспортных пошлин и замена их внутренними налогами, ослабление внешнеторгового режи­ма, сокращение субсидирования импорта, совершенствование примене­ния мер нетарифного регулирования).

Для расширения внешнеэкономической деятельности предстоит ак­тивизировать участие Республики Беларусь в работе международных экономических и финансовых организаций: Международного валютно­го фонда, группы Всемирного банка, Организации экономического со­трудничества и развития (ОЭСР), Организации ООН по промышлен­ному развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям. Сотрудничество с этими экспертными международными организациями обеспечит накопление опыта в облас­ти внешнеэкономической деятельности, необходимого для ускорения процесса либерализации торговли и закрепления Республики Беларусь на мировых рынках.

Перспективная форма интеграции экономики Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей — формирование финансово-про­мышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК), обеспечивающих внедрение социально-эколого-экономических передовых разработок. Для этого предусматривается развивать интеграци­онные отношения с участием межгосударственных финансовых и не-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.